Найти тему
Art.mania

Портреты умолишенных в эпоху романтизма.

Какие словосочетания у тебя возникают в голове когда ты хочешь дать определение Романтизму? Герои одиночка? Один против всего мира? Безумно любящий природу? И зацикленный только на своих личных переживаниях? Если такие, то у тебя был отличный преподаватель литературы, но романтизм как стиль существовал не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Произведения художников романтиков также как и писателей наполнены переживаниями, а их сюжеты завязаны на необычных, драматических коллизиях. Художников эпохи романтизма привлекает еще хрупкая грань между жизнью и смертью, разумом и безумием. Поэтому именно в эпоху романтизма появляются портреты умалишенных, больных, искалеченных.Их состояние воспринимается не как отклонение от нормы, а как одна из возможных норм. Кредо романтизма-субъективное чувство.

Теодор Жерико -первый художник, который заинтересовавшись внутренним миром человека, стал массово изображать портреты душевнобольных пациентов парижского госпиталя. Мощная и энергичная фактура произведений Жерико, его остродраматическое чувство реальной жизни получило выражение в «Портрете сумасшедшей». Второе название портрета — «Гиена Сальпетриера».

Теодор Жерико "Портрет сумасшедшей"
Теодор Жерико "Портрет сумасшедшей"

Такое прозвище получила больная за свою невероятную озлобленность. В ее истории болезни описано, что глаза ее наливались кровью, а тело сводило судорогами, когда она видела, например, ласковое обращение с другими пациентами. Также Жерико были написаны портреты других пациентов: клептомана, мужчины, воображающим себя полководцем, старухи , страдающей лудоманией.

Теодор Жерико "Портрет клептомана"
Теодор Жерико "Портрет клептомана"

Хочется отметить, что ни один из портретов художника не карикатурен и не похож на техническую зарисовку для учебника. Изображая сумасшедших, художник не пугает зрителя, не говорит назидательным тоном, не фиксирует своих моделей как насекомых, а пишет каждого с большим вниманием и сочувствием, не лишая человеческого достоинства.

Другой художник любивший изображать странных, душевнобольных людей- испанский Франсиско Гойя. Творец часто посещал больницы и тюрьмы и эти визиты вылились в мрачную картины «Сумасшедший дом».

Франсиско Гойя "Сумасшедший дом"
Франсиско Гойя "Сумасшедший дом"

В письме к директору Королевской академии он так описывает свою картину«Она представляет дом сумасшедших, двое голых дерутся с надзирателем, который бьет их, а другие умалишенные – в мешках (я сам видел все это в Сарагосе)». Действия людей на картине пугают, Гойя не останавливался перед тем, чтобы в качестве несчастных жертв изображать женщин и детей, что делает эту картину еще более жестокой.

Говоря о портретах умалишённых, также хочется упомянуть картину "Безумная Кейт" Иоганна Фюсли. Как по мне очень пугающие изображение.

Иоганн Фюсли "Безумная Кейт"
Иоганн Фюсли "Безумная Кейт"

(спасибо за то ,что дочитали до конца!)