Найти тему
Есть что сказать

Осквернители сознания: как оппозиция выдумывает фейки про поправки в Конституцию

Оглавление

Ни для кого не секрет, что в сохранении сильной и единой России заинтересованы далеко не все. Значительная часть противников этой идеи живет не где-то за горами и океанами, а в непосредственной близости от нас. Такие люди опасны тем, что имеют прямой выход на население страны, а это, в свою очередь, открывает массу возможностей для манипулирования. И здесь в бой идет главное оружие оппозиции — фейки.

Манипулирование сегодня — это целая отрасль социальной инженерии, в основе которой лежат когнитивная психология и маркетинг. Фейки обращены к страху и интересу — базовым мотиваторам, побуждающим человека получить подтверждение или опровержение беспокоящих рассуждений. Соответствующий собственным стереотипам фейк не только освобождает человека от энергозатратных поисков правды, но и создает эффект приобретения «единомышленников». Как итог, люди сами превращают ложную информацию в личную позицию, а затем активно ее защищают.

Все это можно обнаружить в истории с предлагаемыми изменениями в Конституцию РФ. Поправки, призванные привести главный закон страны в соответствие с современными реалиями, беспардонно преподносятся оппозицией как нечто такое, что угрожает государству и людям. Свои аргументы обструкционисты сопровождают доказательствами, которые выглядят логичными и убедительными, но ровно настолько, чтобы обыденный потребитель не захотел их проверить. А сделать это стоило бы.

Толпы бюджетников, автозаки и фальстарт с ЭГ

Один из излюбленных приемов оппозиции — вбросы о насильно сгоняемых на голосование гражданах. Якобы, власти нужна явка, а нужный результат она сама нарисует. И поэтому идет «добровольно-принудительная» мобилизация бюджетников. Еще 10 июня соратник Навального Гeоргий Албуров написал в своем Twitter про «квадриллион сообщений» о принуждении к голосованию бюджетников. В частности, сотрудников Московской объединенной электросетевой компании. В качестве доказательства он привел сомнительные скрины из собственной переписки.

-2

Еще один пример подобного рода манипуляций — расползшийся по соцсетям ролик с фальшивой записью голоса заместителя руководителя Департамента образования и науки Москвы Марины Смирницкой, где та, якобы, отдает распоряжение о принуждении московских учителей голосовать за поправки. Ждя того, чтобы подбить эту «утку» на взлете, Смирницкая записала видеообращение. После просмотра которого стало ясно: голос, призывающий оказывать давление на учителей, явно не ее.

Также любят «набросить» радетели за деньги налогоплательщиков. Особенно отличился депутат Мосгордумы от КПРФ Евгений Ступин. Он выложил у себя в Twitter фотографию автозака, на котором, якобы, размещена агитация с призывами идти на голосование. Его тут же ретвитнул лучший друг московских коммунистов, также переживающий за деньги налогоплательщиков, Алексей Навальный. Но вот незадача: в Интернете легко найти оригинал фотографии, где полицейская машина изображена уже без какой-либо агитации.

-3

В действительности, голосование находится под особым контролем Центризбиркома, который жестко пресекает любые нарушения, в том числе и принуждение к участию в голосовании. До работодателей донесли предельно ясно: «перегибами на местах» и попытками продемонстрировать лояльность власти, сгоняя людей на плебисцит, будет заниматься прокуратура.

Предметом пристального внимания оппозиции также является электронное цифровое голосование. Сообщения о сбое системы ЭГ появились в соцсетях и Telegram-каналах тут же в день открытия. «Сайт явно не выдержал столько голосов «против»», - заключали сетевые борцы с режимом. Одна незадача: первые такие новости были опубликованы еще до начала голосования в 10:00 по московскому времени.

-4

Юридическая безграмотность или злой умысел?

Вообще оппозиция постоянно запугивает население тотальными нарушениями, с которыми столкнутся избиратели. Основной мишенью для атаки стали новые формы организации голосования, разработанные с учетом рекомендаций Роспотребнадзора. Абсолютно грамотные решения, призванные обеспечить безопасность людей от коронавируса, выдаются как потенциальные механизмы для фальсификаций.

Например, оппозиционные СМИ утверждали, что на участках в бюллетени не будут вносить паспортные данные, а поскольку голосовать люди будут в масках, устроить «карусели» не составит никакого труда. На самом же деле в этот раз в списки избирателей паспортные данные просто впишут заранее. Это позволит членам комиссий не касаться паспортов избирателей руками — данные можно будет проверить на расстоянии.

Совсем недавно оппозиционная пресса с радостью распространяла фотографии из книжных магазинов, где на полках якобы можно было найти Конституцию-2020 с уже внесенными поправками. Эти книги и правда существуют, однако дата 2020 на обложке всего лишь обозначала дату выпуска в тираж. Это актуальные версии Конституции на момент издания, и предлагаемых поправок в их тексте не было.

Также в социальных сетях на полном серьезе обсуждалась бредовая идея о том, что поправки делают православие государственной религией, а значит «всех мусульман будут крестить». Никто и никогда не предлагал прописывать в Конституции главенствующую роль какой-то религии, а подобные фейки распространяются исключительно для раскачивания ситуации в стране.

Еще один пропагандистский прием — «переобувание». В социальных сетях и блогах без труда можно найти публикации, начинающиеся с абсолютно клеветнических утверждений о предстоящем голосовании. После того, как текст наделал шум и, по сути, выполнил свою задачу, следует комментарий автора в духе «это была всего лишь шутка» или «вы не так поняли».

Оппозиция усиленно проталкивает мысль, что изменения в Конституцию разрабатывались кулуарно, а граждане настроены против поправок и процедуры их принятия. При этом намеренно игнорируется факт создания рабочей группы по подготовке поправок, рассмотревшей более 1000 предложений, а также проведения широкой общественной дискуссии на площадках федеральной и региональных общественных палат, в СМИ и социальных сетях.

Поправки были приняты большинством депутатов Госдумы, утверждены большинством членов Совета Федерации и одобрены органами законодательной власти субъектов страны. Этого уже было достаточно для принятия поправок к Конституции, однако власти страны пошли еще дальше, организовав проверку текста поправок Конституционным судом и проведение общероссийского голосования. О какой нелегитимности может идти речь?

Манипуляторы искажают смыслы конституционных поправок, утверждая, что они предполагают централизацию и усиление президентской власти. На самом же деле цель поправокполностью противоположная. Так, часть полномочий президента, ранее осуществляемых им единолично, либо переходит к ведению палат Федерального собрания, либо встраивается в механизм разделения властей через процедуры согласований и утверждений.

Еще один хитрый ход противников поправок — подмена понятий. Так, оппозиция утверждала, что под петицией, которая была направлена в Совет Европы, поставили подписи «известные российские правозащитники, ведущие юристы, авторитетные представители экспертного сообщества и политиков». Однако по факту среди подписантов практически нет ученых, представляющих ведущие российские научные учреждения, специализирующиеся в области конституционного права. Большинством подписантов оказались ушедшие с политической сцены общественные деятели 90-х годов и самоназванные эксперты.

Сегодня противники конституционной реформы откровенно спекулируют на особенностях ситуации, связанной с периодом выхода из пандемии коронавируса. Они утверждают, что власть должна отказаться от проведения голосования, а вместо этого вынуждает граждан к участию, что грозит новой волной заболеваний.

К счастью, добиться своих целей недобросовестным политикам и сомнительным экспертам не удается. Согласно последним опросам ВЦИОМ, две трети россиян хотят участвовать в голосовании, и большинство из них (61%) готовы поддержать нововведения. Безусловно, риторика оппозиции способна дезориентировать, но противостоять ей можно простейшей проверкой фактов.