Японская анимация (аниме) у всех на слуху, но при этом мало кто представляет реальные масштабы ее популярности. Если в Европе и России интерес к аниме у широкого круга зрителей впервые появился лишь 10-15 лет назад, то в японской культуре это явление существует с 20-х годов прошлого столетия. И оно успело проникнуть повсюду — аниме постоянно порождает новые тренды в макияже, одежде и даже образе жизни.
Как зародилась японская анимация?
Люди, равнодушные к аниме, обычно с удивлением смотрят на то, с каким восторгом говорят поклонники японской анимации о своих персонажах. И зря, ведь индустрия создания мультфильмов в Японии — это целое искусство, радикально отличающееся от европейского и американского формата подобных видео.
Первая японская анимация появилась еще в 1907 году — причем, известно об ее существовании стало лишь 15 лет назад. Мультфильм называется «Кацудо сясин» и длится всего 3 секунды: его случайно обнаружил профессор одного из университетов Осаки, перебирая записи на домашнем проекторе. На смену движущимся картинкам в 1917 году пришел двухминутный мультфильм «Намакура Гатана» или «Меч с тупыми краями», рассказывающий историю одного самурая и его меча.
Первые эксперименты с мультипликационным «полным метром» в Японии начались в 40-х. Местные режиссеры вдохновлялись техниками, пришедшими с Запада, но одновременно с этим рассчитывали сделать что-то свое, идеально соответствующее духу своей необычной страны. В 1946 году вышла первая полноценная японская анимация с названием «Дневник Маа-тяна» - это первое аниме на современный лад. Его автору на момент выпуска было всего 17 лет!
Этого юношу звали Осаму Тадзука, которого теперь называют «королем аниме и манги». Осаму исполнил мечту всех японских аниматоров — и нашел баланс между зарубежным форматом мультфильмов и традициями. Его изобретение — огромные глаза персонажей анимации, способные красноречиво выражать самые разнообразные эмоции, от радости до сожаления. Впрочем, Тадзука, как и все японцы, не любил восхвалять свои достижения — он был крайне трудолюбив и обучил множество учеников, но смущался, когда его называли «японским Уолтом Диснеем».
Аниме и манга: есть ли отличия?
И раз уж я упомянула мангу, то хочу рассказать вам о том, чем она отличается от аниме. Японская манга была придумана еще в Средневековье: это черно-белые картинки, которые рисуются и рассматриваются справа налево. В общем, это классические японские комиксы, как правило, с более сложным и глубоким сюжетом. Иногда художники, рисующие мангу, делают для своих произведений «переложение» в виде аниме — прорисовывают цветные картинки, слегка упрощают сюжет.
Как японская анимация завоевала весь мир?
И все-таки, как бы не были упрощены сюжеты аниме, незамысловатыми их не назовешь. Фантастические сюжеты порой имеют мало общего с реальностью, но одновременно с этим рассказывают истории любви и преданности, дружбы и предательства. Неслучайно существует огромный перечень разновидностей аниме — и самые распространенные из них:
- Кодомо-аниме (для детей до 10-11 лет);
- Сёнэн-аниме (для мальчиков-подростков);
- Сёдзё-аниме (для девочек-подростков);
- Сэйнэн-аниме (для молодых мужчин);
- Дзёсэй-аниме (для молодых женщин).
Есть также добуцу (про человекоподобных созданий с ушками и хвостами), хентай (рисованная порнография), спокон (спортивное аниме), меха (про роботов и движущиеся механизмы) и другие виды аниме.
Отдельно хочу упомянуть аниме-каваи — «кавайные» персонажи в японской анимации стали появляться еще в 90-х. Их главные персонажи — девушки с теми же огромными глазами и внешностью, которых хочется называть миловидными или хорошенькими. Большие глаза — символ красоты на Востоке, поэтому эта деталь аниме просто создана для того, чтобы мгновенно расположить зрителей к персонажам.
Феномен популярности аниме и манги объяснить очень просто. Как видите, здесь есть мультфильмы на любой вкус и возраст — и если американская и европейская индустрия кино не так часто выпускает сюжеты, интересные взрослым, то японцы полностью заполнили эту нишу и продолжают наращивать производство мультфильмов день ото дня.
Гениальный режиссер Хаяо Миядзаки
Аниме представляет собой огромный культурный пласт, самым ярким представителем и вдохновителем которого сегодня считают Хаяо Миядзаки. Он режиссер-аниматор, сценарист, продюсер и писатель — а также человек, который смог сделать так, что аниме заинтересовало жюри престижных кинопремий далеко за пределами Японии.
В 2014 году он получил «Оскар» вне основого конкурса «за оказание глубокого влияния на мировую анимацию». Аниме «Унесённые призраками», созданное Хаяо, заработало в прокате 260 млн. долларов и принесло ему еще один «Оскар». В 2008 году его «Рыбка Понью на утесе» была высоко оценена на Каннском кинофестивале.
На Хаяо Миядзаки равняются другие режиссеры, его полнометражные аниме выходят в прокате повторно — и вновь собирают огромную кассу. «Я вижу свою задачу в том, чтобы добраться до истинных, но забытых ценностей. Они исчезли из повседневной жизни, но в детях их по-прежнему можно найти в естественном, природном виде. Поэтому через свои фильмы я обращаюсь к душам детей», — признается Миядзаки в своих интервью.