Никаких танцев или проблем - только до локтей у пчел и мёда. Много мёда.
Деревня Муратово находится в 83 км от Санкт-Петербурга. Он состоит из 40 простых деревянных домов, окруженных зимой сугробами, а осенью и весной - грязью и лужами - или тем, что местные жители называют «дорогой».
В конце весны и лета один из этих домов превращается в кошмар для любого, кого когда-либо укусили осы или пчелы. Именно тогда появляется пасечник Андрей Добросоцкий, чтобы ухаживать за 30-40 ульями на участке земли своей тети.
Добросотский, пожалуй, самый популярный русский пчеловод-блогер на TikTok (правда, не самый яростный оспариваемый заголовок). Некоторые из его видео этих полосатых крылатых насекомых получают до 7 миллионов просмотров.
Это краткая история о том, как пчеловод покорил русскую аудиторию TikTok, и как его видео с пчелами помогают не только продавать мед, но и сохранять планету!
Ужали в действие
Сначала Андрей думал о переезде в деревню 11 лет назад, а затем как 27-летний шеф-повар работал в Санкт-Петербурге.
«Каждое лето, когда я был ребенком и подростком, я ездил в бабушкиное село в Украине. Там я научился доить коз и коров и ухаживать за садом. Когда мне исполнилось 27 лет, я начал вспоминать, как хорошо было без пробок и толп людей », - говорит блогер.
Он решил переехать к тете, в деревню за пределами северной столицы России, но вскоре понял, что это потребует дополнительного дохода помимо его работы поваром. Добросотский не любил разводить коров или цыплят (он против убийства животных), и люди живут не только молоком и огурцами. Он решил, что решением будет пчеловодство и производство мёда, поэтому он начал искать в Интернете информацию об этом.
«Пчелы производят свою еду, и нет нужды убивать их. Плюс я никогда не боялся пчел. Единственной трудностью было убедить мою тетю держать ульи на своей земле. Для нее, 70-летней женщины, я казалась сумасшедшим ребенком, который решил залить это место пчелами-убийцами », - вспоминает Добросоцкий.
У Андрея детали туманные, но в конце концов она согласилась, несмотря на то, что несколько лет боялась жужжащих существ. Что больше всего запомнилось в его памяти, так это необходимость продать все свое фотооборудование (он был увлеченным фотографом-любителем), чтобы купить свои первые ульи.
«Как оказалось, пчелы - это товар, такой же, как смартфоны или Coca-Cola. Есть питомники, где люди разводят и продают их, а пчеловоды продают их на секретных участках », - объясняет Андрей.
Он начал с четырех ульев, три из которых содержали 30 000 пчел, а четвертый - 60 000.
«Это считается сравнительно небольшим« стартовым набором », учитывая, что 2000 пчел рождаются в семье каждый день», - говорит пчеловод.
Блоггер с пчелиным рейтингом
Пчеловодство, говорит Андрей, довольно простая работа. Главное - вовремя заменить ящики на соты, чтобы пчелам было где работать и размножаться. Также важно следить за производством меда и собирать его. В конце концов Андрей отказался от постоянного переезда в деревню из-за своей основной работы (он все еще работает поваром). Вместо этого каждые 7–10 дней он посещает свою тетю, ухаживает за пчелами в течение нескольких дней, а затем возвращается в город.
В течение нескольких лет Андрей вел учетную запись Instagram на пчелиную тему, но его мельчайшие видеофильмы не получили много просмотров. Затем, в январе 2020 года, он начал снимать еще более короткие видеоролики для TikTok - социальной сети, в которой вообще не было российских пчеловодов.
«Я начал говорить о пчелах простым и понятным языком: как они живут, что они едят, как они размножаются. Люди были поражены, увидев, как я забираюсь в улей и прикасаюсь к ним. Они спросили, больно ли ужалить, но для меня это обычное дело. Только вчера это происходило 10–15 раз », - рассказывает Андрей о причинах популярности TikTok.
Первое видео, попавшее в список рекомендаций и получившее более 5 миллионов просмотров, было про… спасение пчел от вшей.
«Я положил [больного] шмеля в банку с эфирными маслами. Через пару минут она была здорова и готова к выходу », - говорит Андрей.
После этого, вспоминает Андрей, его зрители начали понимать, что пчел не следует бояться, и что им иногда нужна рука помощи человека.
Пчела или не пчела
Причина, по которой видео Андрея ТикТока так популярны, не совсем понятна. Но, похоже, это отчасти интересная информация по относительно неизвестной теме, а отчасти его любящее отношение к этим полосатым насекомым как к членам его собственной семьи, а не как к злым укусам.
«Вот так, моя маленькая красавица, мир ждал тебя. Ты такая милашка », - так успокаивающим голосом комментирует Андрей, рождение одной пчелы в одном из своих видео.
Именно такие видео TikTok также помогают Андрею продавать мед - примерно 20% его продаж приходится на пользователей социальной сети. Однако для других российских пчеловодов заработать медовые деньги не так просто.
«У нас почти нет местных производителей, что позволяет мне продавать мед по 650 рублей (около $ 9,50) за килограмм. На юге много меда, но местные фермеры - это простые парни, которые не знают, как правильно продавать. Чаще всего они продают посредникам в провинциях за жалкие 50-100 рублей за килограмм и даже не продаются », - говорит Андрей.
Кроме того, в России многие растения, к которым привлекают пчелы, такие как рапс, обрабатываются местными фермерами с использованием самых вредных пестицидов, которые убивают пчел и все живое вокруг. По словам Андрея, эта практика не регулируется законом, и в результате этого регулярно гибнут целые пасеки (место, где содержатся ульи медоносных пчел).
«Тем не менее, пчелы являются одним из самых важных насекомых на планете. Они оставляют пыльцу на цветах, из которых растут яблоки, вишня, клубника, подсолнух и другие фрукты. Если вы любите яблоки, вам нужно благодарить пчел », - говорит он.
В дальнейшем Эндрю планирует больше рассказать о пользе пчел.
«Моя цель - заставить людей относиться к пчелам как к части природы, как к деревьям, которые нельзя рубить, и как к существам, нуждающимся в защите. Тогда я буду знать, что мой блог не зря », - подытоживает любящий пчел блоггер.