WeСhat — это мессенджер, набравший огромную популярность в Китае. Его создатель, компания Tencent, в 2017 году первая в стране достигла $500 млрд капитализации. Она даже обогнала Facebook. На тот момент большую капитализацию имели только Apple, Alphabet (Google), Microsoft и Amazon.
Функционал WeChat гораздо шире, чем у обычного мессенджера. Он охватывает все сферы жизни человека: от общения и развлечений до оплаты налогов и покупки продуктов. Треть времени в телефоне у среднестатистического пользователя занимает WeChat.
Как он к этому пришел?
В 2010 году Tencent поручила 7 программистам создать мобильное приложение, которое сможет конкурировать с другими продуктами компании. Первую версию WeChat они создали за три месяца. Приложение вышло в январе 2011 года, но сразу после запуска не смогло привлечь много пользователей. Помешала сильная конкуренция: на рынке лидировал Xiaomi MiTalk с 5 млн зарегистрированных пользователей.
В мае WeChat выпустил обновление: появилась функция Люди рядом и возможность отправлять голосовые сообщения. Приложение стало первым сервисом в Китае, который сочетал в себе передачу голосовых сообщений, текста и фотографий. Количество ежедневных скачиваний возросло до 50 тысяч — проект наконец сдвинулся с мертвой точки.
Люди рядом. Функция позволяет видеть пользователей, находящихся поблизости. Это увеличивает чувство общности.
WeChat начал работать над сетевым эффектом одновременно с Facebook. Американская социальная сеть стремилась сделать так, чтобы каждый пользователь заводил минимум 10 друзей в первые 14 дней после регистрации. WeChat пошли другим путем — в октябре 2011 года они добавили Встряску и Сообщение в бутылке. Это дало очень мощный результат: в ноябре количество ежедневных скачиваний перевалило за 200 тысяч.
Встряска. Можно потрясти смартфон, чтобы найти случайного собеседника, который в это же время использует Встряску. Эта функция помогает освоиться новичкам и завести новых друзей.
Сообщение в бутылке. Функция позволяет выкидывать сообщения в “море”, чтобы случайный человек его подобрал. Подобравший бутылку может либо выбросить ее обратно, либо связаться с пользователем, выкинувшим бутылку. Эта функция помогает найти интересного собеседника.
Китай очень быстро прошел “век компьютеров” и перешел к “мобильной эпохе”. В 2011 году уже более 627 млн китайцев пользовались смартфонами. В декабре WeChat начал внедрять QR-коды в свое приложение. Это очень упростило подключение новых контактов. Позднее магазины добавили возможность оплаты по QR-коду через WeChat Pay. Они используют их до сих пор, NFC-оплата у китайцев не так популярна. Благодаря широкому распространению смартфонов QR-коды очень естественно интегрировались в жизнь пользователей WeChat.
Основатель WeChat, Аллен Чжан, делал особый упор на неосознанные потребности пользователей. Так в 2012 году появились Моменты и Официальные аккаунты.
Моменты Аллен Чжан задумывал как публичный дневник. Пользователи делятся там важными моментами, которые происходят в жизни. В отличие от Facebook или Vkontakte, посты могут видеть только друзья. Можно также отдельно указать, какие друзья НЕ увидят пост.
Официальные аккаунты — аналог Twitter или Weibo, но реализованный в формате чата. Так пользователи чувствуют, что напрямую общаются со знаменитостью. Позже WeChat расширил функцию на бренды и компании, но писать они могут не чаще 1 раза в день.
В 2013 году WeChat добавил Магазин стикеров и Игровой центр.
Игровой центр — это агрегатор мобильных игр. Он помогает пользователям "убивать время", а разработчикам эффективно продвигать свой продукт. В игру Tencent Rhythm Master через год после запуска играло 700 тыс человек в день. Благодаря Игровому центру эта цифра выросла до 17 млн.
Магазин стикеров сделал общение между пользователями ярче и интереснее. WeChat создал рынок для художников, на котором они получили возможность зарабатывать деньги за свою работу. Пользователи выбирали произвольное вознаграждение автору за понравившиеся стикеры. Максимальная сумма — 200 RMB ($25).
В 2014 году функционал WeChat пополнили Красные Конверты и Мини-программы.
Красные конверты родились из местной традиции. В Китае принято, что менеджер в первый рабочий день после китайского Нового года дарит каждому сотруднику красный конверт с денежным подарком. В 2013 году компания Tencent настолько выросла, что некоторым менеджерам стало трудно раздавать так много конвертов вручную. Они попросили разработчиков придумать решение этой проблемы. Позже оно превратилось в отдельную функцию WeChat. Она позволяет рассылать красные конверты огромной группе людей всего за несколько кликов.
В 2014 китайский Новый год более 4 млн человек использовали Красные конверты. А в 2016 китайский Новый год через WeChat pay провели больше транзакций, чем через платёжную систему PayPal за весь 2015 год.
Мини-программы предоставляют пользователям удобный доступ к полезным сервисам, которые помогают в повседневной жизни: при вызове такси, доставке еды, покупке билетов и прочем.
Так почему он так популярен?
Приоритет на увеличении ценности. WeChat, в отличие от большинства крупных сервисов, не считает, что рост — это увеличение прибыли. Главный показатель их развития в другом — становиться еще полезнее для своих пользователей . WeChat включает в себя десятки различных функций, каждая из которых делает жизнь пользователя лучше.
В Моментах можно увидеть рекламу всего один раз в день. Если сравнивать с Vkontakte или Instagram, то эта цифра поражает.
Официальные аккаунты компаний могут писать максимум 1 раз в день. Так что активно продвигать свой бренд не получится даже так.
Сетевой эффект. В WeChat очень просто найти новых друзей благодаря Встряске и Сообщению в бутылке. QR-коды позволяют быстро добавить друга офлайн.
Великий китайский фаервол. WhatsApp и другие западные мессенджеры запрещены в КНР. То есть на китайском рынке просто-напросто отсутствуют все крупные международные конкуренты.
И что дальше?
Подавляющее большинство населения Китая использует WeChat. Но сможет ли приложение захватить мировой рынок?
Попытки уже были, и они продолжаются: в 2015 году между WeChat и WhatsApp развернулась ожесточенная битва в Индии, но китайский сервис проиграл. Я не думаю, что WeChat в текущем состоянии способен конкурировать с крупными игроками вне китайского рынка.
- Приложение оптимизировано под местных пользователей: китайские стикеры, приложения, Красные конверты. Пользователи из других регионов просто не поймут, для них это непривычно.
- Слишком уж обширный функционал. Новым пользователям непросто будет его осваивать. В Китае функции добавлялись постепенно, поэтому там таких проблем не возникло.
- Рынок уже сформировался и пользователей будет сложно перетянуть из других мессенджеров. Сетевой эффект работает и у конкурентов.
Если взять конкретно Россию, то здесь место WeChat постепенно занимает Вконтакте. Он постоянно расширяют функционал, охватывает все больше сфер жизни пользователя. Тем же самым занимается Facebook во всем остальном мире. Для WeChat просто нет места.