Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Дмитрий Шостакович: страсти по Шекспиру

Оглавление

Дмитрий Шостакович много раз обращался к творчеству Уильяма Шекспира: он писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам по мотивам произведений драматурга и даже «озвучил» один из его сонетов. О шекспировской музыке русского композитора рассказывает «Культура.РФ».

Три «Гамлета»

Дмитрий Шостакович. Фотография: music.r45.ru
Дмитрий Шостакович. Фотография: music.r45.ru

В 1932 году художник-постановщик Николай Акимов поставил свой первый спектакль — «Гамлета» в Театре имени Вахтангова. Постановка оказалась весьма спорной и даже получила громкий эпитет «извращение классики». Однако все признавали: музыка Дмитрия Шостаковича была «самое лучшее, самое смелое в спектакле, она все время на какой-то чудесной границе иронии и сатиры».

Композитор создавал музыкальную партитуру в полном соответствии со смелым замыслом Акимова, поэтому темы некоторых номеров напоминали советские массовые песни. В песне Офелии («Заутра Валентинов день») прослеживались интонации «Песни о встречном», которую Шостакович написал для фильма «Встречный» в 1931 году. В карикатурных тонах была исполнена миниатюра «Уход короля и королевы»: вместо благородной музыки звучала легкомысленная полька.

В 1954 году режиссер Григорий Козинцев поставил «Гамлета» в переводе Бориса Пастернака в Ленинградском театре драмы имени Пушкина. К нему Шостакович написал два небольших музыкальных номера: «Жигу», похожую на темпераментную тарантеллу, и «Финал» — торжественное завершение трагической истории. Автографы этих номеров так и не были найдены — известны только рукописные копии партитур, хранившиеся в театре.

Фильм «Гамлет» вышел на экраны 19 апреля 1964 года, и в посвященной ему статье критик Виктор Комиссаржевский назвал музыку Шостаковича нервом картины: «…она [музыка] умеет передавать и гул времени, и тончайшее движение человеческой души».

«Король Лир» в театре и кино

Дмитрий Шостакович, его жена Ирина и азербайджанский композитор Кара Караев. Фотография: diletant.media
Дмитрий Шостакович, его жена Ирина и азербайджанский композитор Кара Караев. Фотография: diletant.media

Премьера спектакля «Король Лир» в постановке Козинцева состоялась 24 марта 1941 года в Ленинграде, в Большом драматическом театре имени Горького. Литературовед Натан Берковский отмечал, что постановка показывала весь «мрак и ужас трагедии», трагичность строя, который «поощряет в людях низменное, низкое, грубое и оставляет без последствий благородные поступки или же карает за них». На сцене возвышались виселицы, что рождало ассоциации с советскими реалиями.

Дмитрий Шостакович в статье, подготовленной к премьере, писал: «Шекспир, видимо, сам очень любил музыку и чувствовал ее могучую силу и очарование, иначе бы он не создал знаменитую сцену пробуждения больного короля Лира под музыку». Он признавался, что непросто было «отобразить в музыке… ужас медленной и мучительной гибели всех иллюзий короля Лира». Кроме инструментальных пьес композитор сочинил балладу Корделии и десять маленьких песен Шута — колких и саркастических.

К работе над кинофильмом «Король Лир» Григорий Козинцев приступил в 1969 году и подробно обсуждал с Шостаковичем музыкальное решение сцен. Композитору работа над картиной давалась тяжело из-за проблем со здоровьем. Всего в музыкальной партитуре фильма было 70 номеров, как кратких (сигналы труб, рогов), так и развернутых («Голос правды», «Буря»). Песенки Шута позаимствовали из музыки к спектаклю, но в фильме они не стали полноценными вокальными номерами: Шут лишь напевал отдельные строчки, как бы «случайно» их припоминая.

Сонет 66: «Измучась всем…»

Дмитрий Шостакович и Иван Соллертинский. Фотография: read01.com
Дмитрий Шостакович и Иван Соллертинский. Фотография: read01.com

Сонет 66 Дмитрий Шостакович включил в цикл «Шесть романсов на стихи английских поэтов», изданный в 1943 году. Перед тем как отдать сочинения в печать, композитор добавил к ним посвящения и сонет 66 посвятил Ивану Соллертинскому — музыковеду, театроведу, литературоведу и критику, чьей дружбой Шостакович очень дорожил.

В последнем двустишии — так называемом «сонетном ключе» — высказана главная мысль сонета, которая стала пророческой для Шостаковича:

Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.

Внезапная смерть Соллертинского в 1944 году стала большим ударом для Шостаковича. Он писал: «Нет больше среди нас музыканта огромного таланта, нет больше веселого, чистого, благожелательного товарища, нет у меня больше самого близкого друга».

Автор: Алевтина Бояринцева