Найти тему

Конец света в Опенках. Батюшка отец Михаил против сектантов. Великолепная забытая комедия.

Какой же здесь красавец Станислав Любшин.
Какой же здесь красавец Станислав Любшин.

В начале 60-х годов в СССР была развернута активная антирелигиозная компания. Одним из инструментов этой кампании были художественные фильмы так называемой антирелигиозной направленности. Мы писали о фильмах этого жанра - "Тучи над Борском", "Грешница". Кроме них было снято еще около десятка фильмов. Это были острые социальные драмы. Но была среди них и одна сатирическая комедия.

Фильм этот под эпическим названием "Конец света" снял в 1962 г. режиссер Борис Бунеев по сценарию Василия Соловьева. Так называемая "антирелигиозная" тематика фильма привела к тому, что сейчас он совершенно забыт. И совершенно зря. Это очень смешная, очень умная, очень едкая сатира, которая очень актуальна именно сейчас. Для начала 60-х, когда советское общество в подавляющем своем числе было совершенно равнодушно к религии, этот фильм смотрелся, как легкая комедия о практически исчезнувших пережитках религиозного мракобесия. Но сегодня этот фильм смотрится, как будто снят только что.

А еще в этом фильме играет ослепительный молодой красавец Станислав Любшин, главная старуха СССР Татьяна Пельтцер, и ведущий артист БДТ, мощнейший Виталий Полицеймако. То, что они играют и как они это делают можно смотреть бесконечное число раз. Маленький шедевр. незаслуженно забытый.

Фильм начинается с рассказа молодого сельского парня Саши Ликардокина, который вернулся из армии в родное село Опенки. И что-то не так в деревне. Идет он мимо фермы, а там никого нет, коровы не поены, не кормлены. Мычат возмущено.

А кто не пьет и не поет, и не танцует - идут в церковь. Когда Саша уходил в армию в церкви был сельский клуб, а теперь церковь действующая. И народ туда валом валит. Главным образом старушки.

И посмотрев на этот религиозный "ренессанс" в отдельно взятой деревне, Саша Ликардокин приходит к мысли: "Колесо истории невозможно повернуть вспять. Наверное, так оно и есть. Но тогда у истории кроме большого главного колеса должны быть ещё и маленькие колёсики, и эти то маленькие колёсики до поры до времени можно вертеть и туда и сюда". Вот потихоньку и повернулись маленькие колесики в обратную сторону, а потом и большое колесо стало тормозиться, и время потекло вспять.

А у официальной РПЦ в лице батюшки- стиляги появляется конкурент. Забрел в Опенки пришлый старец, человек божий.

И вот такие нестандартные методы работы с верующими дали результат. Перестали верующие ходить в официальную церковь, во вновь образованную секту старца вступили. И произошел у батюшки Михаила со старцем богословский диспут в присутствии паствы.

По итогам диспута отцу Михаилу верующие побили окна и пришлось ему загрузить вещи на мотороллер и рвануть из деревни. Как он сам выразился - "молодой специалист дезертировал с трудового фронта."

Дернули  Майкл и Дина на посошок с деревенскими трехзвездочного армянского коньячка. Пожаловался, что на коньяк типа "Юбилейный" в этой деревне не заработаешь, и в путь, в  Москву. Слабовата официальная РПЦ оказалась против старца. Так ведь он на то и "божий человек" Попробуй с таким поспорь.
Дернули Майкл и Дина на посошок с деревенскими трехзвездочного армянского коньячка. Пожаловался, что на коньяк типа "Юбилейный" в этой деревне не заработаешь, и в путь, в Москву. Слабовата официальная РПЦ оказалась против старца. Так ведь он на то и "божий человек" Попробуй с таким поспорь.

Отчитался сельский комсорг Федька перед райкомом об успехе антирелигиозной работы на селе - батюшка сбежал, храм закрыт. На храм повесили замок и табличку о том, что это памятник архитектуры.

И стал старец полновластным хозяином на селе среди верующих. И до того довел он своим религиозным дурманом своих бабулек, что Матрене было видение, что 16 августа будет конец света. Не хотел этого старец, но чтобы не терять свой авторитет, пришлось возглавить шествие своей секты на гору Елеонскую под пение религиозного гимна на мотив популярнейшего советского "Авиамарша" - "Все выше, выше и выше...", который в свое время позаимствовали нацистские штурмовики для своего гимна "Herbei zum Kampf.

И оказался старец этот бывшим жителем деревни кулаком Васькой Маракушевым. В свое время у них с Матреной была любовь и решили они бежать из колхоза. А перед побегом Васька, будучи классовым врагом колхозов, поджег колхозную конюшню. А Матрена уже шла к Василию в лес, где он ее ждал, но увидев пожар, стала тушить конюшню вместе с другими. И конюшня не сгорела. А вот Василий Матрену не дождался.

В итоге старец приходит к разочарованию в своей бестолковой жизни. И конюшню не сжег, и Матрена за другого замуж вышла, и бог ничем не вознаградил его за мытарства. И его даже становится жалко. Ну, очень обаятельный получился у Полицеймако этот проходимец и аферист. "Хитрый, умный, плотоядный."

Никаких выводов делать не буду, чтобы не оскорбить чувства верующих. Но посмотреть фильм очень даже стоит, тем более, что выходные.

А вот в качестве бонуса суперхит начала 60-х ,что поет сельская молодежь в этом фильме, в авторском исполнении Рокко Граната и оркестра Андре Рье.

Еще статьи об "антирелигиозных" фильмах

"Тучи над Борском"

"Грешница"

Пишите комментарии

Ставьте лайки

Подписывайтесь на наш канал