Фотография космического пришельца, сделанная на семейном пикнике, стала одной из самых знаменитых фотографий ХХ века...
23 мая 1964 года была сделана фотография т.н. Солуэй-Фертского космонавта, ставшая одной из самых знаменитых в ХХ веке. Пожарный из английской глубинки, отправившийся с семьёй на пикник, сделал фото, которое облетело все мировые газеты. Некоторые исследователи на протяжении долгого времени считали фотографию единственным достоверным снимком пришельца.
Рождение легенды
23 мая 1964 года пожарный и фотолюбитель из Карлайла Джим Темплтон вместе с женой и дочерью отправился на пикник в Бург Марш — живописную местность возле залива Солуэй-Ферт на границе Англии и Шотландии. В поездку он взял с собой фотоаппарат Zeiss Contax, рассчитывая сделать несколько снимков на фоне местных пейзажей.
Ничего экстраординарного во время поездки не произошло, после возвращения Темплтон отдал фотоплёнку на проявку. Несколько десятков сделанных им в тот день снимков не имели ничего необычного, но одна из фотографий была из ряда вон выходящей. Позади его пятилетней дочери на фото был отчётливо различим силуэт гуманоида в серебристо-белом "космическом" костюме или скафандре, на голове также можно было различить шлем с тёмным стеклом.
Темплтон был абсолютно уверен, что посторонние люди просто не могли попасть в кадр, потому что в тот день в Бург Марше больше никто не отдыхал за исключением пары пенсионеров, которые находились очень далеко от них. Кроме того, он был убеждён в том, что вообще не видел никого (кроме дочери) в кадре в момент, когда делал снимок.
Взволнованный пожарный отнёс снимок в полицию. Полицейские пожали плечами и вернули фото обратно, не зная, что с ним делать. Тогда Темплтон отдал фотографию представителям фирмы Kodak, чтобы они сказали ему, могло ли это быть дефектом их плёнки. В компании изучили фотографию и пришли к выводу, что никакого дефекта быть не могло, на фото действительно кто-то запечатлён, более того, фотография совершенно точно не имеет никаких следов фотомонтажа и подделки.
История попала в местные газеты, а оттуда перешла в самые популярные и многотиражные английские газеты. Из них она попала в мировую прессу. "Гуманоида" окрестили Солуэй-Фертским космонавтом/астронавтом.
Через несколько дней после этого в Австралии должен был состояться запуск ракеты на полигоне. Однако пуск был отменён из-за технических неполадок. Но история с Солуэй-Фертским космонавтом в то время была настолько популярна, что родился слух о том, что пуск в действительности отменили из-за того, что на площадке увидели две похожие на английского "космонавта" фигуры в серебристых скафандрах. Их попытались задержать, но они бесследно исчезли, словно растворившись в воздухе.
Хотя никаких подтверждений этой истории в архивах найти не удалось (запуск ракеты снимался на фото и видео, но никакого присутствия "космонавтов" на плёнках не зафиксировано), она стала популярной городской легендой, подхваченной увлечёнными уфологами.
Визит людей в чёрном
В западных странах (особенно в США) существует популярная городская легенда про людей в чёрном. Якобы работающих на сверхсекретную правительственную организацию, функцией которой является сокрытие следов инопланетного присутствия в мире. Легенда зародилась в кругах уфологов в середине 50-х годов, и Темплтон внёс определённый вклад в её популяризацию, хотя сам он к числу уфологов не относился.
Через несколько дней после того, как история с "космонавтом" попала во все мировые СМИ, домой к Темплтону пожаловали два человека. Они назвались правительственными агентами, но отказались сообщать свои имена, заявив, что "их идентифицируют только по номерам". Они потребовали от пожарного проводить их к месту, где он сделал свой знаменитый снимок.
В пути они расспрашивали его об обстоятельствах, при которых он сделал фото. Убедившись, что Темплтон не может сообщить им ничего сенсационного, и не найдя ничего необычного в Бург Марше, мужчины уехали сильно расстроенными.
Сам Темплтон в позднейших интервью говорил, что считает, что они, скорее всего, не были связаны ни с какими правительственными организациями. Возможно, это были уфологи-любители или репортёры, жаждавшие сенсации. Однако в уфологических кругах большей популярностью пользовалась версия об их причастности к "людям в чёрном".
Гуманоид
Фотография Темплтона сразу обрела культовый статус в кругах уфологов и охотников за НЛО. Это было едва ли не первое серьёзное вещественное доказательство, поскольку почти все остальные истории про НЛО и пришельцев базировались только на непроверяемых свидетельствах очевидцев или явно поддельных фото. В данном случае убедительным аргументом была экспертиза производителя плёнки Kodak, которая подтвердила, что фотография является подлинной и не является фотомонтажом.
Уфологи долгие годы осаждали британское Министерство обороны с просьбами изучить и прокомментировать фотографию, но военные не проявили к ней особого интереса. Автор фотографии до самой смерти получал множество писем от конспирологов, уфологов и исследователей паранормальных явлений. Все они выдвигали свои объяснения случившегося и в очередной раз просили Темплтона поделиться воспоминаниями о том дне в надежде, что он вспомнит что-то забытое или упущенное.
Фальсификация
Скептики считали, что Темплтон просто сознательно пошёл на фальсификацию. Скучающий пожарный из глухой английской провинции пошёл на подлог ради пяти минут славы. В этом плане Англия имела богатые традиции. В конце XIX века на волне всеобщей популярности спиритуализма появилось множество поддельных фотографий с призраками, духами, феями, эльфами и т.д. Так почему бы в середине ХХ века на волне популярности НЛО и вообще космической темы не пойти на аналогичный подлог?
Главным аргументом сторонников этой версии стал тот факт, что других свидетелей, которые могли независимо подтвердить слова Темплтона, на Бург Марше в тот день не было. А значит, ничто не мешало пожарному нарядить свою жену в "космический" костюм или вообще сфотографировать манекен.
Сам Темплтон, проживший ещё почти 50 лет после этого фото и регулярно дававший интервью, всегда уверял, что в момент, когда делал фото дочери, в кадре никого не было. Во всяком случае, через видоискатель фотоаппарата он никого не видел, иначе не сделал бы снимок.
Обман зрения
В XXI веке современные технологии позволили более тщательно изучить фотографию Солуэй-Фертского космонавта. Так родилась версия, ставшая одной из самых популярных в настоящее время.
К ней исследователей подтолкнули другие фото Темплтона, сделанные в тот же день. На нескольких из них запечатлена его супруга, одетая в светло-голубое платье. Энни Темплтон носила короткие чёрные волосы, которые на размытом фото (фигура "гуманоида" находилась на заднем плане и была не в фокусе) можно ошибочно принять за шлем.
Изучив фотографию в нескольких профессиональных фоторедакторах, исследователи пришли к выводу, что "гуманоид" является определённо человеческой фигурой, которая стоит спиной к фотографу. Если внимательно присмотреться к фотографии, это будет заметно по согнутой в локте руке "гуманоида".
Из-за передержки экспозиции в момент фотографирования светло-голубое платье супруги Темплтона могло приобрести бело-серебристый цвет, что заметно на некоторых других фотографиях, сделанных в тот день.
При этом Темплтон вовсе не обязательно был лжецом. Он действительно мог не видеть, что в нескольких метрах позади дочери стоит его супруга. Дело в том, что видоискатель его фотоаппарата имел характерную особенность, он отображал кадр далеко не полностью. Та область, в которой находилась Энни Темплтон, могла быть просто скрыта от взора супруга. Поэтому он очень удивился, увидев на проявленном фото странную фигуру, напоминавшую персонажа из популярных тогда научно-фантастических фильмов.
Джим Темплтон прожил долгую жизнь и скончался в 2011 году в возрасте 91 года. Став автором одной из самых знаменитых фотографий ХХ века, он до самой смерти регулярно давал интервью. Темплтон не утверждал, что фигура на фото — это пришелец или призрак, он настаивал только на том, что не видел её в видоискатель во время фотографирования и он не знает, кто это мог быть.
В настоящее время большинство исследователей считают, что на знаменитой фотографии нет ничего сверхъестественного и необычного. Но некоторые по-прежнему верят в то, что это фото является одним из немногих достоверных свидетельств существования жизни за пределами Земли.