Найти в Дзене
Блог пастора

Уникальное Евангелие

Оглавление

(Галатам 1:1–9)

Апостол Павел. Миниатюра, 1125–1150 годы. Византия
Апостол Павел. Миниатюра, 1125–1150 годы. Византия

Библейский текст

1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых, 2 И все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским: 3 Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5 Ему слава во веки веков. Аминь. 6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7 Которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. 8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. 9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

1. Уникальность Евангелия

Возможно, самым ярким аспектом начала послания к Галатам является тон Павла и замысел, который скрывается за ним. Очевидно, что он удивлен. И он даже кажется рассерженным на ситуацию. Его язык почти с самого начала послания очень сильный. Обычно послания Павла после приветствия переходят к благодарению за тех, кому он пишет (см., например, Филиппийцам 1: 3–8, Колоссянам 1: 3–8, 1 Коринфянам 1:4–9), здесь же он сразу говорит: «Удивляюсь …» (стих 6а). Почему он такой эмоциональный?

Подмена

Во-первых, Павел удивлен, потому что эти молодые христиане принимают за Евангелие то, что на самом деле не является Евангелием (ст. 7а), поэтому они повергли себя в реальную опасность. Они оказались в самых настоящих сетях смущения и обмана (ст. 7б).

Во-вторых, он негодует на тех, кто вводит в заблуждение новообращенных церкви, на тех, кто «пытается извратить Евангелие» (ст. 7б). Он призывает на них анафему (ст. 9).

Ана́фема (греч. ἀνάθεμα — «отлучение»)

Косвенно, он также огорчен самими галатийскими христианами, предупреждая их, что они оставляют Бога, Который их призвал (ст. 6б). Это серьезное обличение!

Мы увидим, по мере чтения этого послания Павла, что причиной его огорчения была группа лжеучителей, которые наставляли новообращенных из язычества христиан, что они теперь обязаны соблюдать еврейские культурные обычаи закона Моисеева (законы питания, обрезание и остальное из церемониального закона) чтобы по-настоящему угодить Богу. Для галат это, вероятно, не казалось каким-то радикальным отличием, по сравнению с тем, чему их научили изначально. Несомненно, весь смысл христианской жизни — быть угодным Богу! Но Павел говорит им: это абсолютный отказ от всего, чему я научил вас.

Он не скупится на удары! Но если мы верим также или в то же, что и Павел, если мы исповедуем то же самое Евангелие, что исповедовал Павел, то мы сможем понять его поведение. Если галаты действительно отвернутся от Бога и примут «евангелие», которое вовсе не является Евангелием, то их состояние опасно. Тревога и гнев, проявленные Павлом, подобны тем чувствам, которые испытывает любой любящий родитель или друг, если ребенок или спутник окажутся в серьезном заблуждении и опасности.

Право Павла говорить

Но кто же был Павел, который смог так смело писать такие слова этим христианам?

«Апостол» (ст. 1) — человек, который был послан Богом с Его непосредственным авторитетом. Греческое слово апостолос означает «посланный». Послание Павла «не человеками и не через человека» указывает на уникальность первых апостолов. Те, кто сегодня призван к служению Святым Духом, также призваны «не человеками». Главная причина их служения — это призыв Иисуса, и конечной властью для их служения является слово Иисуса в Библии. Но они назначаются «человеками». Греческое слово «dia» означает «посредством» или «через», как в нашем слове «диаметр». Это означает, что хотя служители в конечном итоге получают призыв от Бога, они призываются через посредников — других служителей-людей и через подтверждение церковной общины и т. д.

Павел утверждает, что он получил нечто особенное, важное, принципиальное. Он говорит, что не получил свое апостольство от кого-либо из людей. Ни один другой апостол не направил его. Он был определен и обучен непосредственно самим воскресшим Иисусом (см. Деяния 9:1–19).

12 апостолов / foma.ru
12 апостолов / foma.ru

Во-вторых, в стихах 8–9, Павел говорит, что он был отправлен с особым божественным посланием — Евангелием. Это означает, что его божественное учение является стандартом для определения или оценивания, что является ортодоксальным, а что еретическим, как он говорит в стихе 9: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Даже апостол не может изменить, пересмотреть или добавить к посланию Христа. То, что он говорит, не является результатом его изучения, исследований, размышлений и мудрости. Евангелие дано Богом, и оно определенно и неизменно.

Тут возникает естественный вопрос: "А есть ли сегодня апостолы?". Нет, в полном смысле, как Павел и Двенадцать. В ранней церкви другие назывались «апостолами церквей» (например, 2 Коринфянам 9:3). Варнава был «отправлен» в Антиохию, и в этом смысле был «апостолом» (Деян. 11:22, см. также Деяния 14:14). Однако, в то время, как они были посланы как миссионеры, они были направлены другими, подлинными Апостолами или церквами — «человеками». Варнава никогда не встречал воскресшего Христа; он никогда не учился и не получал личного наставления в Евангелии от воскресшего Христа, как это было у Павла и Двенадцати Апостолов. Таким образом, мы можем назвать людей, у которых есть уникальные дарования к руководству. Тогда и сейчас. Как апостолы с маленькой буквы. Но Павел — Апостол с большой буквы. Потому что Сам Воскресший Иисус Христос сделал Его Апостолом. Апостолы с большой буквы имели и обладают абсолютным авторитетом для Церкви. И сегодня этот авторитет представлен Священным Писанием — то, что они записали под водительством Духа Святого для нас.

Что такое Евангелие?

И поэтому этот, назначенный Самим Господом, Апостол напоминает галатийским христианам полученное им ясное божественное послание — Евангелие. В самом начале своего письма он дает им краткий, но довольно всеобъемлющий, план евангельского послания:

Кто мы?

-3

Беспомощные и потерянные. Вот что означает слово «избавить» в стихе 4. Основатели других религий приходили учить, а не спасать. Иисус был Великим Учителем, но когда Павел дает нам краткое описание служения Иисуса, то он не упоминает об этом вообще. Обычный человек на улице считает, что христианин — это тот, кто следует за учением и примером Христа. Но Павел считает, что это невозможно. В конце концов, мы не можем говорить о спасении, если люди не находятся в состоянии потерянности и беспомощности! Представьте, что вы видите утопающую женщину. В такой ситуации ей никак не поможет руководство по плаванию. Вы не бросаете ей какое-то учение — вы бросаете ей веревку. И Иисус не столько Учитель, сколько Спаситель. Потому что это то, что нам больше всего нужно. Ничего из того, кто мы или что у нас есть или что мы делаем, не может спасти нас. Это то, что богословы называют «духовной неспособностью». О ней говорит ап. Павел в послании к Римлянам:

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Рим. 5:6.

Что сделал Иисус?

-4

Как Иисус спас нас? Он «отдал Себя Самого за грехи наши» (ст. 4а). Он совершил жертву, которая носила заместительный характер. Слово «за» означает «от имени» или «вместо». Замещение делает Евангелие таким революционным и уникальным. Смерть Христа была не просто всеобщей жертвой, но и замещающей. Он не просто купил нам «второй шанс», предлагая нам еще одну возможность исправить свою жизнь и оказаться правыми в глазах Бога. Он сделал все, что нам нужно, что мы не смогли бы никогда сделать сами. Если смерть Иисуса действительно заплатила за наши грехи от нашего имени, то мы уже не сможем вернуться к осуждению. Почему? Потому, что тогда Бог получит две платы за один и тот же грех, что несправедливо! Иисус сделал все, что мы должны были сделать, вместо нас, поэтому, когда Он стал нашим Спасителем, мы абсолютно свободны от наказания или осуждения.

Что сделал Небесный Отец?

Бог принял служение Христа ради нас, воскресив Его «из мертвых» (ст. 1) и даровал нам «благодать и мир» (ст. 3), которые Иисус завоевал и приобрел для нас.

Почему Бог так поступил?

Все это было сделано по причине Его благодати — не из-за чего-то, что сделали мы, а «по воле Бога и Отца нашего» (ст. 4г). Мы не просили о спасении, но Бог по Своей милости запланировал то, чего мы не осознали, что нам так нужно, и Христос по Его милости (ст. 6) пришел для спасения, которого мы никогда не смогли бы сами достичь.

-5

Нет никаких указаний на какую-либо другую мотивацию или причину для миссии Христа, кроме воли Бога. В нас нет ничего, что заслуживает этого. Спасение — полностью благодать.

Вот почему единственный, кто получает «славу навеки», — это только Бог (ст. 5). Если бы мы внесли свой вклад в наше спасение … если бы мы спасли себя … или если Бог увидел в нас что-то, заслуживающее спасения или полезное для Его плана … или даже если бы мы просто взывали о спасении, придя к этому пониманию на основании собственных рассуждений и анализа … то мы могли бы похлопать себя по спине за ту часть, которую мы сыграли в нашем спасении.

Но библейское Евангелие — Евангелие Павла — предельно четко утверждает, что спасение, от начала и до конца, — это Божье дело. Это Его призвание; Его план; Его действия; Его работа. И поэтому Он заслуживает всей славы всегда и во всякое время.

-6

Эта весьма смиряющая истина легла в основание христианства. Мы любим быть нашими собственными спасителями. Наши сердца любят создавать славу для себя. Поэтому нам нравятся и кажутся чрезвычайно привлекательными идеи о само-спасении независимо от того, являются ли они религиозными (соблюдайте эти правила, и вы заработаете вечное благословение) или светскими (добейтесь того или этого, и вы испытаете успех и процветание). Евангелие приходит и переворачивает все на 180 градусов. В нем говорится: «Вы находитесь в таком безнадежном состоянии, что вам нужно спасение, которое вы никак не сможете сами заполучить или достичь». И затем оно говорит: «Бог в Иисусе приготовил спасение, которое дает вам гораздо больше, чем любое ложное спасение, которое ваше сердце может любить или за которым гонится сейчас».

Павел напоминает нам, что Евангелие одновременно смиряет нас и возвышает, намного больше чем мы могли бы себе представить. И слава за это справедливо идет к «нашему Богу и Отцу … во веки веков». Аминь (ст. 5).

Вопросы для размышления

1. Тон начала послания Павла напоминает нам, что христианская вера — это вопрос как сердца, так и головы, как чувств, так и интеллекта. Как это влияет на вас?

2. К чему этот текст побуждает Вас? Бывает ли Вам трудно принять авторитет апостольского Нового Завета? Почему?

3. Как бы вы объяснили Евангелие тому, кто сегодня спросил вас о вашей вере?