Какие словосочетания у тебя возникают в голове когда ты хочешь дать определение Романтизму? Герои одиночка? Один против всего мира? Безумно любящий природу? И зацикленный только на своих личных переживаниях? Если такие, то у тебя был отличный преподаватель литературы, но романтизм как стиль существовал не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Произведения художников романтиков также как и писателей наполнены переживаниями, а их сюжеты завязаны на необычных, драматических коллизиях. Художников эпохи романтизма привлекает еще хрупкая грань между жизнью и смертью, разумом и безумием. Поэтому именно в эпоху романтизма появляются портреты умалишенных, больных, искалеченных.Их состояние воспринимается не как отклонение от нормы, а как одна из возможных норм. Кредо романтизма-субъективное чувство.
Теодор Жерико -первый художник, который заинтересовавшись внутренним миром человека, стал массово изображать портреты душевнобольных пациентов парижского госпиталя. Мощная и энергичная фактура произведений Жерико, его остродраматическое чувство реальной жизни получило выражение в «Портрете сумасшедшей». Второе название портрета — «Гиена Сальпетриера».
Такое прозвище получила больная за свою невероятную озлобленность. В ее истории болезни описано, что глаза ее наливались кровью, а тело сводило судорогами, когда она видела, например, ласковое обращение с другими пациентами. Также Жерико были написаны портреты других пациентов: клептомана, мужчины, воображающим себя полководцем, старухи , страдающей лудоманией.
Хочется отметить, что ни один из портретов художника не карикатурен и не похож на техническую зарисовку для учебника. Изображая сумасшедших, художник не пугает зрителя, не говорит назидательным тоном, не фиксирует своих моделей как насекомых, а пишет каждого с большим вниманием и сочувствием, не лишая человеческого достоинства.
Другой художник любивший изображать странных, душевнобольных людей- испанский Франсиско Гойя. Творец часто посещал больницы и тюрьмы и эти визиты вылились в мрачную картины «Сумасшедший дом».
В письме к директору Королевской академии он так описывает свою картину«Она представляет дом сумасшедших, двое голых дерутся с надзирателем, который бьет их, а другие умалишенные – в мешках (я сам видел все это в Сарагосе)». Действия людей на картине пугают, Гойя не останавливался перед тем, чтобы в качестве несчастных жертв изображать женщин и детей, что делает эту картину еще более жестокой.
Говоря о портретах умалишённых, также хочется упомянуть картину "Безумная Кейт" Иоганна Фюсли. Как по мне очень пугающие изображение.
(спасибо за то ,что дочитали до конца!)