Найти тему
Школа 904

ЕГЭ-2020 по русскому языку: советы выпускникам

Совсем скоро одиннадцатиклассникам предстоит сдать самый важный для них экзамен. ЕГЭ по русскому языку обязателен для поступления в любой вуз России. Ситуация с распространением коронавирусной инфекции внесла свои коррективы в подготовку к тестированию. Отразится ли это на результатах учеников? Об этом рассказал руководитель кафедры русского языка и литературы школы 904 Игорь Александрович Бурков.

– На практикумах по русскому языку ребята вместе с педагогами разбирали типичные задания, устраняли пробелы в знаниях. С переходом на дистанционное обучение было организовано максимально возможное по СанПинам количество онлайн-уроков по русскому языку, а после завершения учебного года педагоги продолжили проводить онлайн-консультации не реже двух раз в неделю. Для индивидуальной оценки знаний используются различные электронные ресурсы: онлайн-диагностики на сайтах ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), сервисы «Мои достижения» и «Решу ЕГЭ», МЦКО (Московский центр качества образования). Многие выпускники уже прошли эти диагностики и показали достаточно высокие результаты, – говорит Игорь Александрович.

По словам педагога, подготовка к ЕГЭ в формате онлайн для одних учеников оказалась весьма эффективной, а у других вызвала затруднения: от ребят потребовалось больше самоорганизованности и дисциплины. Но учителя не сомневаются, что одиннадцатиклассники покажут достойный уровень знаний. Игорь Александрович отметил, что выпускники прошлого года очень хорошо сдали ЕГЭ по русскому языку.

– Даже те, кто поступал на технические специальности, смогли пройти конкурс на бюджетные места благодаря высокому баллу по русскому языку, – подчеркнул он.

Стоит ли рассчитывать на удачу на ЕГЭ? Игорь Александрович считает, что в последние годы требования к тестированию свели этот фактор к минимуму.

– Угадать правильный ответ практически невозможно. Хотя бы потому, что их может быть несколько. Рассчитывать на то, что попадётся лёгкий вариант, тоже не приходится. По уровню сложности они одинаковые, – говорит он.

Педагог рекомендует выполнять задания в порядке очерёдности, но не останавливаться на тех, которые вызывают затруднения. На каждый пункт первого блока должно уходить 2-3 минуты. Лишь после написания сочинения можно вернуться к тем вопросам, на которые не сразу удалось ответить. По словам педагога, как правило, сложности возникают у ребят с темами по орфографии (правописание корней с безударной гласной, суффиксов причастий) и пунктуации (знаки препинания в предложениях с разными видами связи, при наличии вводных слов и обращений). Трудными оказываются задания на слитное, дефисное и раздельное написание наречий, местоимений предлогов и союзов. Не всем легко удаётся найти средства речевой выразительности в тексте или же грамматические ошибки в предложениях.

Что касается сочинения, то это едва ли не самая значимая часть экзамена, за которую можно получить высокий балл.

– В последние годы изменились требования к оценке сочинения. Главное – подробно прокомментировать найденную проблему на материале двух конкретных примеров из текста, поясняя значение каждого из эпизодов для выражения авторской мысли. Чтобы в полной мере раскрыть тему сочинения-рассуждения, достаточно 200-250 слов. Не стоит использовать в сочинении сложные синтаксические конструкции, как у Льва Толстого. Это может запутать и привести к ошибкам. Следует опасаться разговорных слов и повторов, – пояснил учитель.

Игорь Александрович рекомендует придерживаться следующей схемы, чтобы без проблем справиться со всеми заданиями: полтора часа на выполнение первой части и полтора часа на написание сочинения, ещё полчаса надо оставить на перенос текста в чистовик и проверку всей работы.

Команда учителей-словесников всегда готова помочь выпускникам в решении трудных вопросов и объяснить непонятную тему индивидуально. Игорь Александрович подчеркнул, что ребята не должны стесняться обращаться к педагогу. Заниматься он советует в первой половине дня и ни в коем случае не сидеть за повторением по ночам. Не стоит пропускать консультации, но и излишне перенапрягаться тоже ни к чему. Достаточно выполнять один вариант в день, чтобы достичь хорошего результата на экзамене. Для самостоятельной подготовки к экзамену по русскому языку можно использовать бесплатные сервисы "Мои достижения", “Самодиагностика” в библиотеке МЭШ и другие, где можно тренироваться в решении как отдельных заданий, так и вариантов целиком.

– Важно помнить, что списывание на ЕГЭ исключено, такие попытки приводят к удалению с экзамена. Можно составить для себя шпаргалки с короткими алгоритмами к каждому заданию, чтобы быстро повторить весь материал накануне экзамена, но ни в коем случае не брать их с собой на экзамен, – отметил Игорь Александрович.

Кафедра русского языка и литературы желает выпускникам успешной подготовки и удачи на ЕГЭ!