Найти в Дзене

Цвет эпохи: "Великий Гэтсби" и колористика ар деко. Часть 1

Первый вариант обложки романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Великий Гэтсби",  художник - Фрэнсис Кугата, 1924.  Обложка настолько понравилась писателю, что он внес изменения в финал романа.
Первый вариант обложки романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Великий Гэтсби", художник - Фрэнсис Кугата, 1924. Обложка настолько понравилась писателю, что он внес изменения в финал романа.

Роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, изданный в 1925 году, интересен по разным причинам, однако есть интересные аспекты. Для меня таким аспектом стал... цвет. Перечитывая роман, я вдруг поняла, что количество эпитетов, обозначающих цветовые характеристики сложны и разнообразны.

Экранизация романа Фрэнсис Скотт Фицджеральда "Великий Гэтсби", 1974 года. Режиссёр-Джек Клейтон, в главных ролях  - Роберт Редфорд и Миа Ферроу.
Экранизация романа Фрэнсис Скотт Фицджеральда "Великий Гэтсби", 1974 года. Режиссёр-Джек Клейтон, в главных ролях - Роберт Редфорд и Миа Ферроу.

Много лет назад, когда в круг попал этот роман, я не обратила на них никакого внимания! И только повторное чтение выявило новые грани. Имея пусть скромную, но регулярную арт-терапевтическую практику, я точно знаю, что цвет - характеристика, указывающая, прежде всего, на особенности и предпочтения самого автора. Сегодня многие специалисты, в том числе арт-терапевты, весьма аккуратно относятся к трактовке цветовых предпочтений, как говорит Александр Иванович Копытин : "Цвет - феноменологичен", - и факторов, влияющих на выбор цветовой палитры, множество, они зависит от разных по значимости обстоятельств. Можно ли сказать, что цвета, на которые указывает писатель, это и есть колористика ар деко? Или стремление определить "цвет эпохи", это просто желание свести к однозначной схеме сложные художественные феномены?

Экранизация романа Фрэнсис Скотт Фицджеральда "Великий Гэтсби", 2013, режиссёр-Баз Лурман, в главной роли - Леонардо ДиКаприо
Экранизация романа Фрэнсис Скотт Фицджеральда "Великий Гэтсби", 2013, режиссёр-Баз Лурман, в главной роли - Леонардо ДиКаприо

Первоначальное название романа колористически определено - «Под Красным, Синим и Белым». Яркое, контрастное сочетание двух основных цветов - красного и синего, и ахроматического белого - было положено в названии романа. Если возникает ассоциация с американским флагом, как символом государства, эта ассоциация весьма кстати, ведь история Гэтсби - история американской мечты и возможности её достижения. Кстати, понятие "американская мечта" формируется именно в 1920-е годы и оформляется в период Великой Депрессии.

Экранизация романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Великий Гэтсби", 2013, режиссёр-Баз Лурман, в главной роли - Леонардо Ди Каприо
Экранизация романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Великий Гэтсби", 2013, режиссёр-Баз Лурман, в главной роли - Леонардо Ди Каприо

В жизни самого Фицжеральда был особенная страсть к ... белому. На полученный первый гонорар писатель потратил на покупку белых фланелевых брюк, которые впоследствии хранил всю жизнь. Как трофей, как достижение, как символ. Белый фланелевый костюм носит и главный герой романа - Гэтсби.

Алед Льюис, обложка романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Великий Гэтсби", 2013. Официальный сайт  - www.aledlewis.com
Алед Льюис, обложка романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Великий Гэтсби", 2013. Официальный сайт - www.aledlewis.com

Любопытно, что в 2013 году английский художник-иллюстратор Алед Льюис предложил свой вариант обложки "Великий Гетсби". И хотя заветный контракт с издательством не был подписан, работа получила заслуженное внимание широкой публики и монетизацию за счёт продажи постеров на сайте художника. Вариант Льюиса - беспроигрышное сочетание белого и чёрного на фоне насыщенного цвета цитрин (так определил этот оттенок сам художник), золотистый цвет которого ассоциировался с богатством и роскошью.

Экранизация романа Фрэнсис Скотт Фицджеральда "Великий Гэтсби", 2013, режиссёр-Баз Лурман, в главной роли - Леонардо ДиКаприо
Экранизация романа Фрэнсис Скотт Фицджеральда "Великий Гэтсби", 2013, режиссёр-Баз Лурман, в главной роли - Леонардо ДиКаприо

Если задать вопрос современному человеку (такое мини-исследование я делала), с какими цветами ассоциируется стиль ар деко, ответ не заставит ждать - сочетание чёрного и белого, торжественность которых подчёркнута сияющим золотым. Сочетание белого , чёрного и разных оттенков золотого, вплоть до горчичного, часто транслируется в современных образцах неоар-деко как классическое.

Экранизация романа Фрэнсис Скотт Фицджеральда "Великий Гэтсби", 1974 года. Режиссёр - Джек Клейтон, в главных ролях  - Роберт Редфорд и Миа Ферроу.
Экранизация романа Фрэнсис Скотт Фицджеральда "Великий Гэтсби", 1974 года. Режиссёр - Джек Клейтон, в главных ролях - Роберт Редфорд и Миа Ферроу.

О неожиданных цветовых маркерах в романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда - в следующей статье. Следите за публикациями!

Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!