Найти тему
Газэта ARCHE

Как видят историю Цепкало, Бабарико и Лукашенко

Перед белорусами в течение ближайших месяцев будет разворачиваться зрелище, в ходе которого политики, соревнующиеся за пост президента, будут определять свое отношение не только к настоящему, но и к прошлому.

Видение истории-отличный индикатор политических взглядов лица, претендующего на пост президента, поскольку, как еще в 1974 году писал историк Теодор Шнайдер:

"...историческое сознание выходит за пределы исключительного интереса к тому, что произошло в прошлом и стало историей. Она также предусматривает использование приобретенных знаний в качестве элемента в формировании идей и действий, которые определят будущее”.

Высказываться на темы истории уже начали Валерий Цепкало и Виктор Бабарико -- бывший дипломат во время своей пресс-конференции, а бывший банкир – в ходе программы “Идея Х” на “Еврорадио.

Цепкало с Бабариком-представители не только одной генерации, но и схожи во взглядах на историю страны, президентом которой каждый из них стремится стать (или делает вид, что стремится).

И первый и второй призывают не зацикливаться на прошлом. Когда Бабарико, будто торгуясь на ярмарке, заявляет: "или мы думаем о будущем, или защищаем прошлое"; второй, будто на светском приеме, объясняет: “Нам нужно перевернуть ту часть истории. И не говорить, кто с кем был...".

Виктор Бабарико не считает, чтобы “мы сами себя за 500 лет от кого освобождали "и улыбается, когда слышит в одном ряду фамилию Кастуся Калиновского и "национально-освободительное движение": "вот Калиновский боролся за освобождение, за какую национальность?”

Белорускоцентризмом представления Виктора Бабарико об истории не выдвигаются.

Но разве это чем-то отличается от того, что мы уже имеем?

Странно только, почему Виктору Бабарико не вспомнили о нестатичности нациотворческих процессов, или как минимум об одном из паролей повстанцев из “кого любишь? Люблю Беларусь! Так взаимно!", создание Временного правительства в Литве и Беларуси, повстанческие документы, в которых присутствует обращение к белорусам и упоминание о Беларуси.

Нет белорускоцентризма и у Валерия Цепкало с его мантрами о "Дубае”и "Сингапуре". Бывший дипломат не просто апеллирует к” культурной близости “и” многовековому взаимодействию “с Россией, он утверждает, что”на уровне психологических стереотипов мы не чувствуем разницы с русскими".

Эти слова больше бы пасовали Александру Лукашенко с его определением белорусов как” русских со знаком качества".

Но Цепкало пошел даже дальше Лукашенко, который заявил в прошлом году, что для него русский язык – это тоже наш язык.

Ссылаясь на фигуры Франциска Скорины и Симеона Полоцкого, он выставляет претензию на все русское культурное наследие:

"Наши земли, белорусы внесли более существенный вклад в развитие русского языка, чем внесло Московское княжество. Мы были на фронтлайне, мы взаимодействовали с Западом, мы были на границе между Западом и Востоком, абсорбировали какие-то тренды, через себя его пропускали и двигали в Московское княжество...”.

Различие между Бабариком и Цепкалом заключается разве что в том, что бывший дипломат, кумиром для которого является Джордж Вашингтон, признается, что отечественную историю знает не очень, а мировую получше, и это было обусловлено ее профессиональной востребованностью:

"Для дипломата знание истории, мировой истории дело необходимое"

Чтобы подтвердить свои компетенции в этой сфере, Цепкало заявляет:

"Когда под Верденом, не вспоминаю, а знаю точно из истории, когда Бисмарк разбил Наполеона III и взял его в плен, французского императора и тогда он произнес фразу, которая мне сильно-сильно запомнилась. Он сказал, что войну выиграл немецкий учитель…”

На самом деле упомянутые слова принадлежат не Бисмарку, а профессору Лейпцигского университета Оскару Пешелю, были сказаны не во время франко-прусской войны, а во время прусско-австрийской, и не после битвы под Верденом, а после битвы под Садовой в 1866 году.

Такие мелочи имеют значение, когда произносятся устами человека, который хочет возглавить страну. Мало сказать, что ты собираешься применять опыт других стран, которые достигли мирового успеха. Надо убедить народ, что ты действительно на это способен. А без знания истории этого точно не получится.