Найти тему

Парадоксы Москвы или перевернутые имена

Мы привыкли к тому, как меняются названия улиц и площадей.

Так, многие москвичи до сих пор, по старой памяти, вместо «Театральной» говорят «площадь Свердлова», вместо «Китай-города» – «площадь Ногина». Оказывается, названия менялись и в прежние времена. Причем иногда самым парадоксальным образом.

Пречистенка, несомненно, одна из самых прекрасных улиц московского центра. Эта улица знаменита своими титулованными обитателями. Да и в самом названии столько красоты и благости, что сейчас очень нелегко поверить в то, что когда-то давно она называлась Большой Чертольской. И лишь в 1658 году стала Пречистенкой.

Дело в том, что именно по ней ездил на богомолье в Новодевичий монастырь царь Алексей Михайлович Романов. И в конце концов, он осознал, что не подобает дороге к церковной обители носить имя, упоминающее сатану. И 16 апреля 1658 года вышел царский указ, который повелевал Чертольские ворота называть Пречистенскими, а Большую Чертольскую улицу именовать Пречистенской.

Вопрос, а почему эта улица называлась Большой Чертольской, а весь район вокруг нее Чертольем переносит нас совсем в другую, древнюю Москву, облик которой разительно отличается от привычного нам. Тогда центр города не был укрыт асфальтовыми простынями дорог и тротуаров, многочисленные речки и ручьи еще не были упрятаны в подземные трубы, а овраги, по которым они протекали, еще не были засыпаны землей. То тут, то там плескалась вода в осушенных позже озерах и болотах.

Примерно в том месте, где сейчас находится Гоголевский бульвар, нес свои воды к Москва-реке бурный и стремительный ручей, вытекавший из осушенного в конце XVII века Козьего болота (теперь там Патриаршие пруды). Из-за весенних паводков или обильных дождей ручей временами бывал многоводным, бурным, прорывавшим глубокий овраг с крутыми склонами. Этот овраг весьма затруднял движение по близлежащим улицам. Поэтому ручей и прозвали «чертороем», видя в нем «происки» нечистой силы. И слово «черторой» может восприниматься как производное от словосочетания «черт рыл». Таким образом, и появилось Чертолье на окраине древней Москвы.

Если перенестись на полвека вперед и подняться вверх по Бульварному кольцу, можно обнаружить еще одну знаковую перемену среди московских наименований. Оказывается, одно из самых романтических мест Москвы, воспетые в стихах и романсах Чистые пруды, до 10-х годов XVIII века назывались Погаными.

Существует несколько версий, объясняющих происхождение такого не слишком изящного имени. Согласно одной из версий еще до прихода Юрия Долгорукова здесь было село, принадлежавшее боярину Степану Кучке, который не только не оказал должных почестей посетившему его князю Юрию Долгорукому, но и чем-то обидел его. Долгорукий повелел боярина убить, а тело сбросить в пруд, отчего, как гласит эта версия, водоем и стал называться Поганым.

Согласной другой, название Поганый пруд уходит корнями в седую древность, в те времена, когда в Москве одержало победу христианство и поверженных языческих идолов («язычник» по латыни раgаnus «поганый»), топили именно здесь.

По третьей и самой распространенной версии, пруд был назван Поганым от того, что в него сваливали отбросы с мясных боен, находившихся поблизости на Мясницкой улице.

Радикальные перемены начались в 1703 году, когда Александр Меншиков приобрел в Мясниках большую усадьбу. Жить в «поганом» месте светлейший князь, естественно, не захотел, поэтому по его приказу пруды были очищены и названы Чистыми.

Перенесемся еще на столетие с лишним вперед. Примерно посередине между Пречистенкой и Чистыми прудами, правда, не на Бульварном, а на Садовом кольце, находится улица, носящая имя мало кому известного сегодня большевика Леонида Красина.

Название улицы абсолютно нейтрально, никаких эмоций не вызывает, и думаю, никому из ежедневно спешащих по ней людей даже и представиться не может, что до 80-х годов XIX века она называлась Староживодерным переулком или просто Большой Живодеркой, по находившейся там Живодерной слободе, жители которой занимались убоем и разделкой скота.

В те времена слово «живодер» обозначало вполне определенное ремесло и не несло такой отрицательной нагрузки, как сегодня. Но прежде, чем Живодерка стала улицей Красина, она прошла довольно долгий путь. В 1890 году в Москве отмечался 25-летний юбилей «состояния в должности» князя Владимира Андреевича Долгорукова, московского генерал-губернатора. В его честь улица была переименована во Владимиро-Долгоруковскую. (Поскольку Долгоруковская улица в Москве уже была.)

В 1918 году в порыве интернациональной солидарности улицу еще раз переименовали, на сей раз в честь одного из лидеров австрийских социал-демократов, идеолога австро-марксизма Фридриха Адлера, убившего министра-президента Австро-Венгрии. Только в 1931 году присвоили ей «проверенное» имя большевика Красина, умершего за пять лет до этого.

Александр Славуцкий.

На фото: Пречистенка - одна из самых прекрасных улиц московского центра.

Фото автора