Попалась на глаза статья о консьержке, грубо кричавшей на жильцов дома и их гостей, даже оскорблявшей их матом. Автор задаётся вопросом: разве за ЭТО она платит 400 рублей в месяц?
И захотелось мне поговорить на эту тему на основе собственного опыта.
Я регулярно езжу к родственникам, живущим в Подмосковье. Их шестнадцатиэтажный дом из нарядного двухцветного кирпича с эркерами и большими лоджиями построен лет 9-10 назад.
Но ещё задолго до заселения в дом первых жильцов, на стадии отделочных работ, в нём появились консьержи.
Не знаю, как в других подъездах (всего их три), но в "нашем" это была шустрая, очень приветливая, золотозубая таджичка лет сорока с небольшим. К ней прилагался муж, крупный, солидный, тоже золотозубый таджик, и несколько человек детей. Все ли они их дети или половина племянники, или внуки их соседей - навсегда осталось для жителей подъезда загадкой, как и их точное количество.
Помещение для консьержей - комната метров десять с большим широким окном и раковиной. Они быстро его обжили - поставили диван, стол, два кресла, высокий кухонный шкафчик. Завели электрическую плитку, чайник, телевизор, торшер. Всё, что было можно, занавесили и застелили коврами, повесили занавесочки.
Швабра, лопата, метла стоят в уголке подъезда, за пределами этой комнаты.
Что они делают? Жена моет и подметает пол в подъезде, на первом этаже и в лифтах. Из ТСЖ раз в месяц приносят квитанции об оплате, оставляют ей. А она потом в течение нескольких дней раздаёт их проходящим мимо жильцам, долго перелистывая пачку и шевеля губами. Иногда путает, иногда теряет. Приходится идти в ТСЖ, выяснять. Почему сотруднику ТСЖ, контора которого находится в соседнем доме, самому не разложить квитанции по почтовым ящика, непонятно. Ах, да!.. Получив квитанцию, нужно расписаться в школьной тетрадке, в которой детским почерком в столбик написаны номера квартир и фамилии жильцов.
Муж подметает пятачок у подъезда и короткую дорожку, ведущую к нему. Зимой скалывает там лёд, посыпает песочком. Придерживает двери подъезда и лифта, когда перевозят что-то большое. А ещё, если в квартире что-то сломалось, спускаются к нему, жалуются, а он или идёт сам починит, или пришлёт другого таджика - слесаря, электрика, плиточника, кого надо. Им, естественно, платят. Кто они такие, какие специалисты - никто не знает. Никакой гарантии, что они сделают всё правильно, нет. И хотя можно вызвать специалистов из официальных организаций или найти мастера на известных сайтах и ознакомиться с отзывами о его работе, многие продолжают пользоваться услугами приветливого, общительного таджика, кстати, хорошо говорящего по-русски. В нём виден человек, хорошо учившийся в советской школе. Видимо, кому-то так проще.
Жена его далеко не всегда находится на рабочем месте. По большей части она отсутствует. Так же, как и муж. Но им можно позвонить, их телефон записан на бумажке, приклеенной к окну. Но "привратницкая" никогда не пустует. Там всегда горит свет, работает телевизор, кипит чайник, сидят на диване и в креслах дети всех возрастов, подростки, молодые люди. У всех в руках хорошие телефоны, планшеты. Они здороваются со всеми, спрашивают, не нужно ли позвать родителей, чем-то помочь. Но, в отличие от отца, по-русски говорят плохо и, несмотря на улыбки и приветливое обращение, держатся независимо и смотрят по-волчьи.
Кто они? Что здесь делают? Где живут? Не в служебной же комнатушке?
Этот вопрос выяснился довольно быстро. Они сами спокойно рассказывали, что живут наверху, на техническом этаже. Там у них и холодильник, и стиральная машина, и плита, и ванна, где купают внучку.
Это как?? Это же, наверное, нарушение каких-то норм - технических, пожарных, санитарных? Это нежилое помещение, и пользоваться там бытовой техникой наверняка нельзя. То есть, они занимают техническое помещение, наверняка большое, живут там неизвестно каким количеством человек, пользуются электричеством, водой, лифтом, а кто за это всё платит? Жильцы. По статье "общедомовые нужды."
И живут они там по сей день. Уже народилось новое поколение, песочница и качели оккупированы шустрыми черноголовыми ребятишками. И все всё знают, и никто их не трогает. Это как?
А теперь вопрос - зачем они вообще нужны? Я имею в виду, в этом подъезде в качестве консьержей? Какую необходимую работу они выполняют, за которую жильцы платят ежемесячно сумму, выросшую за эти годы с 400 рублей до 900?
Они полностью завладели подъездом - наверху живут со всеми удобствами, внизу у них вроде дача - двери привратницкой и входная в тёплое время года нараспашку, у двери лавочка, напротив детская площадка. И везде они.
За что жители шестнадцати этажей, по четыре квартиры на каждом, платят им нехилую зарплату?
А у других родственников, в Москве, консьержкой работает пожилая тёща одного из жильцов. Сама она живёт в пятиэтажке напротив. Женщина эта невыносимо болтливая, любопытная и бесцеремонная. Работа ей нравится ужасно. Каморка у неё размером с её кухню в хрущёвке, ей одной там раздолье. Она тоже развела там полное хозяйство и считает себя хозяйкой всего подъезда.
Среди дня она отходит, чтобы встретить внучку из школы, покормить обедом, усадить за уроки, забрать из сада внука, сходить в магазин и мало ли куда ещё бывает нужно - к врачу, в МФЦ, по другим делам. Такого понятия, что она на работе и должна соблюдать график, у неё просто нет.
Она готовит на плитке себе еду, постоянно висит на телефоне, к ней прибегают внук и внучка, она их угощает, читает книжки, помогает с уроками. Внучок носится по просторному холлу, пристаёт ко всем входящим-выходящим, его чем-нибудь угощают, чтобы отстал.
Однажды моя родственница разбирала дома вещи и понесла на помойку несколько сумок и кое-какую обувь. Внизу её остановила консьержка, стала расспрашивать:
- Куда идёте, что несёте? Дайте посмотреть! О, какие вещи хорошие! Я заберу. И вообще, в другой раз ничего не выбрасывайте, сразу мне несите, ладно? Я сама всё разберу и, что не подойдёт, выброшу. А от внука вашего ненужных вещей нет? Я бы взяла.
И каждый раз, как родственница спускается вниз, обшаривает её взглядом и спрашивает:
- Сегодня ничего нет?
Родственница моя дама обеспеченная, сердобольная, добра у неё много, ей становится неудобно - уж сколько раз выходила из дома, а консьержке опять ничего не дала, а она так ждёт, спрашивает. И захватывает что-нибудь ненужное в качестве дани. Наверное, консьержке трудно живётся, вон сидит в подъезде целыми днями, вещи просит. А она мимо неё несёт хорошие, но надоевшие вещи на выброс. Неудобно.
Когда кто-то возвращается с покупками, консьержка пристаёт:
- Что купили? Где? Почём? А кто к вам вчера приходил? А что-то у соседей ваших вчера, говорят, скандал был? - и глаза горят любопытством.
Собираются мои на дачу, грузят в машину какие-то вещи, сумки. Она тут как тут:
- Куда едете? На дачу? А на сколько? Когда вернётесь?
Вот зачем ей это знать? Муж человек суровый, молчаливый, от него ответа не дождёшься, а родственница моя мягкая, деликатная, ей неприятны эти расспросы, но дать отпор бесцеремонной бабе она не может. Вот и мямлит:
- Не знаем ещё... по погоде будет видно...
- Вы мне не забудьте лилий привезти и флоксов! И щавеля хоть пучочек нарвите, внучок мой щи зелёные любит! Я ему обещала!
- Что ты ей обещала? - сердится муж, - зачем вообще с ней разговоры ведёшь?
- Да не обещала я ничего! - оправдывается родственница, - она сама пристаёт, я же не могу не отвечать. Подумает ещё, что гнушаюсь с ней общаться, за обслуживающий персонал считаю... Неудобно.
- Что-то не замечал я, чтобы она нас обслуживала, - ворчит муж, - это мы её всем подъездом содержим. А толку от неё никакого.
- Ну, что ты, нельзя так говорить, - увещевает жена, - не от хорошей жизни она тут сидит.
Что делает эта консьержка: моет пол в подъезде и на первом этаже у лифтов, поливает цветы, стоящие на почтовых ящиках, на столе и на полу.
Стол поставили, чтобы жильцы могли поставить на него сумки, что-то достать, переложить. Но стол облюбовал внучок консьержки, там, кроме цветов в горшках, поставленных его бабушкой, вечно лежат его игрушки, альбомы, раскраски, палки и камни, притащенные со двора. Жильцы в доме по большей части интеллигентные, сотрудники одного НИИ, им неудобно выказывать недовольство, человек вроде как работает на них.
Когда я бываю там, всегда замечаю: входная дверь постоянно открыта. Далее большой тамбур с домофоном. Я подхожу, набираю номер квартиры. Мне открывают дверь, я прохожу. Но! Консьержка сама открывает дверь, я ещё не успеваю дойти до домофона. И так она открывает её всем! Ей через высокое окно над дверью видна макушка вошедшего в подъезд. И она, не интересуясь, кто это, сразу нажимает на кнопку. Оказывает любезность.
Несколько раз она не поленилась выйти из своей каморки и высказать мне:
- Я же вам открыла, зачем вы в домофон звоните?
- А зачем вы открыли? Я вас не просила. Может, я просто погреться зашла? Может, я террорист? Зачем вы дверь перед всеми распахиваете? Отключите тогда вообще домофон, зачем он нужен.
- Как это отключить? Я сама при домофоне сижу, не волнуйтесь, за всеми слежу, кто входит, кто выходит.
А мне не нужна её "любезность"!
На каждом этаже стоит дверь с замком между коридором, где лифты, и коридором, где квартиры. Я звоню в домофон, и родственники открывают мне входную дверь и идут открывать дверь на этаже. Я выхожу из лифта, и меня уже встречают.
А если я войду в любезно открытую консьержкой дверь, то мне надо будет доставать телефон, звонить, чтобы открыли дверь. Люди знают, что я еду, и прислушиваются к домофону, а телефон может лежать в глубине квартиры, и они его не услышат.
К тому же, я еду с тортом, пирожными, какими-то вещами, в праздник с букетом, подарком. Руки заняты. Положить пакеты на стол невозможно - он завален детскими игрушками и рекламными проспектами. Копаться в сумке на весу, пытаясь докопаться до телефона, особенно зимой, когда перчатки, тёплая одежда, в подъезде жарко...
Или приехать на этаж и проделывать всё это там, у лифта. И стоять в душном коридоре, потея перед закрытой дверью.
Вот зачем мне такая "любезность"??. И зачем моим родственникам и их соседям такая "безопасность"??.
И вообще, зачем в подъезде нужна консьержка? Какие функции она выполняет?
Считается, что она должна спрашивать, кто к кому идёт, и не пускать чужих. Но на самом деле, таких полномочий, равно как и физической возможности, у неё нет.
По идее, она должна спросить, к кому, позвонить в эту квартиру, убедиться и пропустить посетителя. На деле, для этого человека сначала нужно впустить, чтобы он дошёл до её окошка, и там спросить. А человек с полным правом может сказать:
- Вам какое дело?
Или назвать любой номер и пройти, не дожидаясь, пока она наденет очки, найдёт номер телефона, дозвонится и выяснит. Даже если ей что-то показалось подозрительным, она не может выскочить из каморки и задержать, не пустить, вытолкать за дверь. Стара, грузна, артрит, остеохондроз. Не будет рисковать своим здоровьем, а может, и жизнью ради безопасности чужих людей. Своя шкура дороже. Да и права не имеет. Ни спросить, ни остановить. Никаких полномочий у консьержей нет.
Пол моет уборщица. Цветы, если они есть, могут полить жильцы. За что они платят по 600 рублей в месяц? На минуточку, 22 этажа, 4 квартиры на каждом.
Мы в нашем доме от консьержки отказались через год после её появления. Провели собрание жильцов и не выявили ни одного плюса от её наличия в подъезде. А освободившееся место используем для хранения велосипедов, колясок, самокатов.
Я понимаю ещё, какие-то очень престижные и дорогие дома и жилые комплексы, которые охраняют по договору профессиональные лицензированные сотрудники охранных агентств. Конечно, совсем за другие деньги. Но в наших обычных домах, населённых людьми среднего (и ниже среднего) класса? Какой смысл в консьержке? Престиж? Или действительно бывает польза? Расскажите, какая?
А как складываются ваши отношения с консьержками?
Довольны ли вы их работой?
И вообще их наличием?
Как оно сказывается на жизни подъезда?