Легендарный князь Владимир Святославич (Владимир Святой или «Красное солнышко») – одна из самых неоднозначных фигур русской истории. Споры о его личности и политике не утихают до сих пор – одни называют князя Крестителем и объединителем Руси, другие – язычником-многожёнцем, «ненасытным в блуде», и кровожадным убийцей. По-разному толкуется и прозвище «Красное солнышко» – ведь солнце может не только согревать, но и сжигать, испепелять всё вокруг.
У меня желание высказать своё мнение о князе Владимире возникло после просмотра нашумевшего фильма «Викинг», который оставил после себя крайне неприятное впечатление. Дохристианская Русь там была показана грязной и кровавой страной, погрязшей в жестокости и насилии, а о созидательной деятельности Владимира не было сказано практически ничего. Я бы хотел исправить эту несправедливость и дать более справедливую оценку жизни этого князя.
На мой взгляд, Владимир Святославич смог реализовать свою главную историческую задачу – продолжить дело объединения русских земель и племён и христианизировать Русь. Страна стала сильнее, а её культура получила мощный импульс к дальнейшему развитию. При этом методы, которыми действовал князь, были весьма спорными – ему были не чужды жестокость, вероломство и иные пороки.
Приведу несколько аргументов в подтверждение своей позиции:
1) Владимир считается «настоящим основателем» Киевской Руси
- в 978 году под его властью находилось новгородское и великое киевское княжение;
- в 981 году князь покорил племя вятичей, а в 984 – радимичей;
- в покорённых землях власть перешла к наместникам Владимира;
- появлялись новые административные центры, и формировалась «земская» аристократия, состоящая из бояр, дружинников и старейшин;
- были основаны крупные города – Владимир-на-Клязьме, Переяславль, Белгород и др.
2) Принятие христианства оказало огромное влияние на развитие Древнерусского государства
Новая вера повлияла на Русь фактически во всех аспектах – от культуры до законодательства и внешнеполитических связей:
- на территории Руси стали выпускаться первые монеты (по византийскому образцу) – златники и сребреники, которые стали символом суверенитета и независимости князя;
- был принят «Церковный устав», где устанавливались полномочия православной церкви;
- церковь стала крепкой опорой князя и способствовала укреплению институтов власти духовному объединению населения;
- повысился внешнеполитический престиж Руси, были расширены связи с Византией, Западом и южнославянскими странами;
- активно распространялась грамотность и кириллическая письменность, развивались живопись и зодчество;
- началось строительство каменных церквей и зданий.
3) Князь укрепил границы Руси и расширил её территории
- для защиты от печенегов на южных рубежах построены крепости, а на юго-восточных границах и около Днепра сооружены земляные валы и сторожевые заставы;
- были завоёваны приграничные территории Перемышля и Червена;
- в 992 году к Руси присоединена часть прикарпатских земель;
- Владимир одержал победу над хазарами и волжскими булгарами.
4) Владимир действовал по принципу «цель оправдывает средство»
Не секрет, что для достижения своих целей князь прибегал к самым разным методам, нередко проявляя жестокость и вероломство. Можно назвать несколько ярких примеров:
- в 978 году Владимир организовал заговор, в результате которого был предательски убит его брат, киевский князь Ярополк;
- насаждение христианства на Руси давалось князю с трудом – жители многих городов (к примеру, Новгорода) поднимали восстания против новой веры, которые были жестоко подавлены властями;
- по приказу князя была убита вся семья правителя мятежного Полоцка – Рогволда, чью дочь, Рогнеду, Владимир насильно сделал своей женой.
5) Многожёнство князя и его последствия
В летописях о личной жизни Владимира Святославича сказано следующее:
«Был же Владимир побеждён похотью… приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Действительно, помимо нескольких языческих (с Рогнедой, некими «чехиней» и «болгарыней») и двух христианских браков (с царевной Анной и неизвестной «мачехой» Ярослава), князь имел несколько сотен наложниц, причём одной из них была жена покойного Ярополка.
Что интересно, после принятия христианства Владимир стал фанатично верующим – вероятно, стремился замолить своё «тёмное» языческое прошлое.
Однако последствия такого количества жён и наложниц негативно сказались на дальнейшей истории Руси. У Владимира осталось 13 сыновей, между которыми постоянно вспыхивали междоусобицы. Усугублялось это тем, что князь в конце жизни решил изменить порядок престолонаследия, а Святополк (сын Ярополка) организовал против него заговор.
Лишь Ярослав Мудрый, который вступит на киевский престол в 1016 году, сможет прекратить эту братоубийственную войну и добиться дальнейшего процветания Руси.
Подводя итоги, я хотел бы сказать, что, на мой взгляд, такие негативные явления, как многожёнство и жестокость, в те времена вполне укладывались в мировоззрение людей и не были чем-то недопустимым. Но заслуги Владимира Святославича не забыты. До сих пор существуют основанные им города, Россия сохранила православную веру, а в Москве стоит памятник, посвящённый великому князю. В любом случае, эта личность оставила в истории глубокий след и во многом определила выбор пути развития России.