Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: CIOLKOWSKA - Психоделия (2020)

Так уж сложилось, что каждый новый альбом Ciolkowska заставляет меня задержать дыхание и замирать в ожидании чего-то ошеломляюще гипнотического. Я уже привык к непредсказуемой природе их музыки, которая, вопреки всеобщему мнению, не является прямой психоделикой, а заимствует множество элементов из сторонних жанров. Иногда они звучат как музыканты-шестидесятники, перенесённые в наше время при помощи машины времени; иногда кажутся развитыми прогрессивщиками из золотого десятилетия экспериментальной музыки; иногда воспринимаются как абсолютно современный и новомодный арт-коллектив, чья музыка играет во время концептуальных выставок современного искусства. Однако когда я узнал, что их очередная пластинка называется не иначе как "Психоделия", я сразу пришёл к выводу, что на этот раз музыканты решили удовлетвориться наиболее классическим и приструнённым звучанием, - выдержанным в рамках определения жанра. Самое интересное заключалось в том, что я был совсем не против такого подхода, - только вот Ciolkowska снова смогли окатить меня обжигающе холодной водой и оставить в состоянии непонимания... Вопрос лишь том, какого непонимания - приятного или не очень.

И, как это часто и случается с Ciolkowska, прямого ответа на этот вопрос пока не наблюдается, - "Психоделия" является гораздо более прямолинейным и доступным альбомом, особенно если сравнивать его с предшественниками, но даже он требует повторных прослушиваний для полного осознания происходящего. Тем более, что на этот раз жанровые влияния оказываются гораздо более приструнёнными и малозаметными, - однако они есть: просто их нужно прочувствовать и рассмотреть. Ещё одним важным моментом является использование вокала, который и раньше появлялся на альбомах группы, но сейчас он стал чуть ли не доминирующим - это, конечно же, ещё один шаг в сторону более доступного звучания. Примерно то же самое можно сказать и о структурах песен, которые стали меньше полагаться на импровизацию, но больше на стройное и упорядоченное звучание. Музыканты смогли продемонстрировать, что они являются не только талантливыми инструменталистами, но и очень воодушевляющими песнетворцами. Так что при помощи "Психоделии" Ciolkowska имеют все шансы зацепить новую аудиторию, которая ещё не готова к космическим приключениям ранних записей Ciolkowska.

Однако стоит упомянуть, что такой подход может показаться некоторым слушателям излишне банальным, так как в таком формате работает большое количество современных психоделических групп. Однако не будем забывать, что мы имеем дело с Ciolkowska, а значит заведомо можем рассчитывать на сугубую оригинальность. Никуда не делся классический для группы укулеле (да, это слово, оказывается среднего рода), чьё звучание придаёт песням Ciolkowska лёгкость и живость, - не будем забывать, что многие психоделические группы современности слишком активно полагаются на электронные аранжировки и синтезаторы для достижения космического эффекта, то Ciolkowksa же стараются работать в формате живого звучания. Более того, "Психоделия" оказывается наиболее актуальным и современным альбомом группы в плане звучания, - элементы классической жанровости конца шестидесятых и начала семидесятых никуда не делись, но в общую канву звукового повествования вплелись элементы пост-рока и так модного нынче минимализма. Особенно это заметно на замечательном и очень стильно звучащем открывающем номере "Клей". Примерно похожая ситуация наблюдается и на заглавном треке, который обладает удивительно привязчивой мелодией, которую я никак не ожидал услышать от Ciolkowska.

Однако я бы сказал, что самой интригующей песней на альбоме является "Мохавишну", которую невольно хочется сравнить с внеземной и демонической музыкой Германии начала семидесятых - тем самым всеми любимом краутроком. Однако и это не всё - невольно хочется провести параллели с цойлем и таким замечательным французским коллективом как Magma, - есть здесь определённые нотки инопланетности, будто бы намекающие на то, что музыка сия пришла не с нашей земной твердыни, а за тысячи световых лет от нас. Опять же, невольно хочешь услышать этот трек в формате какой-либо современной экспериментальной инсталляции, - к примеру, во время одной из экспозиций фонда VAC.

При помощи альбома "Психоделия" Ciolkowska смогли добиться практически невозможного, - они стали звучать не только более доступно и актуально, но и сохранили свои экспериментальные черты, которые всегда выделяли их на общем фоне. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы. Лично я считаю, что такой более доступный формат оказывается к лицу Ciolkowska, и я бы хотел, чтобы они его развивали и дальше.