Найти в Дзене

Социальная Инженерия. Взлом сознания. Часть 2.

Оглавление

В этой статье, мы поговорим на такие темы как: SMiSHing, Имперсонация, разберемся как использовать коммуникативные навыки в контексте каждого из перечисленных векторов. Затем я изложу свои соображения по горячо любимой всеми теме составления отчетов (обещаю, буду краток).

SMiSHing.

Раздел, посвященный этому методу, будет довольно коротким, потому что специалистам по проверке безопасности редко приходится использовать СМС-сообщения в ходе атаки. После скандала c Wells Fargo в 2017 году прокатилась волна СМС-мошенничеств. Многие из них были выстроены по той же схеме, что и текст на скриншоте ниже.

Большинство таких сообщений сформулированы просто, однако весьма эффективно справляются со своей задачей (которая чаще всего заключается в загрузке вредоносного кода на мобильное устройство и последующей кражи персональных данных).

-2

В последние годы все чаще организуются атаки с использованием вредоносных кодов для мобильных операционных систем, направленных на получение доступа к устройству жертвы. Кроме того, все шире распространяется практика использования сотрудниками личных устройств на работе (BYOD). А взломав мобильное устройство, злоумышленники получают возможность читать электронную почту его владельца, удаленно включать видеокамеру и микрофон, а также использовать его как удаленную точку доступа. Разумеется, это вызывает беспокойство у представителей многих организаций.

Именно поэтому социальные инженеры тоже должны владеть этим методом воздействия. Вот несколько правил, отличающих SMiSHing от фишинга:

Краткость всему голова. Сообщение должно быть коротким и понятным. Никаких вступлений и заключений — только факты и ссылка.

Ссылки. Я считаю, что всегда имеет смысл создавать под атаку соответствующее доменное имя. Однако если сделать это невозможно, укороченные URL намного лучше работают в СМС, чем в электронной почте. Проверить ссылку на мобильном устройстве намного сложнее, поэтому только продвинутые пользователи сумеют заподозрить, что со ссылкой что-то не так.

Не скупитесь. Если ваша задача — сбор личных данных, не рассчитывайте, что объект воздействия не обратит внимания на неправдоподобность внешнего вида созданной вами страницы. Поэтому, чтобы СМС-проверка выявила все возможные угрозы, потратьте время на создание правдоподобных веб-страниц.

Не усложняйте. Объекты воздействия используют мобильные устройства, а значит, чем больше шагов им нужно будет сделать, тем ниже вероятность, что они пройдут этот путь до конца.

Чем больше сотрудников используют на работе собственные устройства (или вообще работают из дома), тем актуальнее становится этот вектор атаки для социальных инженеров.

В ближайшем будущем мобильные телефоны никуда не исчезнут. Более того, с годами их многофункциональность только увеличится, они все плотнее вписываются в нашу профессиональную жизнь. А значит, отслеживать подобные атаки будет еще сложнее.

Имперсонация.

Имперсонация (выдавание себя за другого человека) — один из самых опасных для компаний и один из самых рискованных для социальных инженеров видов атаки. Поэтому его используют реже всего. Имперсонация предполагает, что социальный инженер изображает сотрудника компании-объекта или вызывающее доверие и обладающее определенными полномочиями лицо (представителя правоохранительных органов, наемного работника и т.п.).

Мы с моей командой получаем огромное удовольствие от подобных заданий, но, справедливости ради, надо учесть, что при этом мы практически ничем не рискуем. Если же на имперсонацию пойдет злоумышленник, ему придется планировать атаку тщательнейшим образом. У пентестеров есть возможность заручиться письмом, «освобождающим от тюрьмы»: оно позволит избежать проблем с законом даже в случае неудачи. Понятное дело, плохие парни этой привилегией не пользуются.

ИМПЕРСОНАЦИЯ И РЕДТИМИНГ

Редтиминг обычно (хотя и необязательно) проводят ночью. Обычно цель таких операций — преодоление физических систем безопасности: проникновение в лифты, взлом замков, обход камер наблюдения и т.п. А социальные инженеры, использующие имперсонацию, в первую очередь изучают человеческий фактор в обеспечении безопасности здания.

Поэтому мы не взламываем замки, а работаем с человеком, у которого хранится ключ или пропуск — чтобы он сам распахнул перед нами нужную дверь. Одним словом, специалисты по редтимингу сосредоточены на технологиях, а социальные инженеры — на людях.

Планирование имперсонации.

В процессе пентеста социальный инженер должен помнить, что имперсонация предполагает взаимодействие со всеми органами чувств объекта. То есть если во время фишинга мы работаем только со зрением, а в вишинге — со слухом, то, перевоплощаясь в другого человека, нам приходится взаимодействовать со всеми органами чувств объекта (за исключением, пожалуй, вкусовых рецепторов).

Поэтому крайне важно планировать подобные проверки в соответствии с описанными ниже принципами и шагами.

Сбор информации.

Сбор информации — важная часть подготовки к заданию. Я часто прошу посетителей моих курсов назвать легенду, которая гарантирует получение доступа в помещение. Подумайте и вы, что бы это могло быть?

Многие предлагают изображать курьера службы доставки вроде UPS. Но вопросы, которые я задаю, заставляют их пересмотреть свое решение: «Отлично, а что потом? Вы часто видите представителей UPS, шныряющих по коридорам без присмотра? Обычно их перемещения по зданию заканчиваются в приемной или в канцелярии».

Сбор данных из открытых источников — основа создания правдоподобной легенды для имперсонации. В ходе одной операции я обнаружил, что из-за строительных работ, проводившихся неподалеку от интересовавшего меня здания, пауки вышли из зимней спячки раньше обычного. Жителей района это беспокоило: проблему даже освещали в местных новостях. Поэтому я выбрал легенду специалиста по борьбе с пауками. Сработало на ура.

Разработка легенды.

Мы уже говорили о разработке легенды, когда обсуждали процесс сбора информации. Но поймите меня правильно: нельзя планировать легенду до проведения сбора данных из открытых источников. Кроме того, после выбора легенды нужно внимательно обдумать все детали: одежду, необходимые инструменты, внешний вид и т.п. Иногда бывает необходимо заранее привести одежду в состояние «бывшей в употреблении». Не упустите детали, которые добавят правдоподобности вашей легенде. Лучше перестраховаться.

Недавно мне с коллегой нужно было найти способ пробраться в несколько офисов одного банка. С помощью открытых источников я узнал, что этот банк только что прошел проверку на соответствие стандартам безопасности данных индустрии платежных карт (PCI compliance test). Мы узнали название проводившей ее компании, подделали их униформу, бейджи и визитки, благодаря чему без проблем прошли в центр проверки банкоматов. Там мы сумели получить доступ к двум компьютерам и даже к идентификационным данным других сотрудников, работавших по соседству.

Но, когда к нам подошел менеджер и попросил назвать наше контактное лицо из компании, мы растерялись. Я заранее об этом не подумал, и из- за такой вот мелочи нас поймали с поличным. Тем не менее к тому моменту мы уже почти полчаса провели в центре проверки банкоматов с неограниченным доступом к нескольким компьютерам и успели проникнуть в Сеть. Но если бы мы продумали и ту деталь, она могла бы обеспечить нам больше времени на территории и повлиять на исход операции.

Планирование и реализация атаки.

Определившись с легендой, подробно сформулируйте, что вам нужно будет сделать после проникновения в здание. А также чего вам категорически нельзя делать. Можно ли вам устанавливать удаленное подключение? Подрывать работу сервера? Разрешено ли уносить из офиса какие-либо устройства? Не думайте, что факт вашей связи с заказчиком позволяет вам в роли «плохого парня» делать все что заблагорассудится. Такое заблуждение может дорого вам обойтись.

Поэтому ваша задача — спланировать атаку от начала и до конца, а затем убедиться, что у вас на руках есть все необходимые и заранее проверенные инструменты для достижения поставленных целей.

Когда же план будет готов, не забудьте получить от заказчика то самое письмо, которое позволит вам не угодить за решетку: в нем должны быть прописаны ваши задачи и полномочия. Старайтесь не упустить ничего.

Идеальная подготовка — залог идеального результата.

Отчет.

Самая важная часть любой операции — разъяснение заказчику подробностей проделанной работы и ее результатов. Также необходимо помочь клиенту определиться с направлением дальнейших действий.

Прежде чем приступать к атаке, обязательно получите от клиента согласие на аудио- и видеосъемку. Если же вам его не дадут, продумайте, как будете собирать информацию для подготовки отчета.

Я всегда стараюсь представить любую атаку как своего рода историю — чтобы клиент видел, слышал и чувствовал происходящее. Чтобы он понял, что сработало и почему. Практика показывает: полезно хвалить клиентов за корректные действия сотрудников и быть скромнее в отношении собственных достижений.

Цель составления отчета — та же, что и у любого социально-инженерного взаимодействия: чтобы после прочтения отчета клиент почувствовал себя лучше, чем до него. А значит, мы не можем позволить себе хвалиться, стыдить кого-либо и уж тем более кого-то унижать.

Соблюдение этих принципов поможет выдержать нужное направление в процессе атаки. На мой взгляд, коллеги редко уделяют этому аспекту деятельности достаточно времени. Кроме того, я знаю, как часто возникают вопросы о том, какую именно информацию включать или не включать в отчеты. Ниже я приведу некоторые соображения о том, как поступать в случае получения конфиденциальной информации.

Насколько законно использовать записывающие устройства.

Хочу подчеркнуть: я не юрист, так что мои слова не нужно воспринимать как истину в последней инстанции. И уж точно стоит хотя бы раз проконсультироваться в таких вопросах с профильным специалистом.

При работе с клиентами мы в моей компании поступаем следующим образом:

· Еще до того, как приступить к проверке безопасности компании, мы изучаем законы штата и/или страны в отношении аудио- и видеосъемки.

· Получаем письменное согласие на оба типа записи от заказчика.

· Мы НИКОГДА не записываем речь человека без разрешения.

· И, даже получив разрешение, мы впоследствии «обезвреживаем» полученные записи: удаляем все имена, упоминания места работы и любые другие идентифицирующие собеседника слова.

· Обязательно передаем записи клиенту, чтобы тот мог использовать их в образовательных целях.

· Внимательнейшим образом контролируем безопасность хранения, передачи и использования этих записей.

Важно понимать связанные с вашими действиями риски, а также четко продумывать дальнейшее использование собранных данных. В ходе одной операции сотрудница компании, ставшая объектом воздействия в ходе проверки безопасности, ввела свой рабочий ID и пароль в мой компьютер. И поскольку я получил на это разрешение от заказчика, то записал на видео не только ее лицо, но и введенные данные. Однако в последствии, чтобы не ставить ее в неловкое положение перед начальством, изображение ее лица на видео я «размыл». Конечно, клиент имел полное право запросить видео без обработки. Но я решил поступить именно так — и оригиналы видео в итоге никто у меня не попросил. Ведь в конце концов, такие съемки должны служить образовательной цели, а не заставлять человека снова и снова переживать неприятный для себя момент.

Закупка оборудования.

Найти «шпионское оборудование» можно в самых разных местах: от Amazon до специализированных магазинов в телеграм каналах. Выбирай — не хочу. Нужно помнить, что класс оборудования обычно соответствует его цене. Встроенная в пишущую ручку камера за $25 будет давать пикселизованное и дрожащее изображение, а вот имитирующая пуговицу камера, за $600 с функцией записи на DVR, конечно, выдаст совсем иное качество материала.

Поэтому я рекомендую внимательно изучать отзывы и информацию о товаре перед покупкой. Лично я всегда:

· уточняю условия возврата товара, чтобы не пришлось высылать его в другую страну в случае поломки;

· читаю отзывы как о конкретном продукте, так и о компании- производителе, чтобы не зря тратить деньги.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Скорее всего, вам придется хорошенько поднапрячься с поиском удачных ракурсов для съемки, прежде чем это станет получаться автоматически. Поэтому для упрощения задачи я рекомендую использовать одновременно несколько камер. Какая-то из них точно снимет то, что надо.

Имперсонация: резюме.

Воплощение этого вектора атаки на практике весьма облегчает грамотное планирование. Помните: взломом помещений и прочим редтимингом социальные инженеры не занимаются, а значит, вам надо заранее сформировать представление о системе обеспечения физической безопасности на объекте.

Каждый СИ-пентестер должен четко представлять себе масштаб действий, необходимых для достижения поставленных клиентом целей.

Особенно это касается составления раздела отчета, в котором будут описаны способы решения выявленных проблем. Этот раздел будет полезен клиенту лишь в том случае, если вы поймете и опишете не только «что» сработало, но и «почему».

В последнее время все чаще появляются новости о подрывах системы безопасности с использованием зараженных флешек и специальных устройств. Поэтому профессиональный СИ-пентестер просто обязан освоить имперсонацию и предлагать клиентам этот вектор атаки.

Профессионализм

Профессионализмом называется умение действовать в соответствии с профессиональными нормами. Возьмем, к примеру, врача: направляясь к нему, вы рассчитываете на его профессионализм. Но только представьте ситуацию: вы входите в кабинет доктора, а он восклицает:

«Матерь божья, чем же питается этот огромный кит?!» Затем он хлопает вас по плечу и улыбаясь заверяет, что это «просто шутка».

Думаю, мало кому понравилось бы такое обращение. Вот и наши клиенты тоже не хотят слышать фразочки типа: «Как я вас обдурил!», «Представляете, он действительно додумался опубликовать эту информацию!» или «Теперь все ваши склады принадлежат нам» (последнюю фразу я, к сожалению, не выдумал, а позаимствовал из горького личного опыта).

Всегда нужно помнить: отчет прочитают многие люди, и больше всего конструктивных изменений произойдет, если при чтении они не будут чувствовать себя пристыженными или униженными. Стиль изложения, подбор выразительных определений и грамотное представление фактов — вот что поможет вам продемонстрировать свой профессионализм.

Защита.

Описание действий, необходимых для защиты от будущих атак и от выявленных проблем, можно назвать, пожалуй, одной из важнейших частей отчета — хотя о ней говорят незаслуженно редко. Подумайте сами: как вы отнесетесь к ситуации, когда доктор, сообщив об опасной болезни, желает вам удачи и выходит из кабинета со словами: «Увидимся на следующем приеме… надеюсь»? Вот и с клиентами так себя не ведите. Предлагайте им конкретные шаги, которые можно будет предпринять для разрешения выявленных проблем.

Если же вы предложите банальности или чушь, что это даст клиенту? Предположим, в ходе проверки нежелательные действия совершили 80% сотрудников, подвергшихся вишингу. Как думаете, какие рекомендации по минимизации нежелательных последствий окажутся полезнее для клиента?

· 1-й вариант

Социальный инженер рекомендует продолжать проводить тесты и поощрять правильную реакцию на вишинг.

· 2-й вариант

По результатам анализа кампании социальный инженер рекомендует в процессе информирования сотрудников сделать упор на следующие аспекты: При использовании одних и тех же легенд женщины-пентестеры добивались большего успеха, чем мужчины.

Возможно, стоит подробнее рассказывать сотрудникам о механизмах извлечения информации, действующих независимо от пола звонящего. Когда пентестер называл выдуманное имя, лишь 12% сотрудников попытались его проверить. Еще меньшее количество людей решили не раскрывать информацию после того, как завершить проверку не удалось. Таким образом, очевидно, что необходимо информировать сотрудников о возможных последствиях игнорирования этой меры предосторожности.

При желании мы можем созвониться и обсудить перспективы воплощения этих рекомендаций по мере продолжения тестирования.

Второй вариант лучше, это очевидно. Но слишком часто заказчики вместо практических рекомендаций получают явно сформулированные «для галочки» идеи, которые невозможно воплотить в реальной жизни (к сожалению, и моя команда этим тоже иногда грешила).

И хотя я работаю в СИ уже много лет, все равно постоянно себе напоминаю, что нужно выкладываться для каждого клиента на 100%. В противном случае есть риск стать слишком самонадеянным.

Следующие шаги.

Часто, даже получив представление о конкретных мерах защиты, клиенты задаются вопросом: «И что дальше?» Поэтому в финальной части любого отчета крайне важно прописать вероятные шаги, которые предпримет заказчик. Это поможет ему понять, что делать и чего ожидать в будущем.

Конечно, не нужно просто писать: «Увидимся на следующем пентесте». В данном случае стоит руководствоваться принципами, которые я описывал в предыдущем подразделе. Отвечайте на этот вопрос настолько подробно, чтобы в руках у клиента оказались средства, необходимые для дальнейших изменений.

Со многими клиентами у нас заключены договоры на проведение ежемесячных проектов. Но даже это я не считаю поводом расслабляться. Постоянным клиентам тоже хочется вовремя узнавать, нужно ли что-то менять в программах информирования сотрудников, расширять их или адаптировать.

Планомерное выполнение всех описанных шагов поможет вам писать по-настоящему хорошие отчеты, которые принесут клиентам пользу и удовлетворение.

Вопросы СИ-пентестеру.

В завершение статьи, я хочу ответить на те вопросы о социальной инженерии в пентестинге, которые мне чаще всего задают. Конечно, осветить все нюансы у меня не получится, поэтому я остановлюсь лишь на самых актуальных. Надеюсь, информация окажется полезной как для состоявшихся социальных инженеров, так и для тех, кто только ступил на этот путь.

Как найти заказчиков?

Пожалуй, по популярности это вопрос №1. Итак, вы решили, что социальная инженерия — ваш путь. Что делать дальше? Нужно с чего-то начинать, а с чего — непонятно. Часто в социальную инженерию приходят люди, строившие карьеру в других областях. Предположим, на протяжении 10 лет вы развивались в совершенно другой сфере, набирали навыки и опыт, ваша зарплата тоже постепенно росла. Если же вы решите поменять специальность, вам придется увеличивать с условного нуля не только знания, но и зарплату. Поэтому надо быть готовым к тому, чтобы:

· выйти из зоны комфорта;

· начать с малого;

· осваивать неизвестные навыки;

· поначалу получать меньшую зарплату.

Если вы на все это готовы, можете смело начинать карьеру в социальной инженерии. Но (вечно попадаются эти противные но и все портят, да?) не стоит ждать, что компании, уже занявшие свое место на рынке, сами будут выходить с вами на связь и предлагать заказы.

Социальных инженеров пока не так много, но вам все равно придется продемонстрировать свои конкурентные преимущества по сравнению с другими кандидатами. А для этого надо приложить усилия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Не забывайте, что профессиональные социальные инженеры занимаются не только получением доступа в здания банков или сбором данных с помощью фишинга. Большая часть нашей работы происходит в офисе, и существенная доля времени уходит на составление отчетов. Для профессионала социальная инженерия — это не просто умение находить общий язык с окружающими, быстро соображать или не теряться под давлением обстоятельств. Это серьезная работа.

Подумайте, какая из этих сфер может стать вашей слабой стороной:

· извлечение информации;

· умение убалтывать собеседника;

· высокая скорость мышления;

· умение писать хорошие отчеты;

· профессиональный жаргон.

Нужно учиться видеть свои слабости. Только тогда вы сумеете от них избавиться.

Как склонить клиентов к применению СИ?

Предположим, вы уже являетесь пентестером и готовы заняться социальной инженерией. Ниже обсудим некоторые идеи по поводу того, как склонить уже имеющихся у вас клиентов к проведению СИ-проверок.

Не предлагайте дополнительные услуги бесплатно.

Некоторые наивно полагают, что, если предложить клиентам попробовать услугу бесплатно, они вдохновятся результатом и побегут заказывать ее снова, но уже за деньги. Со мной однажды приключилась история, которая прекрасно иллюстрирует, почему такая тактика не приносит желаемых результатов.

Начиная работать в индустрии технологий и занимаясь сборкой компьютеров, я пытался запустить бесплатный семинар о том, как обезопасить малый бизнес. Больше часа обсуждения я планировал посвятить разбору реальных советов по использованию антивирусов, сетей, файлообменников и т.п. А напоследок заготовил пятиминутную презентацию, с помощью которой хотел убедить представителей компаний обращаться ко мне за соответствующими услугами.

Я заранее договорился с местной торговой палатой об организации бесплатных выступлений. Мы анонсировали три семинара, на которые записалось огромное количество людей: десятки представителей разных компаний на каждый. Я уже начал подсчитывать потенциальные прибыли и чувствовал себя победителем.

И вот настал долгожданный день первого семинара. Я пришел в зал заранее, настроил проектор, разложил на столе раздаточные материалы, которые распечатал на собственные деньги. За пять минут до назначенного времени в зале сидел всего один человек. Как я ни надеялся, что к началу лекции ситуация изменится, этого не произошло.

Мне было очень неловко. Я начал свое выступление, но вскоре мой единственный слушатель сказал: «Как-то это странно получается, вам не кажется? Может, лучше сходим пообедать и просто поговорим?».

Я был раздавлен и не мог понять, что же пошло не так. Когда ситуация один в один повторилась на втором семинаре, я понял, что проводить третий бессмысленно, и отменил его. Затем мой друг предложил: «В следующий раз установи цену в $50 за регистрацию. Пообещай дать посетителям информацию, которая стоит намного дороже, — но сначала пусть заплатят».

Мне не хотелось даже пытаться. Я думал: раз никто не дошел до бесплатного семинара, то уж точно никто не будет платить за него. И тем не менее я все-таки решил попробовать. В результате передо мной в зале оказались 10 слушателей, каждый из которых заплатил $50. ЧТО??? Да, пусть в итоге пришло меньше людей, чем записалось на бесплатную лекцию, но важно другое. Они не просто пришли, но и заплатили за возможность меня послушать.

После проведения семинара я встретился с тем самым другом, который посоветовал брать деньги за выступления. Он объяснил мне, что денежный вклад, пусть даже самый маленький, заставляет людей придавать происходящему большую ценность. Если бы человек записался и не пришел, он бы потерял $50. То есть оплаченная лекция — мотивация к ее посещению.

Но, когда я начал работать в сфере социальной инженерии, оказалось, что на своих ошибках я так и не научился. Мне предлагали выступать с лекциями в разных странах, а я ничего за эти выступления не просил. И часто получалось, что их отменяли или же до последнего момента было непонятно, наберется ли зал.

Моя подруга Пинг Лук посоветовала мне изменить подход и назначить за свое выступление фиксированную цену. Я долго противился этой мысли, но потом вспомнил прошлый опыт и решил попробовать.

И представляете, оказалось, что люди были только рады платить! Меня стали ценить даже больше. В конце концов изменился мой подход к ведению бизнеса: с тех пор я ничего не делаю бесплатно.

Мораль очевидна: не думайте, что люди начнут ценить ваши умения, если вы сами их не цените. Так не бывает. Если вам сложно принять эту мысль, установите скидки на самые дорогие услуги или оформите специальные предложения для клиентов, которые готовы сразу заключить контракт на долгосрочное сотрудничество. Творческий подход к ценообразованию только приветствуется, а вот оказание услуг бесплатно обесценивает ваш труд.

Ошибайтесь и двигайтесь дальше.

Иногда при встрече с потенциальным клиентом я понимаю, что он сомневается, надо ли заказывать у меня услуги. Тогда я предлагаю ему начать с разового адресного фишинга, объектом которого станет какое-то влиятельное лицо в его компании. После того как ответственный за принятие решений человек видит преимущества работы с нами и скрытые опасности в случае отказа от этой работы, вопрос о выделении денег на наши услуги снимается сразу же. Однако иногда и этого оказывается недостаточно, клиент уходит.

Как быть, если никак не удается убедить компанию в вашей полезности? Надо смириться и делать следующий шаг. Потерпев неудачу, нужно продолжать движение вперед, а не пытаться снова и снова безрезультатно засовывать кубик в отверстие для шарика. Если в компании не считают социальную инженерию необходимым элементом системы безопасности, вам с такими клиентами не по пути. С ними все равно было бы сложно работать, и в результате они, скорее всего, остались бы недовольны вашими услугами.

Например, был у меня клиент, сотрудничество с которым длилось четыре года. Когда мы только начинали совместную работу, он казался мне идеальным заказчиком: мы быстро нашли общий язык, он хотел тут же приступить к действиям. Программа оказалась очень успешной, и изменения не заставили себя ждать. Но вот однажды женщина, которая была нашим контактным лицом в компании и отвечала за реализацию программы, получила от другой организации предложение возглавить их отдел безопасности — и сменила место работы. На ее место пришла новая сотрудница.

С первого дня нашего с ней взаимодействия ситуация изменилась. Она постоянно обижалась, принимала все на свой счет, отказывалась идти на риск и относилась к программе далеко не так серьезно, как ее предшественница. Постепенно программа зачахла. Все вернулось на круги своя, и, хотя статистика по фишингу все еще впечатляла, эффективность программы информирования сотрудников снизилась.

Я понял, что мы потеряем этого клиента, примерно за полгода до того, как наши пути окончательно разошлись. До того случая еще один заказчик ушел от нас подобным образом. Но, думаю, это только к лучшему. Им не хотелось развивать программу в нужном направлении, а это сбивало с толку и их, и нас.

В конце концов, в сутках всего 24 часа, наши физические возможности не безграничны. Поэтому лучше тратить время и силы на тех, кто готов и хочет меняться. Не бойтесь отказываться от неудачных контрактов.

Как определить стоимость своих услуг?

Хотя этот вопрос мне задают очень часто, я не хотел освещать его в своей книге, потому что ответить на него сложно. Но раз уж я взялся за составление этого своеобразного FAQ, совсем обойти такую тему не получится. Так что постараюсь раскрыть ее максимально полно.

Во-первых, разберитесь, сколько в принципе вы можете просить за час своей работы в роли консультанта. Я провел небольшое исследование на этот счет и нашел несколько сайтов, на которых приводилась ориентировочная стоимость услуг специалистов в сфере обеспечения безопасности по всему миру.

Этот показатель зависит от разных факторов: опыта и качества работы, статуса вашей компании, перечня оказываемых услуг. Теперь давайте подсчитаем. Предположим, я определю стоимость часа своей работы в $100. По предыдущему опыту могу сказать, что фишинг 1000 e-mail в месяц обычно занимает у меня порядка 20 часов. Еще три часа обычно уходит на сбор данных из открытых источников, семь — на подготовку отчетов. Так что в общей сложности в месяц я потрачу на выполнение работы около 30 часов. Считаем:

30 часов в месяц × $100 в час × 12 месяцев = годовой контракт на $36000.

Естественно, при работе с разными клиентами цифры варьируются, но примерную стоимость своих услуг я рассчитываю именно таким образом.

Цена часа работы может меняться в зависимости от:

· размера компании;

· сроков контракта;

· моего отношения к клиенту (очень субъективный фактор).

Подобные подсчеты помогают рассчитать примерную сумму заказа, хоть и могут оказаться неточными. Однако, по крайней мере, теперь вы представляете, в какую сторону двигаться.

Резюме.

Однажды мне попался отчет, в котором сообщалось, что лишь небольшой процент работающих в США компаний ежемесячно занимается информированием и обучением сотрудников способам противостояния фишингу.

И тем не менее за последние три года моя компания выросла на 300%.

Что же случится, когда 20, 30 а то и 50% американских компаний активно займутся просвещением своих сотрудников?

На самом деле потребность в профессиональных пентестерах, владеющих методами социальной инженерии, просто огромна. Я не могу один ее удовлетворить, поэтому и стараюсь помочь максимальному количеству заинтересованных в этом людей примкнуть к нашему профессиональному сообществу и начать оказывать качественные услуги нуждающимся в этом компаниям.

Не думаю, что наступит время, когда люди вообще перестанут работать. А значит, человеческий фактор будет актуален всегда. Кто-то постоянно будет пытаться использовать нашу эмпатию и страхи, манипулировать нами. От такого давления волей-неволей устаешь и незаметно для самого себя принимаешь неверные решения.

Социальные инженеры всегда будут нужны компаниям для того, чтобы обучать людей противостоять подобным атакам. Наверняка в будущем нам на помощь придут искусственный интеллект и другие технологии, но не думаю, что наступит время, когда люди смогут обойтись совсем без помощи других людей.

(P.S. статьи эти только в ознакомительных целях, я не призываю никого к действиям )