Найти тему
Растем среди книг

О важности чтения детям вслух

Оглавление

Читающий ребенок выгодно отличается от сверстников, которые "не дружат" с книгами
Читающий ребенок выгодно отличается от сверстников, которые "не дружат" с книгами

С раннего детства читала детям вслух. Их всегда окружали яркие и интересные книжки. Сыновья научились читать до четырех лет (дочка еще, конечно, совсем маленькая, но, надеюсь, будет также). И вижу от этого сплошные плюсы. Озвучу некоторые из них.

Широкий кругозор

Ребенок, которому читают родители, более эрудирован, чем его сверстники, ограниченные лишь мультиками. Сейчас, конечно, много обучающих роликов. Но внимание у малыша еще рассеяно, кроме того, многое ему там может быть попросту непонятно. А когда тебе читает мама, всегда можно задать вопрос, чтобы прояснить ситуацию. Да и сам родитель заметит, что сыновья или дочки что-то упустили из виду и сакцентирует на этом моменте внимание.

Кстати, для расширения кругозора не обязательно читать детям исключительно энциклопедии. Из художественной и приключенческой литературы ребенок тоже очень многое может узнать о мире и о взаимоотношениях.

Восприятие речи на слух

Полагаю, что с младшим сыном у нас были бы в школе проблемы, если бы не традиция ежевечернего чтения. В отличие от старшего, он почему-то долго очень плохо воспринимал устную речь. Как-то то ли внимание рассредоточивалось, то ли что… Но он не мог следить за сюжетом, куда-то «уплывал», не мог ответить на простые вопросы после прочтения.

Специально выбирала для него рассказы покороче и поувлекательнее. Со временем это прошло. Не думаю, что само собой, мы работали над ситуацией.

Закончил в этом году первый класс отличником. Объяснений учителя на уроке вполне хватает, дома ничего не приходится разбирать повторно. А я иногда думаю… Вот что было бы, если бы он так и не научился воспринимать речь на слух. Наверняка у некоторых детей проблемы с учебой именно из-за этого.

Умение выражать свои мысли

Качественные тексты детских авторов, которые сыновья слушают из вечера в вечер, незаметно делают свое дело. Во-первых, мои дети очень рано заговорили. К 2 годам уже точно болтали предложениями (коверкая, конечно, слова). У меня целая тетрадь их «малышовских» перлов с указанием возраста авторов. Сейчас оба учатся в начальной школе. Первоклашки-то еще не пишут отзывов по рассказам, а вот старший уже успел блеснуть на уроках умением красиво строить предложения и логически выстраивать повествование.

Раннее обучение чтению

Считаю, современным детям желательно уже уметь хорошо читать, поступая в первый класс.
Считаю, современным детям желательно уже уметь хорошо читать, поступая в первый класс.

Читать сыновья научились рано. К школе уже для собственного удовольствия могли почитать рассказик-другой. Их с младенчества окружали книги, они брали их с полки просто полистать-посмотреть картинки. Ну и как-то незаметно, без особых усилий, оба научились читать. В школе у хорошо читающих детей явные преимущества – они лучше и быстрее понимают задания, что дает временную фору на их выполнение. Да и в целом чувствуют себя увереннее.

Модели действия в разных ситуациях

С героями в книгах происходит много всяких событий. Иногда персонажи действуют в этих ситуациях правильно, иногда – ошибаются. А слушающие их истории дети делают выводы, запоминают, проводят аналогии с собственной жизнью.

А в школе, когда их попытается задеть местный задира, они поставят его на место хлесткой фразой «крапивинского» мальчика. Или придумают интересное занятие, которое увлечет друзей, как Том Сойер. Или придут в трудную минуту на помощь другу, как… Ну как почти все персонажи.