Существует множество методов интерактивного обучения. Но только пять из них являются по-настоящему действенными и приносят быстрый и качественный результат. Так какие же они - интерактивные методы обучения, которые действительно работают?
«Брейнсторминг», или «Мозговой штурм»
Интерактивный «штурм» часто используют во время групповых занятий, потому что такой метод эффективен для создания креативных идей. Брейнсторминг помогает ученикам научиться работать в команде и включает в себя сразу несколько инструментов:
- структурированные и неструктурированные обсуждения;
- реверсивное мышление;
- построение номинальных групповых взаимоотношений;
- онлайн-штурмы – чаты, форумы, общение в соцсетях;
- создание карт командных идей;
- общие групповые подходы.
Работа в парах
В университетах преподаватели часто используют этот простой, но эффективный способ. Суть в том, что сначала дается общее задание для учеников, после чего ученики делятся на пары и за определенное время совместно разрабатывают решения и находят ответы на поставленные вопросы. А после уже каждый ученик формулирует выводы своими словами. Плюс этого метода заключается в том, что в коммуникации между учениками обрабатывается и усваивается намного больше информации, чем во время простой лекции.
Групповые дискуссии
Довольно интересный метод, который не так распространен, как парная работа, но имеет, пожалуй, лучший эффект. Как правило, участники делятся на две группы и обсуждают один вопрос или задачу, находясь в разных командах, имеющих разное видение на решение проблемы. Так как видение у групп разное, соответственное, высказанные мысли тоже будут разными и противоположными. Это заставит учеников прислушиваться к чужой точке зрения и искать более весомые аргументы, чтобы отстоять свою правоту.
«Ментальные карты»
Сразу стоит сказать, что этот метод идеально подходит для визуалов. Такие "карты" позволяют увеличивать словарный запас, изучать грамматику и многое другое. Ученик создает "ментальную карту", раскладывая все свои новые знания по полочкам. В качестве примера можно взять неправильные глаголы. Само понятие «неправильные глаголы» надо расположить в центре карты, а лучами (как солнце) или ветвями (если представить дерево) будут отходить разные группы глаголов, например, «все формы одинаковые», «окончание -ught» и др.
Сессия «вопрос-ответ»
Довольно часто после окончания преподаватель спрашивает: "Есть вопросы?" Однако ученики уже думают об окончании занятия, поэтому никаких вопросов почти не задают. А вот если, используя этот метод, сразу же после оглашения темы в самом начале занятия предложить ученикам придумать по одному вопросу, эффект будет совсем иной. Ученик записывает на листке свой вопрос и сдает преподавателю либо откладывает на стол (если занимается самообучением). После занятия ученик может сам попробовать ответить на свой вопрос или на вопрос одногруппников. Преподаватель даст свой ответ в самом конце, если понадобится. Так материал лекции намного легче усваивается и позже обязательно применяется на практике.