Найти тему
GetFinance

Из преподавателей в миллиардеры - как создавалась империя Wildberries

Мы в GetFinance очень любим истории о бизнесменах, которые идут не проторенной другими дорогой, а ищут свой путь, приносят что-то новое.

Мы и сами такие – ведь именно мы впервые в России запустили факторинг в режиме онлайн, от заявки до получения средств, от загрузки УПД до отправки отчетности в налоговую. И это в то время, когда все факторинговые компании погрязали в горах бумажной документации и пробовали хоть частично автоматизировать процесс! Заходите на наш сайт, когда закончите читать статью, и сами оцените, как все удобно.

Но сегодня, конечно, не о нас, а об этой удивительной женщине с фотографии. Тем более, и бизнес у нее с факторингом напрямую связанный – ведь именно поставщики маркетплейсов составляют значительную долю всех клиентов факторинговых компаний.

Татьяна Бакальчук. Фотография из открытых источников.
Татьяна Бакальчук. Фотография из открытых источников.

Вторая после Батуриной

Имя Татьяны Бакальчук стало известно широкой общественности много позже, чем «детище» этой дамы - интернет-магазин Wildberries – стало символом простых и доступных покупок. Она настолько не селебрити, что даже найти в сети хотя бы несколько ее фотографий оказалось сложным делом, а уж информации так и вовсе минимум. И при этом Татьяна в 2019 году стала второй российской женщиной-миллиардером в списке Forbes, практически догнав по размеру капитала Елену Батурину. И если об источниках состояния Елены можно спорить очень долго, то Татьяна бесспорно относится к категории «селф-мейд» бизнесменов, на историях успеха которых многому можно научиться.

"Старт" Татьяны Бакальчук настолько обыденный и привычный, что любой из нас найдет среди своих приятельниц, знакомых, коллег или соседок сразу несколько женщин с похожей судьбой.

Татьяна родилась в 1975 году, выросла в небольшом подмосковном городке, после школы, в «лихие» 90-е (которые ее, впрочем, и не затронули) поступила в институт и закончила его, начала работать по специальности – преподавателем английского языка. Вышла замуж, родила ребенка, начала искать в декрете способы заработка, чтобы помочь мужу содержать семью.

Татьяна Бакальчук. Фото из открытых источников
Татьяна Бакальчук. Фото из открытых источников

И вот тут ее жизнь повернулась совсем в другую сторону. Каким-то образом Татьяне на заре нулевых в России удалось не только нащупать будущую «золотую жилу» - продажи через Интернет – но и по максимуму использовать ресурс этой жилы. И это в 2004 году, когда развиты сетевые технологии были только в крупных городах, а уж о том, что в будущем станет возможно купить туфли или корм для кота за пять минут и не выходя из дома, а получить заказ буквально на следующий день, и мечтать не приходилось.

Как начинался Wildberries. «Надо просто брать и делать»

В 2004 году не было еще никакого Вайлдберриз в том виде, к которому мы привыкли. Тогда Татьяна начала сотрудничество с двумя немецкими поставщиками одежды, которые до того работали через посредников и по каталогам – Quelle и Otto. Но решила действовать по другому принципу - не продолжать «посылочную торговлю» под заказ, а сделать интернет-магазин, где можно без личных встреч и раздач каталогов подобрать и купить одежду. Более того, весь ассортимент был в наличии (квартира Татьяны и ее мужа Владислава была сплошь заставлена коробками с товаром), а значит, ждать клиентам не приходилось. И платить за доставку – тоже.

Из интервью Татьяны Бакальчук - о том, как начинается успешный бизнес
Из интервью Татьяны Бакальчук - о том, как начинается успешный бизнес

Новый магазин стал очень популярным среди женщин, у которых нет времени на офлайн-покупки – Татьяна просто создала удобный сервис для таких же, как она сама, и, как показало будущее, не прогадала. Уже через два года Татьяна зарегистрирует «Вайлдберриз» как юридическое лицо, и с этого момента начнется бурное развитие будущего крупнейшего интернет-магазина России.

Экономическое чудо? Или не чудо?

37 тыс+ брендов на сайте
750 тыс+ заказов в день
7 млн+ посетителей в сутки
90 млн+ товаров на складе

Это только несколько цифр с официального сайта. Начинавшийся как небольшой интернет-магазин женской одежды, спустя пятнадцать лет Wildberries – это огромная торговая империя, где можно купить все, что угодно: наушники и этажерки, ботинки и подгузники, спагетти и меховую шубу... Недавно и авиабилеты начали продавать. Вайлдберриз в последние годы опередил ближайших преследователей – Ozon, Lamoda – и вышел на первое место во всех рейтингах онлайн-торговли.

Из интервью Татьяны Бакальчук - об успехе
Из интервью Татьяны Бакальчук - об успехе

Как же это получилось? Что есть такого в «диких ягодах» (а именно так переводится с английского название WB), чего нет у других? Давайте разберемся.

  • Ассортимент. В то время, когда большинство онлайн-магазинов и маркетплейсов концентрировалось на одном направлении (Lamoda – одежда и обувь, Ulmart – техника и т.д.), в Wildberries сделали ставку на расширение категорий. И это стало практически прорывом – люди, которые не любят ходить по десяткам магазинов в поисках нужных товаров, смогли купить все в режиме «одного окна». И платье, и сковороду, и игрушку ребенку, и ароматизатор в машину.
  • Экономия. Да, очень часто маркетплейсы и интернет-магазины предлагают товары дешевле, чем сам производитель. Не будем сейчас копаться в том, как рассчитывается наценка в продажах, просто примем это как непреложный факт.
  • Бесплатная доставка. И возврат – тоже бесплатный. Даже в регионах. О таких чудесах в России до Wildberries и мечтать не приходилось. И не стоит, наверное, пояснять, во сколько могла обойтись доставка из Москвы в Сибирь – часто она была дороже самого товара. Даже сейчас большинство крупных интернет-магазинов, если и предлагают бесплатную доставку, то с рядом условий – например, устанавливают минимальную сумму заказа, а уж лет 10 назад не приходилось об этом даже мечтать. В качестве исключения можно вспомнить не справившийся с внутренними проблемами и, к сожалению, почивший Юлмарт – там с доставкой и проверкой товара тоже проблем не возникало. Но это, скорее, исключение.
Информация о доставке с сайта Вайлдберриз
Информация о доставке с сайта Вайлдберриз
  • Примерка. Строго говоря, примерку предлагают и другие магазины. Однако, как правило, это касается курьерской доставки, а далеко не каждый человек готов пустить в дом постороннего, да еще и примерять при нем одежду. Поэтому такая функция удобна только в тех случаях, когда есть пункты выдачи с примерочными кабинками, а они имеются всего у нескольких сетей.
  • Огромное количество пунктов выдачи. В крупных городах – буквально в каждом районе, и не по одному, в небольших тоже хотя бы пара-тройка найдется. И если не забывать, что доставка бесплатная, ассортимент огромный, а в пунктах возможна примерка, становится понятным живейший интерес россиян к ВБ – а значит, и огромные выручки сети.
ВБ есть не только в России. Карта позаимствована с сайта интернет-магазина
ВБ есть не только в России. Карта позаимствована с сайта интернет-магазина

Здесь стоит, наверное, вспомнить книгу Тони Шея «Доставляя счастье» (мы даже обзор на нее делали, смотрите по ссылке) с главным постулатом всех компаний, работающих с клиентами – «нужно вызывать ВАУ-чувство нашим обслуживанием». Пожалуй, Татьяне, которая сделала ставку на сервис и удобство, "вау"удалось. Удачи ей и в будущем!

Друзья, если вам понравилась статья, не стесняйтесь ставить «лайки» и оставлять комментарии – нам будет очень приятно. И, конечно, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!