Обзор отечественных кинолент, которые напугают в ночь накануне «Ивана Купала»
На постсоветском пространстве незаслуженно забыт праздник «Ивана Купала», а ведь с ним связано много мистических и не объяснимых явлений. Как по мне, это наш достойный ответ попсовому Хэллоуину. В поисках цветущего папоротника человек сталкивается с вурдалаками, русалками, чертями и другой нечистью. В XXI веке для создания мистической атмосферы в ночь на 7 июля (в этот день празднуется «Иван Купала») не обойтись без фильмов со славянским колоритом. «Киноамнезия» сделала подборку советских фильмов, которые не только зададут нужный тон празднику, но и являются достойным ответам голливудским ужастикам.
Черно-белый «Кащей Бессмертный»
Конечно, куда без Русских народных сказок в ночь на кануне «Ивана Купала». По мне, особняком ото всех сказочных фильмов стоят две киноленты - «Кащей бессмертный» и «Василиса прекрасная».
Начнем с Кащея Бессмертного. Одноименный фильм был снят в 1944 году. Главного антагониста превосходно сыграл Георгий Милляр, который перед съемкой фильма переболел тифом. От актера остались кожа да гости. Его в образе боялись даже лошади на съемочной площадке.
О каких спецэффектах может идти речь в 1944 году, скажите вы? Но они были: обратная киносъемка, использование анимации, дублированные съемки. Для «Кащея Бессмертного» выстроили целую деревню и арабский город в павильоне. Актеры сыграли на 100%. Плюс, цепляет то, что фильм снят в черно-белом цвете. Это придает киноленте большей атмосферы. "Кащей Бессмертный" – фильм-сказка не только для детей. Поэтому для «разогрева» на «Иван Купала» стоит обязательно просмотреть данную киноленту.
Еще один фильм, который заслуживает внимания, – «Василиса Прекрасная» - снятый в 1939 году. Тут, главным злодеем выступает Баба Яга – также в исполнении Георгия Милляра. Да, она выполняет коварные планы Змея Горыныча, которого покажут в конце фильма, но, несмотря на это, все-таки является центральным персонажем данной киноленты. Это не комичная старушка из фильма «Морозко», а злобная ведьма, стоящая на границе мира живых и мертвых. Как и есть на самом деле в славянской мифологии.
Шикарные декорации, натурные съемки, великолепная игра актеров. Ты понимаешь, что такого больше уже не снимут. Это настоящая русская народная сказка, с элементами ужаса и мистики, со славянскими обычаями, которые не стоит забывать русскому человеку.
«Вся сила старца в бороде»
Теперь перенесемся в 1972 год. Тогда на экраны вышел фильм «Руслан и Людмила», снятый по одноименной сказочной поэме Александра Пушкина. Сюжет знаком всем: Людмилу похищает чародей и Руслан отправляется на поиски своей невесты.
Фильм снят в цвете и цепляет своей атмосферой. Превосходно показаны леса и моря, через которые колдун несет богатыря. Лично мне больше понравилось раскрытие персонажа Наины – злобной ведьмы. Превосходно показано становление этого персонажа. Что движет колдуньей, и почему она пытается помешать Руслану найти Людмилу.
Шикарно прорисована келья отшельника, который пытался добиться расположения Наины. В надежде разжечь огонь любви в ведьме он стал изучать древнюю магию. Показаны здесь и обычаи ночи накануне «Ивана Купала». Фильм наполнен песнями, у актеров шикарные костюмы.
Конечно, здесь нет современной 3D-графики. Многим кинолента может показаться неинтересной. Но этот фильм непросто сказка, это мистическая история любви по нестареющему произведению Александра Пушкина. Поэтому она обязательна к просмотру.
Мистика, ночь и утопленница
А теперь переходим к тяжеловесам нашего обзора. Начнем с киноленты, снятой талантливым сказочником Александром Роу по произведениям Николая Гоголя. Кинолента «Майская ночь, или Утопленница» вышел в 1952 году. Сын упрямого сельского головы никак не может получить отцовского согласия на венчание с простой казачкой. На помощь парубку неожиданно приходит «нечистая сила». В фильме вы узнаете о русалках из славянской мифологии. Чем эта нечисть отличается от голливудских историй про морских дев с рыбьими хвостами.
Роу – мастер, который в отсутствии компьютерной графики умел так подавать историю, что кинолента не устаревает даже в XXI веке. Смотреть фильм легко и приятно, в паре моментов даже будет немного страшно. Лучше смотреть черно-белый вариант данной киноленты, чтобы прочувствовать всю атмосферу произведений Гоголя.
Здесь мы увидим и бал нечистой силы, и познаем силу настоящей любви. Гоголь показал, что не стоит бояться нечистой силы. Иногда она даже может помочь тебе в делах любовных. Каким образом? Посмотрите данный фильм и узнаете.
Шинель-призрак
Волна мистики и ужаса нарастает. Фильм «Шинель», снятый в 1959 году, по произведению Николая Гоголя, оставит у вас во рту горькое послевкусие и даже нотки отчаяния. В центре картины одинокий маленький человек. Он становится заложником мечты о вещи, способной, по его мнению, полностью изменить его жалкое существование. Но сможет ли новая шинель сделать его счастливым?
Здесь мистики не так много, но от появления нечистой силы становится не по себе. Особенно морально опустошают заснеженные улицы Петербурга и бредущего по ним маленького человека в исполнении Ролана Быкова, который в «Шинели» превзошел сам себя.
Фильм не столько пугает, сколько морально выматывает. По ходу просмотра этой киноленты каждый примерит на себя проклятую шинель, а вместе с ней и роль маленького человека. Фильм пугает своей реалистичностью, безысходностью. Игра актеров, съемки – выше всяких похвал. «Шинель» нужно смотреть ближе к ночи и, возможно, в окне мелькнет тень главного героя, который потребует от вас вернуть ему его одежду.
Фильм наполнен атмосферой безысходности, страха перед жизнью, во всей полноте отражает бездушие и бесчеловечность большого столичного города Петербурга, холодного, мрачного, пугающе безразличного, сырого и продуваемого всеми ветрами, в котором бедность — порок, а рядом с роскошными дворцами, фонтанами и царственно восседающем на коне Петром ютятся «маленькие люди», люди-тени, до которых никому нет дела, которым судьба не смогла дать ни происхождения, ни характера, ни связей. Фильм безжалостно давит своими промозглыми петербургскими трущобами, холод и зло этого города ощущаешь даже, сидя по эту сторону экрана, когда видишь, как метель, сильная и безжалостная, крутит крошечную фигурку несчастного человечка в продранной шинельке, маленького, беспомощного и безответного.
Этот фильм трудно смотреть, финал ожидаешь со страхом, несмотря на то, что книгу знаешь прекрасно. Но все равно не хочется верить, что люди действительно так жестоки и мелочны, что в таком огромном городе нет места для такого крошечного человечка, а у Бога не нашлось маленькой пробирки счастья для ничтожнейшего и вернейшего из его рабов.
«Поднимите мне веки…»
Советская кинолента, вошедшая в топ 100 лучших фильмов ужасов всех времен. Главная героиня, которая после съемок навсегда отказалась играть нечистую силу. Ремейки, которые так и не превзошли оригинал. Да, вы угадали, - это все «Вий», который вышел на большие экраны в 1967 году и напугал весь мир.
«Вий» — это наглядное пособие о том, как снимать фильм ужасов без спецэффектов. Для «Вия» построили целый хутор, старую, проклятую церковь. Идеальная цветоподача задает нужное настроение с самого начала фильма.
Конечно, у режиссеров оказался под рукой хороший материал. «Вий» Гоголя по-настоящему пугает. Одно из самых жутких произведений автора.
Отдельной похвалы заслуживает игра актеров. Тандем Леонида Куравлева и Натальи Варлей вряд ли кто-то превзойдет. То, как Куравлев смотрит на мертвую панночку Варлей, которая читает проклятье – цепляет. Этот момент действительно пугает. Или, когда панночка начинает дрожать, словно ее бьют током и искать глазами священника.
Стены старой церкви давят и по сей день. Ты знаешь, как закончится эта история, но все равно страх забирается под кожу. Фильм «Вий» показал, насколько страшная славянская мифология, которая может стать площадкой для появления десятка качественных мистических фильмов. Главное - хороший каст актеров, бюджет, сценарий и хороший режиссер.
«Вий» — это главный ужастик ночи накануне «Ивана Купала», который нужно смотреть в темноте. Данная кинолента не оставит никого равнодушным. «Вий» до сих пор смотрится с большим удовольствием и с чувством уважения к создателям этой картины, сумевшим когда-то «напугать» советских зрителей. "Вий" - это фильм, где сцены с летающим гробом и «представителями» нечистой силы показаны таким образом, что «мурашки» ан нет, да пробегают по телу.
Конечно, тех, кто уже составил своё киновоззрение, основой для которого послужили такие хорроры, как «Сайлент-хилл», «Сквозь горизонт», «Омен» и т. п., наверняка, данная картина впечатлит, но если уж Вы, всё-таки, считаете себя преданным поклонником соответствующего жанра ужасов, то это кино стоит посмотреть хотя бы потому, что сейчас это уже классика, причём классика советская, которая по определению не может разочаровать своего благодарного зрителя.
В общем, хорошо вам отметить ночь накануне «Ивана Купала». Не отписывайтесь! На «Киноамнезии» Вас ждет много всего интересного!