Санкт-Петербург называют трамвайной столицей России и мира. А вы знали, что первый трамвай на электрической тяге запустили не по проспекту или центральной улице города, а по льду Невы? Как так получилось, спросите вы. Сейчас расскажем.
В середине 19 века в городе появилась конно-железная дорога или конка. Вагоны приводились в движение запряженными лошадьми. Такой транспорт сначала запустили для грузоперевозок, а чуть позже и для пассажиров. В итоге это вылилось в соглашение между думой и акционерами общества конных железных дорог: никто на городских улицах не может заниматься пассажирскими перевозками.
Соглашение не действовало на Неву и другие реки и каналы. Чем и воспользовалось Финляндское общество легкового пароходства зимой 1894 года, запустив рельсовый перекат с Васильевского острова к Сенатской площади.
Полноценно трамвай по льду Невы запустили в январе 1895. На подготовку проекта, прокладывание маршрутов и запуск потратили 28 тысяч рублей.
Постепенно запустили 4 направления ледового трамвая:
- от Сенатской площади до Академии художеств на Васильевском острове;
- от Дворцовой набережной до Мытнинской набережной;
- от Суворовской площади к Выборгской стороне;
- от Суворовской площади к Петроградской стороне.
Как же трамвай ездил по льду?
С наступлением постоянных заморозков и образованием толстого льда, укладывались шпалы и рельсы. Контактный провод натягивали на деревянные столбы, вмороженные в лёд. Все линии были однопутными. А для поездок в двух направлениях предусмотрели разъезды.
Ледовый трамвай разгонялся до 20 километров в час и был альтернативой другим способам передвижения.
Да и стоимость проезда была доступна многим петербуржцам - всего 3 копейки. Ледовый трамвай пользовался популярностью и за сезон перевозил до 900 тысяч пассажиров.
Сезон трамвая длился с середины января по середину марта. За эти годы ни один трамвай не провалился под лёд.
Просуществовал ледовый трамвай в Санкт-Петербурге 15 лет, до зимы 1910 года.