(Евр. 5:11–14)
Мы подошли к ещё одному наставлению в Послании к евреям. Начиная с 5:11 и до конца шестой главы, автор даёт третье подробное нравоучение на то, чему учил. Первое и второе наставления находятся в 2:1–4 и 3:7—4:16.
Вследствие умственной лености христиане, к которым обращается автор, оказались неспособны уразуметь те сложные понятия, которые автор хочет разъяснить им. Поэтому, прежде чем разбирать с ними более серьёзные вопросы своего послания, автор напоминает им о важности духовного роста. В 5:11–14 он делает это, указывая на признаки их незрелости.
НЕСПОСОБНОСТЬ СЛЫШАТЬ (5:11)
«Об этом надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы стали неспособны слушать».
Христиане, которым писал автор Послания к евреям, были подобны израильтянам древних времён (4:2), которые не извлекли для себя пользы из того, что слышали. Они не слушали. Мы можем потерять свои духовные способности, если не будем обдумывать и применять то, что слышим. Хорошим примером такой опасности служит притча о талантах в Мф. 25.
Во время моих студенческих лет в колледже в середине 1950-х с Корейской войны возвращались ветераны. Некоторые в своё время были отличными студентами, но теперь, когда они вернулись к занятиям, у них возникли большие трудности. Они утратили привычку заниматься и познавать. Потребовалось время и терпение для того, чтобы ветераны, которые были способны перестроиться, вновь стали хорошими студентами.
Христиане должны продолжать изучать Божье откровение, чтобы возрастать и не допускать развития духовной глухоты. Те христиане не достигли более высокого уровня духовности (ст. 11). Они фактически повернули назад.
Хотя Тимофей обладал, по крайней мере, одним «духовным даром», ему было сказано «возгревать» этот дар (2 Тим. 1:6) и не пренебрегать им (1 Тим. 4:14). Если прилежное изучение требовалось от такого особо одарённого брата, каким был Тимофей (2 Тим. 2:15), то можем ли мы ожидать меньшего для себя? Подобно как те христиане, к которым обращается автор «Евреям», скатились к плачевному состоянию, в своей духовной глухоте мы должны винить только самих себя.
Хотя идея священства Мелхиседека упоминается в документах кумранской общины, некогда поселившейся в районе Мёртвого моря, и в сочинениях Филона Александрийского (20 до н.э.—50 н.э.), она вряд ли широко обсуждалась. Возможно, оттого что эта тема не была знакома его читателям, автору «Евреям» было трудно объяснить им свою точку зрения. Даже в наше время читателям трудно понять заявления о Мелхиседеке, сделанные в этом послании (7:1–10). Слушали бы эти христиане внимательно, они бы преуспели в глубоком изучении Писания.
НЕСПОСОБНОСТЬ УЧИТЬ (5:12)
«Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божьего».
Вторым признаком незрелости у первых читателей Послания к евреям была их неспособность учить. Их проблемой было не отсутствие ума; наоборот, их способности сделали их состояние ещё более достойным осуждения. Они совершенно не планировали попасть в эту ситуацию: довела их до этого умственная лень. Нет ничего плохого в том, чтобы быть младенцем во Христе, ибо каждый, кто начинает христианскую жизнь, начинает её в этом качестве. Павел назвал коринфских христиан «младенцами» (непиос; 1 Кор. 3:1), а более продвинутых членов «совершенными» (телейос; 1 Кор. 14:20). Он призывал других братьев быть «совершенными» («взрослыми»; Слово Жизни; «зрелыми»; Российское Библейское Общество) и «исполненными» всем, что угодно Богу (Кол. 4:12).
Зрелость, которую автор желает видеть в христианах, к которым пишет, это способность постичь и оценить толкование истины на продвинутом уровне. Младенец вызывает умиление; но если проходят годы, а ребёнок остаётся беспомощным младенцем, его положение достойно жалости. Печально, когда мужчины и женщины, которые были христианами в течение долгих лет, не знают ничего о духовных реалиях, которые бы должны много значить для них, привлекать их и придавать им силы.
Прослушав фундаментальные проповеди в течение какого-то времени, христиане из иудеев должны были уметь понять ветхозаветные пророчества и символы Иисуса Христа; но они недостаточно возросли, чтобы уразуметь эти элементы Писаний и порадоваться им. Возможно, глухому или тугоухому трудно понять мысль, которую мы пытаемся донести до них; христиане, описываемые здесь, находились в подобной ситуации духовно.
Все верные христиане должны знать достаточно, чтобы передать истины о царстве следующему поколению (см. 2 Тим. 2:2). Возможно, они никогда не станут штатными учителями, но они могут быть учителями на практике, занимаясь этим ежедневно. В ранней церкви были учителя, которые были особо поставлены учителями (Еф. 4:11); другие учили изо дня в день (Деян. 5:32; 8:4). Каждый христианин, даже если он не может быть наилучшим учителем, должен знать достаточно, чтобы «дать ответ» требующим отчёта в его уповании (1 Пет. 3:15).
Обличая, автор впервые упрекает своих читателей в духовной незрелости. Когда церковь только создавалась, некоторые христиане получили духовные дары через возложение рук апостолов (1 Кор. 12:28; см. Деян. 8:14–17; 19:1–6; Рим. 1:11; 1 Кор. 12:4–7; 2 Тим. 1:6). Этот упрёк в том, что они не стали учителями через соответствующее время, указывает на то, что чудесный дар учительства должен был прекратиться, да и эти особо одарённые учителя должны были исчезнуть. Им на смену должны были прийти другие, которые должны были развивать свои природные способности, чтобы стать зрелыми учителями. В Еф. 4:8–15 показано, что эти особо одарённые учителя помогали направлять церковь до получения полного откровения Писаний. Чудесные дары существовали для созидания младенческой церкви в эффективном служении, но следующее поколение христиан должно уже было рассчитывать на природные таланты, усиленные духовным ростом.
Именно обязанность учить имел в виду Павел, когда говорил во 2 Тим. 2:2: «и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить». Подразумевалось, что от точной передачи истины следующему поколению зависит будущее церкви.
Индивидуальный рост даётся с помощью усилия. Отсутствие роста или возвращение к тому состоянию, когда забываются основы веры («первые начала» в стихе 12), противоположно тому, чего хочет для нас Христос. Это резкое обличение должно было пробудить христиан-евреев, когда они заслушивали его оглашение в собрании.
Мы так и слышим, как кто-то говорит: «Я ещё не дорос до того, чтобы быть учителем, и потому не хочу брать на себя эту ответственность». Иаков говорил, что большая ответственность лежит на тех, кто хочет быть учителями. Он говорил, что стремящиеся быть учителями подвергнутся большему осуждению (Иак. 3:1). Этот факт сурового суда не должен расхолаживать верующих в их росте, с тем чтобы они могли рассказывать о евангелии. Когда мы верно передаём истину другим, мы становимся большим благословением для них. Бог благословляет наше преподавание и тех, кто слышит евангельскую весть от нас. Не многие вещи могут сделать христианина более счастливым, чем научение и обращение других людей. Иоанн выразил это следующим образом: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин. 4).
Концепция «первых начал» (ст. 12) может относиться к учениям как Ветхого, так и Нового Завета. Ветхозаветный закон назван в Деян. 7:38 «живыми словами», а в Рим. 3:2 — «словом Божьим». Учение Нового Завета также называется «словами Божьими» (1 Пет. 4:11). Закон готовил Израиль к учению Христа. Он есть «детоводитель ко Христу» (Гал. 3:24). Он был таковым, прежде всего, для иудеев, но остаётся учителем также и для христиан из язычников. Из Ветхого Завета мы узнаём принципы послушания, а в Новом Завете находим, чему мы должны подчиняться сегодня.
В Евр. 6:1 мы видим ссылку на «начатки учения Христова». Возможно, «слово Божье» (ст. 12) противопоставляется принципам («началам») Христа, но эти две фразы, частично совпадая, служат как бы переходами от одной эры к другой. «Начала» (стойхейон) могли означать «буквы алфавита» или даже основные «элементы», из которых состоит материальная вселенная (2 Пет. 3:10, 12). Идея — в следующем: «Вам снова нужно познавать азы христианства». В каком-то смысле мы никогда не оставляем своих азов, но мы не повторяем их непрерывно, так как при постоянном употреблении слов буквы становятся чем-то само собой разумеющимся. В другом контексте незнание первых начал можно сравнить с ситуацией, когда продвинутый студент-математик не знает таблицу умножения. Какую бы задачу он ни решал, ему приходится повторять её.
ЗАТЯНУВШАЯСЯ ПОТРЕБНОСТЬ В МОЛОКЕ (5:12–14)
«и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла».
В Слове Божьем есть «молоко» и есть «твёрдая пища» (ст. 12). Стыдно быть способным принимать только молоко. Этот образ, похоже, был распространён в первом столетии, и Павел пользовался им (1 Кор. 3:1, 2). «Питаемый молоком несведущ в слове правды» (ст. 13), или «неопытен в слове праведности» (Восстановительный Перевод). Недостаток любви у коринфян мешал их росту. Не всегда прогресс тормозит отсутствие знаний, ибо церковь в Коринфе обладала всеми духовными дарами, дававшими знания (1 Кор. 1:6, 7). То, что они не размышляли над словом Божьим (а это больше, чем просто чтение), сделало их вечными младенцами. Некоторые проповедники, похоже, думают, что общины нуждаются только в молоке, и никогда не идут дальше первых начал — возможно, из-за недостатка своих собственных знаний. Проповеди других слишком сложны для большинства членов. Нам нужны проповеди и основных начал и более углублённых основ. Не давая «твёрдой пищи», как может проповедник помочь членам общины «повзрослеть»?
Стих 14 говорит о «совершенных», то есть тех, кто достиг «полного возраста» в духовных делах. Речь не обязательно об очень старых христианах. «Совершенные», или зрелые, противопоставляются «младенцам» из стиха 13. «Младенец» должен желать «словесного молока», чтобы возрасти к конечному спасению (1 Пет. 2:2). Постоянно исследуя Слово и применяя то, что узнал, человек скоро сможет распознавать добро и зло. Это должно быть целью каждого святого. Послание к евреям, например, как раз и является таким крепким орешком, содержащим в себе много «твёрдой пищи». Тщательно изучая его и определяя степень нашего понимания его, мы можем оценить свой духовный уровень.
КАК ДОСТИЧЬ ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВА
Духовное совершенство не приходит с одним большим взрывом энтузиазма, который побеждает все грехи и слабости. Даже если кому-то, на удивление, удаётся избавиться от греховных привычек после обращения, вряд ли его влечение к тем соблазнам исчезает немедленно и полностью. Если мы хотим достигнуть наших целей, нам необходимо уделять время «слову правды» (ст. 13) и практиковать его в жизни.
Изменения в нашей жизни происходят благодаря тому, что мы узнали или чему были научены — этому правилу нет исключений. Чтобы желаемая черта полностью вошла в нашу плоть и кровь, требуется время и развитие. Как святые, мы должны отделиться от мира и работать над своей святостью. Нам следует молиться о том, чтобы Бог помог нам стать совершенными, «поглощающими твёрдую пищу» христианами.
По мере возрастания в духе мы придём к пониманию как праведных требований Божьих законов, так и Его удивительной милости к грешникам. Изучая Слово Божье, мы научимся распознавать лжеучения. Применяя нашу растущую веру на практике, мы будем угодны Всевышнему.
Один проповедник сказал: «Большинство христиан — “промежуточники”». Он имел в виду, что «они находятся между Египтом и Ханааном: за пределами опасного места, но ещё не в месте покоя и богатого наследства» (Уирсби). Подтверждение без ложного стыда своей веры на практике выведет нас из положения «промежуточников».
«ВАМ НАДЛЕЖАЛО БЫТЬ УЧИТЕЛЯМИ»
На христианах-евреях лежала ответственность учить, ибо они слышали Слово, приняли его и повиновались ему. На каждом христианине лежит моральный долг рассказывать о том, как он был спасён. «Учителя» — это не профессиональные проповедники. Каждый, кто получил спасение, должен передавать знание о том, как повиноваться евангелию. Христианин должен уметь показать несколько отрывков из Писания интересующемуся другу. Если человек не овладел первыми началами христианского учения, то он не может повлиять на других, чтобы они полюбили Господа и Его Слово.