Мы в GetFinance очень любим истории о бизнесменах, которые идут не проторенной другими дорогой, а ищут свой путь, приносят что-то новое.
Мы и сами такие – ведь именно мы впервые в России запустили факторинг в режиме онлайн, от заявки до получения средств, от загрузки УПД до отправки отчетности в налоговую. И это в то время, когда все факторинговые компании погрязали в горах бумажной документации и пробовали хоть частично автоматизировать процесс! Заходите на наш сайт, когда закончите читать статью, и сами оцените, как все удобно.
Но сегодня, конечно, не о нас, а об этой удивительной женщине с фотографии. Тем более, и бизнес у нее с факторингом напрямую связанный – ведь именно поставщики маркетплейсов составляют значительную долю всех клиентов факторинговых компаний.
Вторая после Батуриной
Имя Татьяны Бакальчук стало известно широкой общественности много позже, чем «детище» этой дамы - интернет-магазин Wildberries – стало символом простых и доступных покупок. Она настолько не селебрити, что даже найти в сети хотя бы несколько ее фотографий оказалось сложным делом, а уж информации так и вовсе минимум. И при этом Татьяна в 2019 году стала второй российской женщиной-миллиардером в списке Forbes, практически догнав по размеру капитала Елену Батурину. И если об источниках состояния Елены можно спорить очень долго, то Татьяна бесспорно относится к категории «селф-мейд» бизнесменов, на историях успеха которых многому можно научиться.
"Старт" Татьяны Бакальчук настолько обыденный и привычный, что любой из нас найдет среди своих приятельниц, знакомых, коллег или соседок сразу несколько женщин с похожей судьбой.
Татьяна родилась в 1975 году, выросла в небольшом подмосковном городке, после школы, в «лихие» 90-е (которые ее, впрочем, и не затронули) поступила в институт и закончила его, начала работать по специальности – преподавателем английского языка. Вышла замуж, родила ребенка, начала искать в декрете способы заработка, чтобы помочь мужу содержать семью.
И вот тут ее жизнь повернулась совсем в другую сторону. Каким-то образом Татьяне на заре нулевых в России удалось не только нащупать будущую «золотую жилу» - продажи через Интернет – но и по максимуму использовать ресурс этой жилы. И это в 2004 году, когда развиты сетевые технологии были только в крупных городах, а уж о том, что в будущем станет возможно купить туфли или корм для кота за пять минут и не выходя из дома, а получить заказ буквально на следующий день, и мечтать не приходилось.
Как начинался Wildberries. «Надо просто брать и делать»
В 2004 году не было еще никакого Вайлдберриз в том виде, к которому мы привыкли. Тогда Татьяна начала сотрудничество с двумя немецкими поставщиками одежды, которые до того работали через посредников и по каталогам – Quelle и Otto. Но решила действовать по другому принципу - не продолжать «посылочную торговлю» под заказ, а сделать интернет-магазин, где можно без личных встреч и раздач каталогов подобрать и купить одежду. Более того, весь ассортимент был в наличии (квартира Татьяны и ее мужа Владислава была сплошь заставлена коробками с товаром), а значит, ждать клиентам не приходилось. И платить за доставку – тоже.
Новый магазин стал очень популярным среди женщин, у которых нет времени на офлайн-покупки – Татьяна просто создала удобный сервис для таких же, как она сама, и, как показало будущее, не прогадала. Уже через два года Татьяна зарегистрирует «Вайлдберриз» как юридическое лицо, и с этого момента начнется бурное развитие будущего крупнейшего интернет-магазина России.
Экономическое чудо? Или не чудо?
37 тыс+ брендов на сайте
750 тыс+ заказов в день
7 млн+ посетителей в сутки
90 млн+ товаров на складе
Это только несколько цифр с официального сайта. Начинавшийся как небольшой интернет-магазин женской одежды, спустя пятнадцать лет Wildberries – это огромная торговая империя, где можно купить все, что угодно: наушники и этажерки, ботинки и подгузники, спагетти и меховую шубу... Недавно и авиабилеты начали продавать. Вайлдберриз в последние годы опередил ближайших преследователей – Ozon, Lamoda – и вышел на первое место во всех рейтингах онлайн-торговли.
Как же это получилось? Что есть такого в «диких ягодах» (а именно так переводится с английского название WB), чего нет у других? Давайте разберемся.
- Ассортимент. В то время, когда большинство онлайн-магазинов и маркетплейсов концентрировалось на одном направлении (Lamoda – одежда и обувь, Ulmart – техника и т.д.), в Wildberries сделали ставку на расширение категорий. И это стало практически прорывом – люди, которые не любят ходить по десяткам магазинов в поисках нужных товаров, смогли купить все в режиме «одного окна». И платье, и сковороду, и игрушку ребенку, и ароматизатор в машину.
- Экономия. Да, очень часто маркетплейсы и интернет-магазины предлагают товары дешевле, чем сам производитель. Не будем сейчас копаться в том, как рассчитывается наценка в продажах, просто примем это как непреложный факт.
- Бесплатная доставка. И возврат – тоже бесплатный. Даже в регионах. О таких чудесах в России до Wildberries и мечтать не приходилось. И не стоит, наверное, пояснять, во сколько могла обойтись доставка из Москвы в Сибирь – часто она была дороже самого товара. Даже сейчас большинство крупных интернет-магазинов, если и предлагают бесплатную доставку, то с рядом условий – например, устанавливают минимальную сумму заказа, а уж лет 10 назад не приходилось об этом даже мечтать. В качестве исключения можно вспомнить не справившийся с внутренними проблемами и, к сожалению, почивший Юлмарт – там с доставкой и проверкой товара тоже проблем не возникало. Но это, скорее, исключение.
- Примерка. Строго говоря, примерку предлагают и другие магазины. Однако, как правило, это касается курьерской доставки, а далеко не каждый человек готов пустить в дом постороннего, да еще и примерять при нем одежду. Поэтому такая функция удобна только в тех случаях, когда есть пункты выдачи с примерочными кабинками, а они имеются всего у нескольких сетей.
- Огромное количество пунктов выдачи. В крупных городах – буквально в каждом районе, и не по одному, в небольших тоже хотя бы пара-тройка найдется. И если не забывать, что доставка бесплатная, ассортимент огромный, а в пунктах возможна примерка, становится понятным живейший интерес россиян к ВБ – а значит, и огромные выручки сети.
Здесь стоит, наверное, вспомнить книгу Тони Шея «Доставляя счастье» (мы даже обзор на нее делали, смотрите по ссылке) с главным постулатом всех компаний, работающих с клиентами – «нужно вызывать ВАУ-чувство нашим обслуживанием». Пожалуй, Татьяне, которая сделала ставку на сервис и удобство, "вау"удалось. Удачи ей и в будущем!
Друзья, если вам понравилась статья, не стесняйтесь ставить «лайки» и оставлять комментарии – нам будет очень приятно. И, конечно, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!