Организация Объединенных Наций заявила, что заброшенный нефтяной танкер, пришвартованный у берегов Йемена и загруженный более чем 1 миллионом баррелей сырой нефти, находится под угрозой разрыва или взрыва, что нанесет огромный экологический ущерб морской флоре и фауне Красного моря, опреснительным заводам и международным судоходным путям.
Внутренние документы, полученные Assotiation Press, показывают, что морская вода попала в моторный отсек танкера, который не обслуживался более пяти лет, что привело к повреждению трубопроводов и увеличению риска затонуть. Ржавчина покрыла части танкера, и инертный газ, который не дает танкам собирать горючие газы, просочился наружу. Эксперты говорят, что ремонт уже невозможен, потому что повреждения корабля необратимы.
В течение многих лет ООН пыталась направить инспекторов для оценки ущерба на борту судна, известного как FSO Safer, и поиска способов обезопасить танкер, разгрузив нефть и вытащив судно в безопасное место.
Но европейский дипломат, представитель йеменского правительства и владелец танкера заявили, что повстанцы-хуситы оказали сопротивление. Дипломат заявил, что повстанцы рассматривают судно как "средство устрашения, подобное обладанию ядерным оружием".- Все три человека говорили на условиях анонимности из-за деликатности темы.
“Они действительно открыто говорят ООН:” мы хотели бы иметь это как нечто, что можно было бы использовать против международного сообщества в случае нападения", - сказал дипломат. "Хуситы определенно несут ответственность за то, что ООН не осмотрела корабль.”
Деньги также являются проблемой, сказал дипломат, добавив, что хуситы изначально требовали миллионы долларов в обмен на нефть, хранящуюся в танкере. ООН пытается достичь договоренности, по которой деньги могли бы быть использованы для оплаты труда рабочих и служащих в портах Красного моря, где пришвартовано судно, добавил дипломат.
Некоторые эксперты, однако, критикуют как хуситов, так и ООН за то, что они не смогли полностью понять масштабы кризиса с брошенным кораблем.
Ян Ральби, основатель компании "I. R. Consilium“, специализирующейся на морской и ресурсной безопасности, заявил AP, что "усилия ООН по отправке команды для оценки корабля тщетны."- Судну нужна спасательная команда, - сказал он.
“Очень жаль, что они потратили столько денег и времени на эту бесполезную операцию, - сказал Ральби. “Если мешкать, чтобы получить разрешение на отправку простой команды для оценки, у нас не будет второго шанса спастись”, - добавил он.
Ральби, который много писал о танкере, сказал AP, что в условиях снижения цен на нефть затраты, потраченные на очистку экологического ущерба от взрыва или утечки, будут намного больше, чем миллионы долларов нефти на судне.
Но хуситы отказались отступить от своих требований.
Мохаммед Али аль-Хуси, лидер повстанцев, обвинил США и саудовцев в том, что они не позволили повстанцам продать нефть, заявив в своем Твиттере 18 июня, что любые “катастрофические последствия... Не дай бог, что могут произойти в результате крушения судна, стаут ответственностью этих двух стран.
Повстанцы-хуситы контролируют западные порты Красного моря, включая рас-Исса, в 6 километрах (3,7 мили) от того места, где с 1980-х годов швартуется танкер FSO Safer, и ведут войну с международно признанным правительством в изгнании, которое поддерживается коалицией во главе с Саудовской Аравией и Соединенными Штатами.
Плавучий танкер-это судно японского производства, построенное в 1970-х годах и проданное йеменскому правительству в 1980-х годах для хранения на экспорт до 3 миллионов баррелей нефти, выкачиваемой с нефтяных месторождений в Марибе, провинции на востоке Йемена. Корабль представляет собой 36-метровое судно с 34 резервуарами для хранения.
Высокопоставленный чиновник в государственной компании, отвечающей за танкер, сказал, что из-за сокращения оперативного бюджета, который составлял около 20 миллионов долларов в год до войны, компания больше не могла позволить себе покупать специальное топливо, необходимое для запуска котлов на корабле. Котлы необходимы для питания генераторов, которые, помимо прочего, удерживают инертный газ, предотвращающий взрывы. Танкеру требуется 11 000 тонн топлива, что обходится примерно в 8 миллионов долларов ежегодно.
“После остановки котлов большая часть оборудования и машин танкера остановилась, потому что все они зависят от мощности пара”, - сказал представитель компании. "Это включает в себя машины, которые питают вентиляционную систему, которая снижает влажность и предотвращает коррозию", - сказал он.
С 2015 года ежегодное техническое обслуживание судна было полностью прекращено, и большинство членов экипажа, за исключением 10 человек, были сняты с судна после того, как возглавляемая Саудовской Аравией коалиция ввела сухопутное, морское и воздушное эмбарго, прежде чем начать обширную воздушную кампанию по вытеснению повстанцев-хуситов из районов, которые они захватили, включая столицу Сану.
ООН неоднократно предупреждала, что задержки с принятием мер по обеспечению безопасности ФСО могут привести к техногенной экологической катастрофе в Красном море, в четыре раза большей, чем разлив нефти Exxon Valdez в 1989 году.
Высокопоставленный чиновник Государственной компании, отвечающей за танкер, заявил, что подобный разлив нефти у берегов Йемена может ускорить обострение гуманитарной катастрофы в стране.
"Катастрофа может произойти в любую секунду, необходимо спасти Йемен от ужасной, неминуемой катастрофы, которая усугубит бремя Йемена на десятки лет и лишит тысячи людей их источника жизни и убьет морскую жизнь в Красном море.”