Найти тему
Crazy Historian

Портреты Дьявола: часть первая

Как художники представляли себе внешность Дьявола? Возможно, я кого-то разочарую, но «рога и копыта» - совсем не обязательный атрибут главы Адской иерархии, скорее, это элемент позднейшей традиции. 

Братья Лимбург, «Дьявол в Аду», около 1415 года
Братья Лимбург, «Дьявол в Аду», около 1415 года

Для начала, кто такой Дьявол или Сатана? В Ветхом завете слово «сатана» используется в значении «противник». Например, в истории Иова Сатана искушает героя по воле Бога, выступает как «злой следователь», действующий по воле вышестоящего начальства. 

Вот так поэтично средневековые художники изображали падение ангелов...
Вот так поэтично средневековые художники изображали падение ангелов...

В христианской традиции основным стало восприятие Сатаны как падшего ангела, который был наказан за свою гордыню и низвергнут с небес на землю. Неудивительно, что он изображался как ангел, пусть и опальный. Основным отличительным элементом образа были все-таки крылья. Чтобы подчеркнуть «падший» статус героя художники изображали крылья темными, как и цвет кожи Сатаны. Иногда крылья были как у дракона или летучей мыши. 

В эпоху Возрождения к внешнему облику Сатаны художники были гораздо более беспощадны!
В эпоху Возрождения к внешнему облику Сатаны художники были гораздо более беспощадны!

Единственное описание внешности Дьявола в Библии содержится в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим». Вот он, Красный дракон, известный многим по фильму про Ганнибала Лектора!

Иллюстрации к «Апокалипсису» Альбрехта Дюрера считаются одними из лучших
Иллюстрации к «Апокалипсису» Альбрехта Дюрера считаются одними из лучших

хМногие европейские художники, в частности, Альбрехт Дюрер, изображали этого персонажа очень тщательно и буквально. Чего не скажешь об Уильяме Блейке, который дал свою модернистскую трактовку этого образа.

Уильям Блейк, «Большой красный дракон и жена, одетая в солнце», 1805-1810 годы
Уильям Блейк, «Большой красный дракон и жена, одетая в солнце», 1805-1810 годы

В главе 9 «Откровения» Сатана предстает как повелитель смертоносной саранчи. Этот образ не очень популярен, хотя в некоторых средневековых рукописях его изображали таким образом. 

Воинственная саранча - фрагмент средневековой рукописи
Воинственная саранча - фрагмент средневековой рукописи

Образ Сатаны, скованного в Аду, наиболее полно раскрыт Данте, однако корни этого представления также ведут к тексту Иоанна Богослова («И смерть и ад повержены в озеро огненное»). Таков «Дьявол в Аду» братьев Лимбург, которого можно видеть на первом фото. 

Но это еще не все! ПРОДОЛЖЕНИЕ: