Итак, Сатана или дьявол в мировой культуре предстает в нескольких разных по значению и атрибутам ипостасях:
1. «Прокурор» небесной канцелярии в задачи которого входит испытывать людей на предмет лояльности к системе.
2. Змей-искуситель, действующий по своей воле, то ли из зависти к человеку, то ли из своеобразного сочувствия к нему.
3. Начальник адской тюрьмы и одновременно палач для грешников, осужденных на вечные муки.
4. Падший ангел, низвергнутый с небес, за преступление против иерархии, чей конфликт с «начальством» выше человеческого уровня.
5. Один из основных участников событий Конца света, которому отведена важная роль в реализации предопределенного сценария событий.
По мере того, как влияние религиозного сознания в обществе начинает снижаться, образ Сатаны меняется, но никуда не исчезает.
На него начинают проецироваться социальные противоречия: например, восстание против системы, противоречия личности и общества.
Внешних демонических атрибутов становится меньше, акцент делается на психологическую составляющую. Таков и «Демон сидящий» Врубеля, и «Люцифер» Франца фон Штука. Образ Люцифера вообще стоит особняком среди воплощений «темного начала» и заслуживает отдельного разговора.
Важным источником вдохновения для художников и скульпторов, бравшихся за изображение властелина Ада, стала поэма Джона Мильтона «Потерянный рай» (1667 год). В этом произведении Дьявол впервые предстает самостоятельным субьектом, делается попытка рассказать библейскую историю с его точки зрения.
В дальнейшем влияние на восприятие образа Сатаны, конечно, оказали «Фауст» Гете и его оперные версии, созданные Шарлем Гуно и Гектором Берлиозом. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
В XX и, тем более, XXI веке Дьявол окончательно становится фигурой массовой культуры, которой в принципе, всегда и являлся. К его иконографии не добавилось ничего нового, скорее, происходит компоновка старого материала в различных сочетаниях.
Может показаться, что в современном искусстве место этого персонажа заняли другие, более актуальные темы. Однако потребность в символизации «левого пути», просто приняла более сложные формы...