Найти тему

Правда, что по льду Невы ходил трамвай?

"Коротко о Петербурге" - Ледовый трамвай
"Коротко о Петербурге" - Ледовый трамвай

Санкт-Петербург называют трамвайной столицей России и мира. А вы знали, что первый трамвай на электрической тяге запустили не по проспекту или центральной улице города, а по льду Невы? Как так получилось, спросите вы. Сейчас расскажем.

В середине 19 века в городе появилась конно-железная дорога или конка. Вагоны приводились в движение запряженными лошадьми. Такой транспорт сначала запустили для грузоперевозок, а чуть позже и для пассажиров. В итоге это вылилось в соглашение между думой и акционерами общества конных железных дорог: никто на городских улицах не может заниматься пассажирскими перевозками.

Конно-железная дорога( коллаж)
Конно-железная дорога( коллаж)

Соглашение не действовало на Неву и другие реки и каналы. Чем и воспользовалось Финляндское общество легкового пароходства зимой 1894 года, запустив рельсовый перекат с Васильевского острова к Сенатской площади.

Полноценно трамвай по льду Невы запустили в январе 1895. На подготовку проекта, прокладывание маршрутов и запуск потратили 28 тысяч рублей.

Фотографии ледового трамвая
Фотографии ледового трамвая

Постепенно запустили 4 направления ледового трамвая:

  • от Сенатской площади до Академии художеств на Васильевском острове;
  • от Дворцовой набережной до Мытнинской набережной;
  • от Суворовской площади к Выборгской стороне;
  • от Суворовской площади к Петроградской стороне.

Как же трамвай ездил по льду?

С наступлением постоянных заморозков и образованием толстого льда, укладывались шпалы и рельсы. Контактный провод натягивали на деревянные столбы, вмороженные в лёд. Все линии были однопутными. А для поездок в двух направлениях предусмотрели разъезды.

Ледовый трамвай разгонялся до 20 километров в час и был альтернативой другим способам передвижения.

Да и стоимость проезда была доступна многим петербуржцам - всего 3 копейки. Ледовый трамвай пользовался популярностью и за сезон перевозил до 900 тысяч пассажиров.

Сезон трамвая длился с середины января по середину марта. За эти годы ни один трамвай не провалился под лёд.

Просуществовал ледовый трамвай в Санкт-Петербурге 15 лет, до зимы 1910 года.