На следующее утро после презентации PlayStation 5 мы на StopGame.ru записывали подкаст с впечатлениями (да, там есть и я!). Я хотел затронуть одну из больных для меня тем, но в ходе разговора она не всплыла, а сам я о ней не вспомнил (ведь записывать такие вещи отдельно, чтобы о них не забыть — это для лохов).
Поэтому давайте считать этот блог бонусом к подкасту, пластом с невошедшей, но, на мой взгляд, очень важной мыслью.
Большая проблема эксклюзивов Sony — очень скудное разнообразие жанров и тематик.
Давайте я скажу волшебные слова: «Топовый эксклюзив PlayStation». Какая игра пришла вам в голову? У меня есть ответ: наверняка это сюжетный экшен от третьего лица с драматичным (в той или иной степени) главным героем.
Под этот шаблон укладываются ВСЕ последние крупные хиты Sony: The Last of Us, Uncharted 4 и Lost Legacy, God of War, Marvel’s Spider-Man, Horizon: Zero Dawn и Days Gone. В чуть меньшей степени — Death Stranding, Shadow of the Colossus, The Last Guardian, Until Dawn, Detroit: Become Human, Bloodborne, inFamous Second Son и First Light.
Да, отклонения случаются (Dreams), но в целом ударная сила PlayStation до безобразия однообразная. Презентация PlayStation 5 этот шаблон только закрепила: продолжение Horizon, продолжение «Паучка», ремейк Demon’s Souls. Немножко выбивается Sackboy: A Big Adventure, но не слишком — трёхмерные платформеры тоже испаханная борозда для Sony, эдакая безопасная ставка, которая гарантированно сработает.
А теперь давайте посмотрим на линейку Microsoft:
- Forza Horizon — единственная по-настоящему удачная и богатая аркадная гонка, которая сейчас существует на рынке. Если мне хочется серьёзного автосимулятора, мне есть из чего выбрать: не считая Gran Turismo выходят Assetto Corsa, Project CARS, DiRT Rally, Forza Motorsport. Если мне хочется беззаботной аркады, то за пределами Forza Horizon ловить фактически нечего — есть лёгкая надежда на DiRT 5, но Codemasters не хватает того же размаха и лоска, которыми щеголяет Forza Horizon.
- Кроме того, я могу назвать, чем отличается Forza Horizon 3 от Forza Horizon 4, а вот в чём разница между Gran Turismo 6, Gran Turismo Sport и Gran Turismo 7? Я, как человек со стороны, по трейлерам серии Gran Turismo не вижу ни одной уникальной черты, которая позволила бы сказать: «Ага, это седьмая часть, а это Sport».
- Ori and the Blind Forest / Will of the Wisps — чисто двухмерный платформер с элементами метроидвании. Безумно красивый и в какой-то мере последний в своём роде.
- Halo Wars 2 / Age of Empires IV. Стратегии в реальном, мать его, времени — игры в жанре, который считается почти мёртвым. А Age of Empires IV даже не собирается выходить на консолях — то есть это крупнобюджетный экслюзив для PC от солидной компании. Вкупе с непопулярным жанром — очень редкое явление!
- Gears Tactics — пошаговая тактика. Ещё один жанр, который у крупных издателей совершенно не в почёте, за исключением XCOM.
- Microsoft Flight Simulator — дико красивая и амбициозная игра. Я даже не могу сказать, когда в последний раз выходил продвинутый авиасимулятор, который метит не только в узкую прослойку хардкорных вирпилов, но и не собирается отворачиваться от казуальной аудитории.
- Sea of Thieves — да, старт у неё был очень куцый, но геймплейное ядро само по себе работало с самого начало и было не похоже на конкурентов по AAA-цеху.
Свои экшены от третьего лица с сумрачными главными героями у Microsoft тоже есть: например, Gears of War и Senua’s Saga: Hellblade II (разумеется, мы о ней почти ничего не знаем, но я не сомневаюсь, что под «шаблон эксклюзива Sony» она попадёт).
Однако при этом игры Microsoft просто несравнимо разнообразнее и смелее, чем у PlayStation. Я соглашусь с тем, что качество у эксклюзивов Sony крайне высокое и лучше, чем у Microsoft, но за годы владения PlayStation 4 я устал: как основное игровое устройство она мне не подходит, потому что на большом экране я хочу и разрешение повыше, и fps побольше, а как машина для эксклюзивов она пытается мне скормить одни и те же эмоции — хмурые истории с крепко собранным, но не вылезающим за привычные рамки геймплеем (серьёзно, блин, почему люди с таким упоением слопали заурядный открытый мир из Zero Dawn?).
Одна из важнейших эмоций, которые хочется испытывать в играх, — эмоции удивления, предвкушения сюрпризов. К концу поколения PS4 я поймал себя на мысли, что никакого удивления от эксклюзивов Sony не испытываю. Что God of War, что Spider-Man, что Uncharted 4 я прошёл с удовольствием — это отлично собранные игры от мастеров своего дела. Но удивления в них не было: я заранее знал весь спектр эмоций, которые я получу. Я заходил в них словно на работу. Я от них устал.
С другой стороны игры Microsoft качеством не дотягивают до Sony, однако с лихвой компенсируют это тем самым жанровым разнообразием — если я буду играть только в эксклюзивы Microsoft, то мои игровые впечатления точно не будут повторяться. Потому что RTS, авиасим и пиратские приключения с друзьями — это бесконечно далёкие друг от друга направления, которые дарят разные эмоции. Благодаря разным жанрам Microsoft сохраняет иллюзию тайны: какой будет следующая крупная игра корпорации? Понятия не имею — и оттого мне становится только интереснее!
Sony этим похвастаться не может: она продолжает анонсировать эмоционально однообразные игры — как геймплейно, так и сюжетно. И в этом её большая проблема: в случае, когда рынок пресытится драматичными экшенами от третьего лица, Sony просто ничего не сможет противопоставить конкуренту — она как будто не хочет или не умеет делать другие игры.
Это не значит, что я говорю «Sony срочно нужно перестать делать сюжетные экшены от третьего лица» — это значит, что Sony нужно побольше делать чего-то кроме них. Это не значит, что я буду брать Xbox Series X — это значит, что у меня нет повода предпочесть PlayStation 5 в войне некстена. Пока что я могу представить только один козырь в рукаве Sony, который может заставить меня раскошелиться на PS5, — новая Silent Hill. Но если и она будет сделана по фирменному «шаблону Sony» (а на мой взгляд, вероятность высока), то я, пожалуй, всё равно воздержусь.