145-ФЗ: суть закона о пивных магазинах в жилых домах
Закон 145-ФЗ от 24 апреля 2020 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» вступил в силу 5 мая.
Смысл закона - запретить торговать алкоголем, если выполняется два условия:
- зал обслуживания - меньше 20 квадратных метров;
- сама розничная точка находится в многоквартирном доме со стороны подъезда или двора.
Кроме того, местные власти (региона, области) имеют право накладывать другие ограничения, запреты. Например, увеличить площадь помещения, в котором нельзя продавать разливное пиво. Или в принципе запретить продажу определенного алкоголя в жилых домах.
Разработчики закона неоднократно подчеркивали, что таким образом они ведут борьбу с минимаркетами, которые торгуют пивом поздно вечером и собирают вокруг себя большие нетрезвые компании. Авторы инициатива назвали из “наливайками”.
Товароучетная программа для пивного магазина от Бизнес.Ру позволит упростить работу по учету товара и сэкономит время на перерасчетах. Приходуйте товары упаковками и кегами, а продавайте в развес или литрами.
Закон о продаже пива в жилых домах в Московской области (Закон № 289)
26 июня 2020 года вступает в силу Закон Московской области №289/2019-ОЗ от 26.12.2019 «О внесении изменения в Закон Московской области «О розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в Московской области». Он дополняет 145-ФЗ и запрещает розничную продажу пива:
- в жилых домах и пристройках к ним, если вход организован со стороны двора и (или) торца данных жилых домов;
- в помещениях, которые переведены из жилого фонда в нежилой и находятся в доме, где несколько квартир (т.е. где вход - разницы нет).
Однако бутылочное пиво можно продавать в помещениях, изначально имевших статус “нежилого”, а выход их расположен не с подъезда и не с торца. Таким образом, текст закона Московской области прямо противопоставляет пиво в бутылках и разливное.
При этом речь только о розничной торговли - при оказании услуг общественного питания будет разрешено торговать разливным пивом.
Владельцы пивных магазинов считают, что этот закон был лоббирован представителями крупных торговых сетей типа “Красное и Белое”, “Дикси”, “Пятерочка” и т.д.
Например, как заявил владелец пивной франшизы “Пиво Живо” и блогер Андрей Погудин, в регионах, где закон о запрете продажи разливного пива в жилых домах уже вступил в силу, торговые сети увеличили свою выручку.
Например, в Туле у “Красного&Белого” увеличились продажи крепких алкогольных напитков на 50%, а бутылочного пива - на 80%. Со своей стороны, стоит отметить некорректность сравнения продаж докарантинного и коронавирусного периодов. Но логично, что если по закону магазин разливного пива закроется, то покупатели смогут покупать только бутылочное в том же “Красном&Белом”.
Аналитики заявляют, что закон закроет от 1500 до 4000 магазинов с разливным пивом.
Автоматизируйте прием алкогольной продукции и продажу на кассе с экономией на УТМ модулях, вместе с программой Бизнес.Ру. Ведите одновременно помарочный учет алкоголя, а так же учет разливных напитков. Более того, для приемки и продажи алкогольной продукции Вам достаточно всего одного УТМ (экономия 3000 р.) — что реализовано только в нашей программе.
Как вести пивной бизнес: варианты
Вариант 1. Переехать в другое помещение, которое не расположено в жилом доме. Например, это может быть помещение в ближайшем торговом центре или магазин рядом с остановочным комплексом.
Благо, за время карантина и самоизоляции образовалась масса опустевших магазинов.
Собственно, на этом настаивают те, кто принял закон, обещая, что к торговым точкам в ТЦ (или подобным им) у них претензий не будет.
Вариант 2. Если у магазина есть своя наработанная клиентура, а местоположение приносит стабильный доход, то эксперты советуют оформить бизнес как точку общественного питания. Пока к ним у региональных властей претензий нет. Однако переоформление в общепит требует дополнительных затрат.
- Переоформить главный ОКВЭД 56.10 (это можно сделать в ФНС, удаленно или через визит в налоговую).
2. Поставить один-два столика (так, чтобы было видно, что они предназначены для посетителей).
3. Реализовывать любую еду (закуски). Можно разогревать бургеры или делать горячие бутерброды в микроволновке, а можно выставить на витрины чипсы, рыбу, снеки. Они тоже считаются едой.
4. Отправить уведомление в Роспотребнадзор об открытии точки общепита.
5. Переоборудовать сантехнический блок - надо иметь два туалета (но на практике достаточно одного, к которому будет доступ посетителей). Важно, чтобы в туалете для клиентов было зеркало, розетка, туалетная бумага, мыло и сушилка для рук (или бумажные полотенца), контейнер для мусора.
6. Надо иметь в кране - горячую и холодную воду, а туалет подключить к канализации (если этого не было сделано ранее), а сама торговая точка - отапливаться и охлаждаться кондиционером, чтобы обеспечить комфортную температуру для посетителей.
7. Сделать звукоизоляцию, чтобы снизить уровень шума до 35дБ.
8. Установить охранную сигнализацию (требуется для общепита).
Вариант 2А. Переоборудовать точку с разливным пивом в спортбар (если у вас есть помещение достаточного размера).
Таким образом можно привлекать посетителей новой концепцией. Например, показывать футбол или все популярные командные игры, формируя вокруг себя группы постоянных посетителей.
Концепция спортбара предлагает отдельную качественную вентиляционную систему, а также большие телевизоры высокой четкости и безупречную звуковую систему. То есть необходимо обеспечить клиентам атмосферу соревнования - дать почувствовать, что они находятся в первом ряду перед стадионом, когда они сидят на барных стульях.
Также необходимо предоставлять клиентам спортбара доступ к интернету.
Отметим, что для организации спортбара не требуется лицензия на крепкий алкоголь (если вы не собираетесь его продавать). Также ИП разрешено оказывать услуги общепита, открывать ООО не нужно.