Автор: Наталья Винярская
Ваня был против! Против всего, что задумали мама с папой. Он не хотел ехать в деревню к бабе Мане, не хотел набираться сил и здоровья перед школой, пить дурацкое парное молоко, читать книжки (хватит с него, что он буквы выучил и по слогам читает, остальное до школы подождёт!). Но ехать пришлось…
Ваня был зол на весь мир. Целый месяц предстояло ждать, пока у мамы с папой будет отпуск. Каждое лето он приезжал в деревню, ему здесь нравилось. И бабу Маню он прекрасно знал: она жила по соседству и приглядывала за домом, доставшимся Ваниному папе от бабушки. Но в последний год перед школой он много болел, не ходил в детский сад и полностью «разболтался», по словам мамы. Случайно Ваня услышал, что баба Маня обещала маме приучить его к порядку, и это особенно его злило.
«Не хочу и не буду!» – решил Ваня, и это относилось ко всей его жизни в деревне. Он топтал грядки, убегал один в лес, гонялся за утятами, пытаясь наступить им на хвост, чуть не устроил пожар за сараем. На него как будто что-то нашло, он настойчиво напрашивался на наказание и дождался его.
Увидев как-то, что Ваня пытается привязать к хвосту кота Васьки пустую консервную банку, баба Маня сказала:
– Ну, ладно, отдохнул, развлёкся, а теперь пора и за дела браться. Василий, пригляди за ним! – попросила она кота.
Баба Маня заперла мальчика на террасе, где стоял диван, стол и стул. На столе лежало несколько детских книжек.
– Выпущу, когда прочитаешь хотя бы одну из них и перескажешь мне, – строго сказала баба Маня и ушла на станцию в магазин. Кот тоже остался на террасе, но он мог и уйти: в двери был проделан маленький лаз во двор.
– Выпустите меня! – орал Ваня, в бешенстве пиная диван. – Не имеете права! Всё расскажу маме и папе!
Кот сидел на стуле и, как показалось Ване, злорадно ухмылялся. Мальчик швырнул в кота книжку, но тот ловко ускользнул через лаз. Ваня обошёл террасу, подёргал все створки окон. Всё было закрыто. Он забрался на диван. Диван как-то необычно заскрипел, и Ване почему-то захотелось попрыгать на нём. Наверное, потому, что дома всегда запрещали это делать.
«Подумаешь, пружины испорчу! Так ей и надо – этой бабе Мане! Будет знать, как запирать меня», – подумал Ваня и подпрыгнул. И тут диван громко скрипнул, что-то в нём затрещало, повернулось и ударило мальчика. Он не удержался и свалился на пол, а диван снова заскрипел, и Ване почудилось: «Хулиган!»
«И он против меня! Что ему надо, этому дивану? Ещё и дерётся! – разозлился мальчик. – Сейчас я ему самому наподдам!»
Он вскочил на ноги и увидел, что кошачий лаз во двор не такой уж маленький и через него запросто можно убежать с террасы. Пусть потом баба Маня его ищет! Недолго думая, он выбрался во двор, но вместо двора его окружал лес, заросший странными деревьями, похожими на высокую траву.
– Ну, наконец-то! Долго же я тебя ждал! – услышал Ваня насмешливый незнакомый голос откуда-то сверху. Он поднял голову и обмер: над ним нависала огромная лохматая морда с длинными усами и круглыми зелёными глазами.
В испуге мальчик отшатнулся, взмахнув руками, но это были не его руки, это были лапы, покрытые короткой серой шерсткой, как и его ноги и живот. Он превратился в мышонка! А перед ним с открытой пастью, полной острых зубов, сидел кот Василий.
– Котик, миленький, не ешь меня! – пропищал Ваня. – Я больше не буду обижать тебя!
– Конечно, не будешь! Посмотри на себя – какой ты маленький и жалкий. В тебе и есть-то нечего, – отозвался кот.
– Васька! – послышался рядом чей-то хрипловатый голос. – Отдай мне свою добычу. Тебя хозяйка кормит, а я весь день ношусь по лесу, и хоть бы что-то попалось… Жарко, все мыши попрятались.
– Нет, этого я тебе отдать не могу, Василиса. Это… не совсем мышонок.
– А, поняла, – ответила лиса, обнюхав еле живого от страха Ваню и облизнувшись. – Это тот наглый мальчишка, который живёт у твоей хозяйки? Проучи его как следует!
– Приходи, Василиса, к вечеру, я наловлю мышей в сарае, порадую и тебя, и свою хозяйку. А мы пока навестим утку Кряку.
Кот взял в зубы Ваню-мышонка и побежал к пруду. Ваня уже и не сопротивлялся: куда ему справиться с огромным зверем.
Кряка с детишками плавала вблизи берега. Увидев Ваню в зубах Василия, утка ужасно обрадовалась:
– Ух, как мы сейчас его затопчем. Будет знать, как гоняться за утятами. Теперь и сам такой же. Ребятки, скорее сюда!
Утята торопливо вылезли из воды и зашагали к Ване-мышонку, которого Васька посадил на песок, придерживая за хвост, чтобы не убежал. Несчастный Ваня пытался вырваться, но утят становилось всё больше и больше. Они напирали, пытаясь его затоптать, их пух забивался Ване в глаза и в нос. Ваня изо всех сил вырывался, задыхаясь и отталкивая их, и вдруг… оказался снова на террасе.
Он лежал на диване, Васька спал рядом, навалившись лохматым животом на его лицо. Так это был сон?! Ваня спрыгнул с дивана, стряхнув кота, и услышал:
– Ну-ну, поосторожней! Надо было всё-таки тебя съесть!
Ваня похолодел: значит, это не приснилось?
Диван снова заскрипел. Подушки зашевелились. Ваня закричал от ужаса и отбежал в дальний угол террасы. Кот негромко мяукнул, и диван успокоился. «Так они с диваном заодно? – подумал мальчик. – Когда же придёт баба Маня?»
– Ещё не скоро. Она в магазине, ждёт, когда привезут свежий хлеб.
Кот, оказывается, умел читать его мысли. Ваня сердито подумал: «Вот подожди, выпустит меня баба Маня, покажу тебе!» Кот и это услышал.
– Может, стоило отдать тебя лисе? Никчёмный злой мальчишка! Какая польза от тебя? Хоть что-то хорошее ты для кого-нибудь сделал?
– А ты сам-то что хорошего делаешь? – фыркнул Ваня.
– Я сторожу дом, ловлю мышей, мурлычу хозяйке, лечу её ревматизм. Но я – кот, а ты-то человек.
Васька помолчал, а потом сказал:
– Если бы я был человеком, я бы выучился на садовника. Интересно же, как это: зарывает хозяйка какие-то зёрнышки, похожие друг на друга, а цветы вырастают совсем разные. Вот как это узнать? А она знает. Потому что всё в книжках написано. Жалко, что я читать не умею.
Ваня задумался – наверное, первый раз в жизни – и неожиданно для самого себя сказал:
– А я умею! Хочешь, научу тебя? У меня и «Азбука» с картинками есть.
Когда баба Маня вошла на террасу, Ваня и Васька сидели у стола, разглядывая картинки в «Азбуке». Она присела на диван. Услышав скрип, Ваня вздрогнул, но тут же с удивлением понял, что скрип этот совсем не страшный, а мелодичный и добрый.
– Ну, как успехи, Ваня? – поинтересовалась баба Маня.
– Бабуля, я учу Ваську читать! – гордо ответил мальчик и спросил:
– А можно мне что-нибудь посадить на огороде?
– Поздновато уже, сажают обычно весной, – улыбнулась баба Маня. – Ну, разве что укроп.
Она принесла семена укропа, и помогла Ване их посадить. Это было первое полезное Ванино дело в то лето, и далеко не последнее…
Нравится рассказ? Поблагодарите журнал и автора подарком.