Найти тему
DaniilCas

Древний Восток 4-3 тыс.до н.э.

Летоисчисление истории Древнего Востока ведется с момента возникновения древнейших цивилизаций в Месопотамии и Египте (4-3 тыс. до н э). Интерес к истории вызван во многом благодаря возникшим своеобразным и знаменитым памятникам культуры, накопленным человечеством от эпохи неолита до бронзового и железного века. «Концом же ее традиционно считается середина I тысячелетия н. э. Эпоха древности обнимает, таким образом, более трех тысячелетий – две трети всей «письменной» истории человечества».

Благоприятные условия, удобное географическое положение способствовали переходу от родоплеменной культуры к первым древнейшим цивилизациям. Речь идет о благополучных природных условиях субтропической зоны Ближнего Востока, послуживших формированию раннеклассовых цивилизаций и первых государств в долинах известных озер Азии и Африки – Тигра, Нила и Ефрата. В те дни создавались первые образцы письменности, строились храмы и дворцы, достигли больших высот культура и искусство. Со временем цивилизации возникли и в долинах рек Хуанхе, Янцзы в Китае, Инда и Ганга в Индии. Древние цивилизации и их культуры по сей день имеют еще много нерасшифрованного, неизученного. Весь этот многообразный мир древних государств получил название Древний Восток.

Что же объединило общества Древнего Востока? Важным фактом является то, что весь Древний Восток возник из примитивного первобытного общества, строй которого господствовал на протяжении сотен тысяч лет, характеризовался беззащитностью человека перед явлениями природы, родовыми связями, соответствующим уровнем выживания, отсталостью в развитии логического и абстрактного мышления. Древневосточные народы имели разные экологические условия, когда каждый по-своему решал проблему выживания, адаптации в окружающей среде и создавал свою цивилизацию. Именно такой новый этап развития человеческих взаимоотношений, как возникновение цивилизации, означал завершение продолжительного периода первобытности и становление на путь скорого прогресса во всех сферах деятельности человека, выделение истории Востока как особого комплекса.

Выделяют следующие аспекты возникающего цивилизованного общества:

1) возникающее производящее хозяйство - рационально организованная экономика, приносящая значительный добавочный продукт, который после поступает в распоряжение общества (замена присваивающему и, следовательно, бесприбыльному первобытному хозяйству);

2) созданный институт частной собственности и владение имуществом, в том числе и землей, а, следовательно, появляющаяся возможность концентрации богатств в руках одного и потери их у другого – социальное расслоение (сменило единую первобытную общину), появление групп богачей и бедняков.

3) особый орган, регулирующий социальные связи и конфликты - институт государства и права, пришел на смену совету племенных старейшин, обычаям предков;

4) город как хозяйственный, административный, военный и культурно-религиозный центр области или региона, как место концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов территории, ума, энергии и предприимчивости ее жителей. Город принимается как мощный организатор прогресса общества;

5) монументальное строительство, создание захватывающих дух сооружений: пирамиды храмы Египта, месопотамские зиккураты, царские дворцы и храмы. Эти постройки явились яркой демонстрацией больших возможностей зарождающейся цивилизации, маневрированием ее запасами и трудовыми ресурсами;


6) письменность, т. е. система графических знаков и символов, направленная на фиксацию и передачу потомству человеческой речи с содержащейся в ней информацией, собранным из разных сфер жизни опытом. Изобретение письменности является свидетельством зарождения нового менталитета, гигантским скачком в области материальных и социальных возможностей цивилизации.

Древний Восток – это родина великих культур, вырвавших человека из первобытного общества, но не искоренивших мифологического отношения человека к окружающему миру. Мир восточной культуры является по-прежнему миром космоса, в котором человеку отведена роль маленькой частицы, однако, восточные верования находятся как бы в промежуточном положении между мифом и религией, то есть миф здесь стоит на службе у государства, а значит, преодолен таким образом, как этого требует административно-государственный режим, происходит обожествление власти – правители приравниваются к богам.

Потребность в создании государства возникала еще до проявления свободы личности. Государство является своего рода ответом на определенные природные условия, требовавшие твердого объединения, а значит, и идеи абсолютного единства, отрицания индивидуальности и свободы.

Цель данной статьи – выявление и сопоставление особенностей развития различных Древневосточных цивилизаций в 4-3 тыс. до н. э.

В нашей работе мы изучим те аспекты развития цивилизаций, которые повлияли на ход мировой истории, докажем, что возникновение цивилизации было необходимым явлением того времени, рассмотрим причины этого возникновения. В работе будут затронуты следующие вопросы. Какие цивилизации возникли раньше остальных? Какой вклад внесли новообразованные цивилизации Древнего Востока в мировую историю?

Задачи работы:

1. Рассмотреть причины возникновения цивилизации.

2. Исследовать культуру, общественные и политические отношения различных цивилизаций, в том числе Месопотамской, Древнеегипетской, Индской.

3. Определить общее и частное в развитии каждой цивилизации.

4. Проанализировать богатое наследие в виде культурных, религиозных, архитектурных и социальных ценностей, сохранившееся до наших времен.

Глава 1. Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций.

На пути от первобытности к цивилизации человечество научилось членораздельной речи, азам письменности и искусства. Помимо этого был совершен переход от родовых общин к соседским, в виду чего труд стал более совершенным и производительным. Таким образом, начали зарождаться объективные предпосылки для возникновения классовости и государства.

Возникновение древнейших цивилизаций можно отнести к 4-3 тысячелетию до н. э. Данное явление происходило в разных уголках планеты неравномерно, условия существования цивилизации зависели от численности населения, географического положения и качества жизни и
т. д. Как замечает Р.Ю. Виппер, когда «европейцы среди суровой природы жили бедно и едва поднимались над нравами дикарей, два народа, в северо-восточной Африке и западной Азии, египтяне и вавилоняне, достигли большого богатства, искусства в работе и образованности». Из данного высказывания можно сделать вывод, что цивилизации Древнего Востока на тот период были самыми благополучными цивилизациями в мире.

Прежде, чем говорить о цивилизациях Древнего Востока, необходимо исследовать предпосылки возникновения цивилизации в целом.

Предпосылки возникновения цивилизации складывались в эпоху Неолита (Каменный век) – 4-3 тысячелетия до н.э., и напрямую были связаны с Неолитической революцией, явившейся переходом от присваивающей формы ведения хозяйства к производящей.

Изменения в разделении труда, характерные периоду Неолита.

- обособление земледелия, скотоводства;

- обособление ремесла;

- обособление строительства;

- происхождение вождей, жрецов, воинов.

Вследствие чего укореняется оседлый образ жизни, а племенные объединения укрупняются. В конце 4-го тыс. до н.э. такой общественный строй постепенно исчерпал свой потенциал, и наступает первая в мировой истории кризисная эпоха: эпоха Энеолита (медно-каменный век).

Параметры Энеолита:

1. Смена каменного века на бронзовый;

2. Преобладающий материал - металл (медь и ее сплав с оловом, бронзой).

3. Энеолиту свойственны хаос, неупорядоченность в обществе, кризис в технологии, переход к орошаемому земледелию, к новым материалам.

4. Кризис общественной жизни: разрушилась уравнительная система, складываются ранние земледельческие общества, из которых впоследствии и должны будут вырасти цивилизации.

На Древнем Востоке появляется три центра ранних земледельческих обществ: Иордано-Палестинский центр (Малая Азия), северная Месопотамия и западный Иран. Помимо этого начинают складываться центры в Греции, Молдавии, Болгарии, на Кавказе. Первые цивилизации вырастали из тех земледельческих общин, имевших высокую производительность земледелия и быстрые темпы социального роста. Это происходит в 4-3 тыс. до н. э. в Месопотамии - родине возникновения Шумерской, Аккадской, Вавилонской и Ассирийской цивилизаций, в Египте, в Индии и Китае. Все эти территории принадлежат к роду речных цивилизаций.

Проблемы, с которыми столкнулось общество в эпоху энеолита, обуславливали потребности общества в реорганизации. При этом нужно понимать, что государство образовывалось не в одночасье, а постепенно. Технологический и сельскохозяйственный кризис требовал развития новых технологий и, как следствие, науки. Также развитию науки способствовало освоение новых земель и взаимодействие с общинами-соседями, знакомство с их знаниями и достижениями. Результатом накопления новых знаний и технологий стало повышение производительности труда и, вероятно, образование излишков. Следствием чего могло стать зарождение неравенства в обществе и возможность эксплуатации одних людей другими (если есть излишки, значит не всем обязательно работать), то есть образование классового строения общества. Таким образом, от прежнего родового или общинного строя общество переходит на уровень классового деления. В связи с этим происходит переход от регулирования обычаями и табу, достаточного для управления родом, к иным формам управления массами, к новым запретам и правовым нормам.

Важнейшая отличительная черта общественного строя народов Древнего Востока - длительная сохранность пережитков родового уклада, а также прочные, хотя и пережиточные, традиции древней, сначала семейной, а затем сельской общины. Рост производительных сил и привел к смене общественного строя. Возникающая и развивающаяся металлургия явила некий прогресс в отрасли техники, способствовала развитию сельского производства, а главное, ремесла. Отделилось скотоводство от земледелия, а затем ремесло – от сельского хозяйства, и появились разветвленные виды ремесленных и сельскохозяйственных производств, для чего была необходима добавочная подсобная рабочая сила. Вместе с тем, рост производства дал возможность населению производить большее количество продуктов, чем ему было необходимо для поддержания жизнедеятельности. Привлечение новой рабочей силы стало выгодной деятельностью. Поэтому военнопленные, захваченные во время войн, обращались в рабство. С другой стороны, специализированный подъем производства привел к возникновению избытка продуктов. Эти продукты были отправлены на рынок и, таким образом, превратились в товары. Так возникла древняя меновая торговля, при этом постепенно возникали и древние весовые деньги, которые изготавливались из металла. Примитивная меновая торговля, ее развитие привели к возникновению дальнейшего имущественного расслоения. Нерешаемые социальные противоречия, которые стали возникать между богатыми и бедными, появление классового антагонизма между господами и рабами привели к образованию государства, как необходимости для рабовладельцев подавления бедных и рабов. «Это государство на древнем Востоке постепенно приобретает особую характерную форму так называемой восточной деспотии, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках царя».

Все эти шаги приводят к возникновению государства явившегося системой, которой были характерны правитель, государственный аппарат, армия, религия, набор правил и традиционализм.

Глава.2 Месопотамская (Шумеро-Аккадская) цивилизация.

Месопотамская цивилизация имеет добавочное название – Шумеро-Аккадская. Два районных центра Шумер и Аккад находились в непосредственной географической близости. «Между шумерами и аккадцами, жившими по соседству многие века, если не тысячелетия, поддерживались культурные контакты. Естественно, они приобрели новый характер после того, как обе части Месопотамии – Шумер и Аккад – слились в единое целое».

2.1 Шумеры.

Теперь следует перейти к исследованию древневосточных цивилизаций, начиная с Шумерской цивилизации, возникновение которой приходится на 4-3 тыс. до н. э.. Территория возникновения – южная часть Двуречья, там где в наше время находится Ирак.

В начале 3 тысячелетия до н. э. Шумер являлся хотя и небольшой, но густо заселенной областью. Его главные центры - города Ур, Урук, Ларса, Лагаш, Умма, находились в непосредственной близости друг от друга, разделенные всего лишь несколькими километрами. Согласно плотности городских центров можно утверждать о том, что уже в древнюю эпоху высокоурожайное ирригационное земледелие могло обеспечить пропитанием многочисленное население.

Структура каждого центра представляется однотипной. Городская община состояла из полноправных граждан. Местное божество являлось покровителем города, ему и принадлежал самый крупный храм («дом бога»). Сельскохозяйственные угодья были территорией, принадлежащей городу.

Из двух-трех таких городов, расположенных на одном канале или участке реки, состояло небольшое государство, главное место в котором занимал более могущественный из участников объединения. Такое территориальное объединение существовало веками, хотя лидерство в нем могло меняться.

Управление городом активно велось советом старейшин, включавшим наиболее родовитых и авторитетных горожан. Возможны случаи, когда собиралось и народное собрание, которое могло состоять из всех полноправных мужчин, способных владеть оружием. Такой общественный институт упоминается в шумерском героическом эпосе.

Что же дала Шумерская цивилизация человечеству?

Во-первых, изобретение письменности, заимствованной сначала финикийцами. Она состояла из 22 согласных букв. После чего письменность заимствуют грек, добавившие в нее гласные буквы.

Во-вторых, высокое положение среди искусств в Шумерской цивилизации занимала скульптура, а также искусство пластики в металле: шумеры впервые пробовали соединять золото и серебро, бронзу и кость. Открытие меди также принадлежит этой цивилизации, можно говорить о том, что шумеры первыми открыли дверь в Бронзовый век.

В-третьих, необходимо упомянуть элементы государственности, впервые освоенные шумерами. В мирное время здесь правил совет старейшин, на время войны избирали верховного правителя – лугаля. Постепенно их власть сохраняется и в мирное время, таким образом, появились первые правящие династии. постепенно их власть остается и в мирное время и появляются первые правящие династии. Также появляется и профессиональная армия.

В-четвертых, храмовая архитектура, в частности, особый тип храма, называемый зиккуратом – храм представляет собой ступенчатую пирамиду.

В-пятых, шумеры разработали первые в мире реформы. Первый реформатор – правитель Урукавина.

Кроме того, шумерам принадлежит множество важных открытий: изготовление и обработка цветного стекла и бронзы, изобретение колеса и монументальной архитектуры. Шумеры первые ввели клинописное письмо, написали первые книги и учредили первые библиотеки. Значимы достижения шумеров и в области математики – например, изобретение арифметики, в основе которой лежала позиционная система счисления (счеты). Важно отметить, что именно они ввели систему измерения времени (в часах и минутах), а жрецы вычислили протяженность года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек). Широкое развитие получила и астрономия - жрецы и маги применяли знания о передвижении звезд, Луны, Солнца для гадания, предвидели события в государстве. Все они являлись тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров, несомненно, осталось еще много неизведанного.

2.2 Аккады.

Теперь речь пойдет об Аккаде, городе севернее Шумера, который и стал центром Аккадской цивилизации. Семитская группа племен населяла эту территорию. Ими была усвоена Шумерская культура, религия, письменность. Аккадами было создано первое крупное государство с монархической формой правления, первый монарх-деспот был Саргон. Это был талантливый полководец и политический деятель, который сумел соединить Шумер и Аккад и создать единое государство, продолжавшее свое существование на протяжении 200 лет. В дальнейшем деспотия осталась основной формой государственного правления на Древнем Востоке.

Деспотия - от греческого слова переводится как «неограниченная власть». Главой государства являлся деспот, который обладал неограниченной властью и в зависимости от ситуации принимал на себя обязательства:

- собственника всех земель;

- верховного главнокомандующего (на период войны);

- жреца;

- верховного судьи;

- верховного сборщика всех налогов.

Стабильность деспотий была обусловлена верой в божественное происхождение правителя. Власть деспота осуществлял огромный чиновничий аппарат, в ведении которого был сбор налогов, наблюдение за сельскохозяйственными работами и состоянием ирригационной системы, отбор рекрутов, а также судебные тяжбы.

Еще одна особенность Аккадской цивилизации – то, что именно аккады предприняли первыми попытку систематизации знаний. Тот же правитель Саргон большое внимание уделял написанию книг. Здесь активно развивались математические знания. Именно аккады первые ввели систему измерения времени: в часе было выделено 60 минут, в минуте – 60 секунд, выявлена 7-дневная неделя.

Глава.3 Древнеегипетская цивилизация

В конце 4 тыс. до н. э. в Юго-Восточной Африке, в низине реки Нил, возникло раннерабовладельческое государство Египет, которое впоследствии стало великим центром мировой культуры. «Египет находился как бы на перекрестке различных путей, связывающих его со многими странами и регионами Африки, Средиземноморья, Передней Азии и Аравии». Из истории Египта нам известно о существовании 30 династий, в каждой из которых иногда правили десятки фараонов; до появления династий протекал период, названный додинастическим

Предпосылки древнеегипетской культуры возникли в конце додинастического периоде. Речь идет о иероглифической письменности, художественном стиле, религиозных представлениях и культе мертвых. Следует заметить, что в дальнейшем египетская культура вплоть да эпохи Нового царства не имела никаких изменений, а, следовательно, и развития.

В рамках нашей работы, мы исследуем первые два периода истории Древнего Египта:

Раннее Царство (4000 – 2800 лет до н.э.)

Древнее Царство (2800 – 2250 лет до н.э.)

Ранний Египет явился временем образования рабовладельческого строя и деспотического государства. С течением времени формируются определенные религиозные верования – отличительная черта египтян. Жители верили в культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магию. Для культового строительства начал широко применяться камень.

Древние египтяне наделяли природу и земную власть божественным началом. Звери почитались, как священные, содержались при храмах, а после смерти были забальзамированы и похоронены в саркофагах. Сохранялись целые кладбища с баранами, кошками, быками, крокодилами. Благодаря тотемизму сохранились представления о звероликости египетских богов, верховным богом среди которых считался бог Солнца Ра, часто изображаемый в виде сокола или тельца. Фараона было принято считать «сыном солнца», отдавать ему соответствующие почести и посвятить его отображение живописи, где фараона величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности.

В культурном понимании это эпоха строительства. В то время были созданы величайшие памятники культуры: гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина; сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ; множество художественных достояний (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Размер пирамиды Хеопса не имеет равных среди каменных сооружений всего мира (высота - 146 м, длина основы каждой грани - 230 м). Можно говорить о самом необыкновенном памятнике, присужденном неограниченной власти фараона и каторжной работе рабов.

В Древнем Египте лишь фараон стоял выше общества, остальные жители были равны перед творцом и законом, женщин воспринимали равными по отношению к мужчинам. Египтяне стремились оставить память о себе в летах, они верили в бессмертие человека, строили памятники-гробницы, которые помечали иероглифами. Отличие среднего царства от древнего состоит в том, что в эпоху древнего царства только фараоны могли основаться в «царстве мертвых», построив себе пирамиду, во времена среднего царства любой мог построить собственную гробницу. В древнем Египте все специальные знания были сконцентрированы у небольшой группы людей, которая составляла властвующую в обществе касту жрецов. Накопленные со временем астрономические наблюдения, они использовали для управления массами. Жрецами Египта была открыта периодичность солнечных затмений и, которые они научились предвидеть.

Значительных успехов добились египтяне в области физики, химии, медицины, хирургии. Они использовали десятеричную систему счисления, применяли арифметические и геометрические прогрессии.

В конце 4 тысячелетия до н. э. была разработана характерная египетская письменность – иероглифика. Знаки ее имеют сходство с рисунками, и это не случайно. «Иероглифика развивается из так называемой пиктографии – рисуночного письма. Пиктограмма (знак в виде рисунка) представляет собой схематическое изображение, призванное передать определенную информацию». И мы до сих пор используем условные символы, близкие по виду к древним пиктограммам. Например, изображение черепа со перекрещенными костями информирует о смертельной опасности. Рисунок женщины с ребенком на руках в виде схемы, помещенный над передним сиденьем в автобусах, напоминает уступить место пассажиру с ребенком. Древняя табличка с выцарапанным на ней силуэтом козьей головы и несколькими черточками служила распиской в получении количества домашнего скота, равного этим черточкам.

Открытие иероглифов как средства письменности дало толчок развитию жанров словесности: мифов, сказок, молитв, гимнов, плачей, эпитафии, повестей, любовной лирики и даже философских диалогов и политических трактатов. Более позднему времени свойственно появление религиозной драмы и светского театра. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе повлияло на появление первых в мире письменно зафиксированных эстетических и философских рассуждений.

Глава.4 Специфика Индской цивилизации.

Благодаря современной археологии можно предположить, что заселение Индии неолитическими земледельцами проходило с севера, через Иран и Афганистан. 6–4 тысячелетиями до н. э. датируются первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда, а примерно 24 в. до н. э. – величественные памятники развитой городской культуры, известные по раскопкам в Хараппе и Мохенджо‑Даро.

Известно существование первых центров индийской культуры – Хараппа, Мохенджо-Даро и других уже в 3 тыс. до н. э. на берегах Инда, однако, действительного развития они смогли достичь во 2 тыс. до н. э.

Существование городов долины Инда было недолговечным, в этом главное отличие от городов Месопотамии. Быстро и ярко развивающиеся, они столь же быстро пришли в упадок и исчезли с лица земли. Приблизительный период их жизни – пять-шесть веков, начиная с конца 24 в. до 18 в. до н. э. Из некоторых источников видно, что упадок Индской цивилизации начался задолго до их исчезновения, на что повлияли нараставшие нарушения нормальной жизни, ослабление порядка и администрации. Инды выстраивали поселения, где попало, даже на площадях прежних центральных улиц). Изменение русла Инда приводило к затоплению городов, о чем свидетельствуют древние источники.

Наиболее тесно народы региона контактировали с населением Месопотамии. Индское государство представляло из себя крупную морскую державу, которая была основана вблизи моря и имела речные и морские порты со складскими помещениями, причалами, доками. Нити связей цивилизации долины реки Инд тянутся от Трои и Крита до Китая. Уже к началу 3 тыс. до н. э. хараппцы вступили в некие торговые отношения с ближайшими к ним западными цивилизациями – Шумером и Эламом. Это указывает на раннее зарождение торговли в новообразованной цивилизации. Традиционно велся экспорт меди, слоновой кости, изделий из нее, жемчуга, золотого песка, пурпура (краски из моллюсков), изделий из хлопка, ценных пород деревьев (эбеновое и сандаловое), павлинов, обезьян и т. д. Купцы двигались от городов долины Инда через Боланский перевал, пустынные области Белуджистана, плоскогорье Серхед, вдоль южной кромки пустыни Деште-Лут, через южную часть хребтов Кухруд и Загрос и далее.. Для навигации они специально обучали птиц и имели четкие представления о муссонах.

Начало 3 тысячелетия до н. э. знаменуется освоением хараппцами прибрежного судоходства, охватившего Аравийское море и Оманский залив. Однако, освоение это имело широтное направление – зону периодической смены ветров, которые дули перпендикулярно к берегу. Иными словами, хараппцы открыли Индийский океан. В связи с чем стала развиваться морская торговля с Месопотамией, охватившая о-ва Бахрейн, Ормузский пролив и южное побережье Азии от устья Инда на запад на протяжении 1500 км. Возможно, что купцами и путешественниками был открыт остров Ланку (Шри-Ланка), где они обнаружили у прибрежной зоны жемчужные колонии, а в южной части острова месторождение драгоценных камней. Так или иначе, связь между Месопотамией и древнейшей Индией указывает на то, что между цивилизациями существовали в те отдаленные времена торгово-культурные отношения.

Культура Индии. Многочисленные каменные печати (оттиски на глине), имеющие короткие иероглифические надписи и изображения сохранились до наших времен, стали свидетельством развитой духовной культуры Хараппы. На тонко вырезанных рельефах можно увидеть сцены поклонения священным животным и деревьям, а также сюжеты из мифологии. Особенно интересна фигура божества с огромными рогами, восседающего в «йогической позе» (со сложенными вместе пятками) в окружении четырех животных. По всей видимости, это верховный бог хараппанцев воплощал в себе идею господства над четырьмя сторонами света, которых олицетворяли эти животные. Сохранившиеся многочисленные глиняные фигурки женщин, перед которыми зажигали светильники, указывают на культ женских божеств, обычно приуроченный плодородию. Бассейн, обнаруженный в цитадели Мохенджо-Даро, применялся при проведении ритуального омовения; комнаты для омовений найдены и во многих жилых домах.

Древние инды обожествляли животных и деревья, богинь-матерей, практиковали ритуальное омовение – все это характерно индуизму, народной религии современной Индии, что позволяет помнить о наследии Хараппы.

Основное занятие населения долины Инда - земледелие. При чем занимались им не только сельские жители, но и горожане. Раскопки подтверждают, что индское поселение культивировало пшеницу (двух сортов), ячмень, просо, горох, сезам, кунжут, хлопчатник, дыню, развивало садоводство. Помимо земледелия важная роль отводилась и скотоводству: прекрасные пастбища окутывали сельские поселения. Кости домашних животных, найденные археологами, свидетельствуют о том, что во дворах долины Инда содержались овцы, коровы, свиньи, козы, буйволы, ослы, лошади и верблюды, куры и другая домашняя птица. Немалую роль продолжало играть рыболовство, учитывая тот факт, что большинство населения обустраивали свое жилье на берегу рек.

Внутренняя структура индского городского общества малоизвестна нам. Достаточно скудны данные об этой стороне цивилизации. Судя по существованию предприятий вроде верфи, крупных строений типа дворца, огромных зернохранилищ, здесь должна существовала примерно такая же, что и в ранних обществах Двуречья, протогосударственная структура с властью‑собственностью правителей и важной ролью централизованной редистрибуции.

Крупные города Индской цивилизации включали в себя две составляющие: цитадель – искусственная продолговатая платформа высотой 30–50 футов и площадью примерно 400x200 ярдов, где, вероятно, и осуществляли свою деятельность местные власти, а возможно, и жрецы. Цитадель защищали зубчатые стены, и уже на ней строились общественные здания. Ниже цитадели находился собственно город, площадь которого занимала не менее квадратной мили. Главные улицы, некоторые до 30 футов шириной, были совершенно прямые. С помощью прямых улиц город разделялся на кварталы, которые в свою очередь дробились на сеть узких переулков. Дома строились по одному принципу, хотя и разных размеров: двухэтажные, прямоугольный двор, вокруг которого располагалось несколько комнат. Вход находился с бокового переулка, а окна не выходили на улицу, в связи с чем, вид со стороны улицы был однообразным чередованием унылых кирпичных стен. Выстроенные из кирпича городские строения (дома, дворцы, зернохранилища), бассейны с хорошо налаженной системой канализации и даже соединенные каналом с рекой сооружения типа верфи - все это не только свидетельствует о высоком уровне градостроительства и, следовательно, всей урбанистической цивилизации, но позволяет предполагать существование развитого ремесла, включая бронзолитейное дело. Несмотря на связь с жителями шумерского Двуречья, инды не были склонны к заимствованию технических достижений более развитой культуры. Раскопки свидетельствуют о хорошо налаженной системе водоснабжения, а система канализации, тщательно разработанная, была, пожалуй, самой совершенной на древнем Востоке. Даже римская цивилизация не имела такой системы водопровода.

Более того, богатое ремесленное производство, сам облик благополучных городов заставляют полагать, что к городам прилегала немалая земледельческая периферия, на которой из бюджетных средств (налоги и повинности) выстраивались города и поселялись жители, свободные от производства пищи. Речь идет об администраторах, жрецах, воинах, ремесленниках. Однако, нет более точной информации, поскольку письменность того времени частями так и осталась нерасшифрованной. До нас дошло только небольшое количество текстов на печатях, содержащих 6-8 иероглифов и пиктографов, когда, по ориентировочной оценке ученых, в Индской цивилизации письменность содержала порядка 400 знаков. Сохранившиеся записи не дают основания утверждать ни о существовании рабов, ни каст, ни частных собственников, хотя некоторые ученые в противовес делают положительные утверждения.

Тем не менее, на сегодняшний день известно одно: Индская культура исчезла с лица земли, так и не оказав существенного влияния на сменившую ее через несколько веков культуру индоариев, которые, можно сказать, стали заново основоположниками древнеиндийского очага цивилизации. Возникновение нового очага происходило непосредственно в долине Ганга, что располагалась в тысячах километров от центров хараппской культуры. От населения индоариев и происходит современное Индийское государство.

Заключение

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что самые древние первые цивилизации Древнего Востока зародились в 4 тысячелетии до н. э. Предпосылки возникновения практически всех цивилизации имеют общие особенности. В зависимости от местоположения, цивилизации различались родом деятельности населения. Одни цивилизации, которые находились наиболее близко к морям и океанам, осваивали морские пути, развивали торговую связь с другими державами.

Существовала и межличностная меновая торговля. Однако, самым распространенным, присущим любой цивилизации, видом деятельности оставались земледелие и скотоводство. Развитие аграрного хозяйства, увеличение производительности товаров общего потребления, необходимость в решении ряда общественных вопросов – все это обусловило необходимость создания единой цивилизации, во главе который находился бы правитель. Вера в бога большинства жителей цивилизаций стала причиной обожествления деспота (правителя, имеющего неограниченную власть). Это дало толчок развитию культуры и религии, становлению архитектуры и скульптуры. Создавались храмы, пирамиды, дворцы – богатое архитектурное наследие, сохранившееся и по настоящий день. Любимым занятием жителей древнейших цивилизаций была охота. В некоторых цивилизациях (Индия, Египет) животные почитались, их отождествляли с богами и хоронили отдельно на специальных кладбищах или гробницах.

Великие достижения в различных областях знаний применимы и в настоящее время. Шумеры первые ввели клинописное письмо, написали первые книги и учредили первые библиотеки. Ими была введена первая система счисления (счеты). Жрецы первые ввели систему измерения времени (в часах и минутах), а жрецы вычислили протяженность года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек). Широкое развитие получила и астрономия - жрецы и маги применяли знания о передвижении звезд, Луны, Солнца для гадания, предвидели события в государстве. Аккады первые ввели систему измерения времени: в часе было выделено 60 минут, в минуте – 60 секунд, выявлена 7-дневная неделя. Египтяне добились значительных успехов в области физики, химии, медицины, хирургии. Они использовали десятеричную систему счисления, применяли арифметические и геометрические прогрессии. А инды стали первооткрывателями Индийского океана.

Таким образом, мы рассмотрели предпосылки возникновения цивилизаций, исследовали культуру, общественные и политические отношения различных цивилизаций, в том числе Месопотамской, Древнеегипетской, Индской, вследствие чего были сделаны выводы об общем и частном в развитии каждой цивилизации.