Как художники представляли себе внешность Дьявола? Возможно, я кого-то разочарую, но «рога и копыта» - совсем не обязательный атрибут главы Адской иерархии, скорее, это элемент позднейшей традиции.
Для начала, кто такой Дьявол или Сатана? В Ветхом завете слово «сатана» используется в значении «противник». Например, в истории Иова Сатана искушает героя по воле Бога, выступает как «злой следователь», действующий по воле вышестоящего начальства.
В христианской традиции основным стало восприятие Сатаны как падшего ангела, который был наказан за свою гордыню и низвергнут с небес на землю. Неудивительно, что он изображался как ангел, пусть и опальный. Основным отличительным элементом образа были все-таки крылья. Чтобы подчеркнуть «падший» статус героя художники изображали крылья темными, как и цвет кожи Сатаны. Иногда крылья были как у дракона или летучей мыши.
Единственное описание внешности Дьявола в Библии содержится в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим». Вот он, Красный дракон, известный многим по фильму про Ганнибала Лектора!
хМногие европейские художники, в частности, Альбрехт Дюрер, изображали этого персонажа очень тщательно и буквально. Чего не скажешь об Уильяме Блейке, который дал свою модернистскую трактовку этого образа.
В главе 9 «Откровения» Сатана предстает как повелитель смертоносной саранчи. Этот образ не очень популярен, хотя в некоторых средневековых рукописях его изображали таким образом.
Образ Сатаны, скованного в Аду, наиболее полно раскрыт Данте, однако корни этого представления также ведут к тексту Иоанна Богослова («И смерть и ад повержены в озеро огненное»). Таков «Дьявол в Аду» братьев Лимбург, которого можно видеть на первом фото.