В этом году легендарному фильму Стивена Спилберга «Список Шиндлера» исполняется 27 лет.
История посвящена немцу, члену НСДАП Оскару Шидлеру, который спас порядка 1200 евреев от гибели во время Холокоста. Я расскажу вам о малоизвестных фактах, которые остались за кадром исторического фильма.
Режиссер к тому времени уже был довольно богатым человеком и уделял внимание только на те картины, которые могли затронуть душу зрителя. Он решил, что история «Списка Шиндлера» настолько важна, что ее не следует делать с прицелом на денежное вознаграждение. Режиссер посчитал, что взять деньги за этот фильм — значит взять «кровавые деньги». А прибыль он вложил в «Фонд Шоа», который посвящался памяти выживших в период Холокоста и занимался сбором и сохранением личных воспоминаний и интервью участников тех событий.
Спилберг предлагал снять фильм Роману Полански еще до того, как тот создал свой фильм о Холокосте «Пианист»
Спилберг боялся, что он морально не готов к фильму о Холокосте. Поэтому поначалу он пробовал нанять других режиссеров, чтобы они сняли фильм вместо него. Он обратился к режиссеру Роману Полански, который сам пережил Холокост и чья мать была убита в Освенциме. Полански отказался участвовать, но со временем сделал собственный фильм о Холокосте, «Пианист», который принес ему «Оскар» за лучшую режиссуру в 2003 году. Тогда Спилберг предложил кресло режиссера Сидни Поллаку, который также ответил отказом. Затем проект предложили легендарному режиссеру Мартину Скорсезе, который дал согласие участвовать. Скорсезе уже собирался запустить фильм в производство, когда Спилберг вдруг понял, что он, наконец, готов взяться за «Список Шиндлера» сам. Для того, чтобы компенсировать потерю Скорсезе, Спилберг передал ему права на фильм «Мыса страха».
Девочка в красном пальто, которая появляется в фильме во время ликвидации гетто — это реальный человек. Настоящую девочку в красном пальто звали Рома Лигоцка. Выжившая в краковском гетто, она была известна среди живших там евреев благодаря своему красному зимнему пальто. Сейчас Лигоцка – художник. Она живет в Германии и написала автобиографию о Холокосте, которая носит название «Девочка в красном пальто».
Фильм должен был выйти на польском и немецком языках. Однако Спилберг понял, что английские субтитры, которым пользовались бы многие люди стали бы отвлекать от картины и важных действий на экране.
Почему фильм черно-белый?
Единственным человеком в «MCA / Universal», который согласился со Спилбергом и оператором Янушем Камински в том, чтобы снимать фильм в черно-белом цвете, был глава студии Шейнберг.
«Это было вполне уместно, поскольку я только что пережил Холокост посредством свидетельств других людей и разглядывания архивных фотографий, которые все, разумеется, были черно-белыми», — отметил Спилберг.
Режиссер проводил собственное расследование
Для того, чтобы получить более личное видение будущего фильма, режиссер до начала съемок съездил в Польшу. Он говорил с выжившими евреями и посещал места трагедии. Там Спилберг посетил бывшую штаб-квартиру гестапо на Поморской улице, настоящую квартиру Шиндлера и виллу Амона Гёта. В итоге фильм был снят в Польше за 92 дня.
У Шиндлера существовало больше одного списка
Оскар Шиндлер и его соратники во время войны составили целых семь списков, и четыре из них существуют до сих пор. Два из них хранятся в Яд ва-Шем в Израиле, один – в американском музее Холокоста в Вашингтоне. Однако, фильм обращается к первым двум спискам, составленным в 1944 году, известным также под наименованием «Списки жизни». Оригинальный список был найден в квартире Шиндлера в Хильдесхайм в 1999 году, там он жил в последние годы своей жизни.
У Спилберга была возможность снять фильм в Аушвице
Такой возможностью он не воспользовался, потому что посчитал, что это будет считаться оскорблением в адрес умерших евреев. Хотя за воротами схемки все же проводились, но внутри помещений нет.
В финальной сцене цветы на могилу Шиндлера кладет исполнитель его роли Лиам Нисон
Впервые я посмотрел этот фильм лет 10 назад. Сказать что я был в восторге, это ничего не сказать. В нем идеально всё. Шедевральная постановка Стивена Спилберга, великолепная операторская работа Януша Камински, уникальная актёрская игра абсолютно всех без исключения актёров: в первую очередь конечно я имею ввиду исполнителей главных ролей - Лиам Нисон, Бен Кингсли и Рэйф Файнс.
Ну и конечно же музыка. Музыка великого Джона Уильямса (для тех кто не в курсе, этот человек за 60 лет своей музыкальной кинокарьеры, 52 раза номинировался на Оскар за лучшую музыку к фильму)
Резюмируя статью, хотелось бы сказать следующее. Спилбергу удалось снять один из лучших фильмов в истории. Фильм не про хороших евреев и плохих немцах. Это фильм о добре и зле. О том что в любых жизненных ситуациях можно и нужно оставаться человеком.
Для тех кто ещё не видел, обязательно к просмотру.
Делитесь в комментариях своими впечатлениями от фильма. Спасибо за внимание. До новых встреч на канале.