Существует много способов путешествовать, каждый из которых интересен по-своему. Но когда классические тревел-направления закрыты, лоукосты не летают, а фестивалей из-за пандемии не предвидится, выбор вариантов отдыха становится достаточно ограниченным. У нас есть для вас козырь в рукаве: путешествие в автодоме по Беларуси. Сегодня рассказываем о нюансах и тонкостях такого способа отдыха.
Существует несколько типов автодомов, у каждого – свои особенности, о которых необходимо знать.
Интегрированные автодома
Такие автодома производятся специальными компаниями и представляют собой полностью готовые для путешествий кемперы с собственным уникальным дизайном. Как правило, мотор, коробка передач и подвеска берутся у большого автопроизводителя вроде Mercedes, Citroën, Peugeot и прочих, а вот кузов и салон со всем его функционалом создаётся с нуля.
Это даёт интегрированному автодому два особых преимущества: прекрасный дизайн и удобство компановки всех систем кемпера, так как инженерам не приходится подстраиваться под параметры уже готовой заводской машины. Минус же заключается в том, что такие дома самые дорогие.
Полуинтегрированные
Суть этого типа домов в том, что они строятся на базе уже готового фургона от одного из крупных автопроизводителей. С фургона срезается грузовой кузов и на его место устанавливается готовый жилой модуль, а остальные узлы, в том числе и кабина, остаются прежними.
Такой подход позволяет сделать автодом дешевле без потери его основных качеств. Однако эргономика может быть хуже, чем у интегрированных автодомов.
Альковный дом на колёсах
Это собрат полуинтегрированного кемпера. Его единственным и главным отличием является наличие кузовного навеса над кабиной, в котором размещаются два дополнительных спальных места. Цель существования альковного дома на колёсах – возможность взять с собой больше пассажиров, практически не увеличивая при этом габариты машины.
Жилые минивены
Производители таких кемперов в качестве кузова для своих авто используют заводские минивены без кардинальных изменений снаружи. Переделка заключается в том, что стандартный салон авто полностью вынимается, а на его месте строится жилое помещение с кухней, спальным местом, шкафами для хранения различных вещей. Такие дома, в отличие от трёх предыдущих типов, не имеют на борту душа и рассчитаны на небольшое количество человек – от двух до четырёх – но также и более мобильны за счёт своей компактности.
Жилые прицепы
По оснащению этот вариант можно сравнить с интегрированными и полуинтегрированными домами. Обычно жилые прицепы имеют на борту кухню-гостиную, спальню, душ и туалет, холодильник, места для багажа. Отличительная их особенность следует из названия: они не самоходны и для поездки прицепляются к другому транспортному средству.
Плюсы такого решения в том, что прицеп даёт полный функционал полноценного автодома (за исключением возможности попасть из кабины в салон напрямую) и стоит при этом дешевле. Минусом является неудобство использования прицепов на узких улицах городов, а также невозможность находится в жилом помещении (прицепе) во время движения, так как это запрещено законом.
Прицепы-палатки
Самый компактный из всех перечисленных вариантов. Такие прицепы не слишком превышают по размерам обычный легковой прицеп, но во время стоянки могут трасформироваться в большую жилую палатку, а также иметь дополнительные модули, например, для готовки.
Особенности путешествия автодомом
Путешествия в автодоме имеют свои нюансы, про которые стоит знать перед тем, как отправляться в дорогу.
В первую очередь стоит понимать, что автодома приспособлены к асфальту или, на крайний случай, ровной грунтовой дороге. Отправляться в глухие леса или на бездорожье на автобусе-кемпере не стоит. Существуют модификации автодомов повышенной проходимости, которые помогают заехать дальше, чем на обычном кемпере, но, так или иначе, это не то же самое, что подготовленный внедорожник.
Если мы говорим про жилые прицепы, то важно понимать, что они имеют меньшую мобильность по сравнению с другими видами автодомов, так как сама по себе идея дома в прицепе предполагает его крупный размер, а маневрировать с таким на дороге непросто. Кроме того, не любое авто сможет тянуть большой прицеп.
Ещё одной особенностью являются права на управление автодомами и прицепами. Крупные прицепы или автобусы-кемперы требуют получения отдельной водительской категории.
Среди плюсов таких путешествий однозначно можно выделить полную независимость от бронирования жилья и билетов на транспорт. Также в ваших руках полная свобода в выборе маршрута. Обычный коммерческий рейс какого угодно пассажирского транспорта движется из точки А в точку Б по максимально выгодному маршруту и без учёта интересности самой поездки. Вы же можете спланировать заезд в любое количество интересных мест и достопримечательностей по дороге. Кроме того, ночлег можно организовать буквально везде, где разрешена стоянка, а значит, вид из окна вы тоже выбираете сами.
С Автокартой МТБанка вы получите мани-бэк до 10% за покупки и обслуживание в сети автопартнеров, а также мани-бэк до 5% на АЗС и 1% от абсолютно любых покупок.
Какие права нужны для управления автодомом
Если общая допустимая масса кемпера не превышает 3,5 тонны, то для управления им достаточно прав категории B. Под общей допустимой массой имеется в виду масса самого автодома + его максимальная грузоподъёмность по документам. Стоит упомянуть, что пассажиров, включая водителя, должно быть не больше восьми. Но некрупные автодома, как правило, не рассчитаны на такие большие компании, так что с перебором пассажиров проблем возникнуть не должно.
Также категория B позволяет буксировать прицеп общей массой до 750 килограмм, если общая масса прицепа с автомобилем не больше 3,5 тонн. Подойдёт для прицепа-палатки, а вот для кемпера уже маловато. Чтобы буксировать полноценный прицепной автодом тяжелее 750 кг, водителю понадобится категория BE.
Если масса самого авто превышает 3,5 тонны, то оно считается грузовым и для управления им нужна категория C. Экипаж при этом также может составлять не больше 8 человек вместе с водителем. Эта категория, как и предыдущая, дополнительно позволяет буксировать прицеп массой до 750 кг. Если нужно больше, то должны быть права СE.
Редкие автодома позволяют ездить компанией более 8 человек. Однако они существуют, и если вам понадобится именно такой кемпер, то, чтобы управлять им, нужно иметь права категории D.
Сколько стоит аренда автодома в Беларуси
В Беларуси существует более десятка компаний, предоставляющих кемперы в аренду. Среди предложений чаще встречаются прицепы. Цена варьируется в зависимости от того, на какой срок вы хотите взять в аренду автодом. Многие компании устанавливают минимальный срок аренды в 3 дня.
В среднем за аренду шестиместного кемпера-прицепа на сутки просят 70 рублей. Если арендовать больше, чем на 5 дней, у всех копаний действует скидка на общую цену. В зависимости от фирмы размер дисконта колеблется около 8%. Аренда на месяц даёт скидку около 15-20%. Таким образом, аренда кемпера-прицепа на две недели обойдется около 900 рублей, на месяц – около 1700 рублей, плюс-минус.
Среди предложений по аренде автодомов в Беларуси также широко распространены полуинтегрированные варианты. Средняя цена за суточную аренду шестиместного интегрированного автодома составляет 250-300 рублей при аренде на 3-5 дней. С увеличением срока аренды скидки действуют так же, как и в случае с прицепами. Таким образом, арендовать полуинтегрированный кемпер на две недели можно в среднем за 3200-3800 рублей. Впрочем, если хорошо поискать, найдутся варианты и дешевле. Самый бюджетный вариант, обнаруженный нами, стоит 150 рублей в сутки, при аренде от 5 дней цена падает до 140 рублей, а при аренде от 15 дней – до 130 рублей. То есть, за 15-дневное путешествие в данном случае придется выложить 1950 рублей.
Интегрированных кемперов в аренду в Беларуси мы не нашли.
Важно помнить, что для грузового транспорта на платных дорогах существует отдельный налог. Это актуально как в Беларуси, так и за границей.
Лето – это пора приключений, и провести его весело можно даже при закрытых границах. В нашей стране много живописных мест, достойных посещения, а при поездке автодомом дорога может принести ещё и новый незабываемый опыт. Не бойтесь открываться новому, удачи на дорогах!