Найти в Дзене
Владимир Мочалов

Что такое лоция и зачем она нужна судоводителю?

На дороге действуют правила дорожного движения, пилоты руководствуются правилами полётов, для водного транспорта тоже есть какие-то правила? Казалось бы, зачем - вышел из порта в море и следуй напрямую, в порт назначения

Дамба Горьковского водохранилища. Заволжье, июнь 2020
Дамба Горьковского водохранилища. Заволжье, июнь 2020

Но в море может так и прокатит, хотя обычно и в таких портовых зонах действуют локальные правила плавания со своими особенностями, которые необходимо знать: места якорных стоянок, зоны разделения движения, и т.д. А на реке – тем более.

Основными правилами судоходства на реках России являются Правила плавания по внутренним водным путям. Но в науке судовождения особняком стоит один раздел – лоция.

Лоция может быть как общей, так и специальной.

В общей лоции описывают необходимые сведения о внутренних водных путях и они являются общим руководством для плавания на любом участке реки

К примеру здесь показана расстановка кромочных буёв на местности. На правой половине описывается Поворотный знак: его вид, цвет и характер ночного огня и описание
К примеру здесь показана расстановка кромочных буёв на местности. На правой половине описывается Поворотный знак: его вид, цвет и характер ночного огня и описание

В специальной лоции описывают конкретно определённый участок русла реки со всеми его особенностями, опасностями и другими фактами, которые будут важны судоводителю.

Перед тем, как штурман (или помощник капитана) встанет «за штурвал» ему будет необходимо продипломироваться в ГБУ, и одним из этапов будет как раз спецлоция.

Во время моей учёбы мы изучали плёс реки Волга от Кинешмы до Чебоксар и немного реки Ока. Для транзитного флота это вообще «ни о чём», это скорее больше для местного технического флота.

Рисовали карты и рассказывали наизусть этот участок

-3

Идти по водохранилищу не сложно

-4

А вот после Городецких шлюзов уже тяжелее, и описание листа заметно больше

-5

И эту «писанину» мы сдавали наизусть при дипломировании. Так учатся штурмана.

Так выглядит участок Волги от устья реки Елнать до Городца

-6

Естественно, чтобы работать на транзите нужно знать и учить более крупный участок, а в идеале всю систему ЕГС региона, в котором ты планируешь работать.

Но конкретных преимуществ работы на судне сегодня нет, поэтому там особо никто не задерживается. В моей группе из техникума училось 25 человек. Сегодня из них на флоте работают максимум 2-3.

О том, где можно выучиться на эту или другую профессию для работы на судне, я писал здесь
Сколько там платят можно прочитать здесь
И вообще, какие есть варианты трудоустройства, вы узнаете здесь

Также на канале есть другие статьи и видео, посвященные тематике речного флота.

Комментарии, поправки приветствуются