Максиму 37 лет. Он собирал боевые истребители, уезжал на заработки на север, а теперь строит свой бизнес. Откровенный рассказ о себе, работе в найме и предпринимательстве.
Я собирал "Стрижи" и "Витязи", а стал помощником маляра.
- Расскажи, как ты пришел в эту отрасль, где начинал и почему?
- Я родом из Чебоксар, закончил 29 школу. Попал в сферу автосервисов волей случая: в бане предложили поехать в Сургут (Ханты-мансийский автономный округ – Югра). Это было через 2 года после армии – 2008 год. Я работал электронщиком на предприятии «ЭЛАРА». Это «военка», мы собирали блоки управления для Стрижей и Витязей. На севере предлагали выше зарплату, ну и я был молодой, было желание попробовать, и я поехал.
- Кто предложил?
- Сам владелец автосервиса, он случайно оказался в нашей компании.
- На какую должность он тебя пригласил?
- Я начал там карьеру помощником маляра.
- Большой был автосервис?
- Большой. Одна зона под рихтовку и покраску с заводской итальянской камерой для окрашивания. Вторая зона под арматурные работы и шиномонтаж. 4 подъемника.
- А где ты жил?
- Комнату мне снимала компания. Много места не надо было – молодой и холостой. Работал, много работал, практически без выходных. Для меня это была другая сфера, мне это было интересно.
- Сколько в итоге ты там проработал? Был карьерный рост?
- Я проработал 10 лет и к моменту увольнения являлся директором. С назначением тоже помог случай: предыдущий директор решил вернуться на свою малую родину (он с Нижегородской обл.), и предложил мне стать руководителем.
- Тебе удалось скопить какой-то капитал за время работы на севере?
- Да, удалось. Но самое главное - это всё-таки опыт. Опыт работы с людьми, опыт в ремонте, опыт организации техпроцесса, работа с бюджетными организациями. Вот это сыграло большую роль.
50% клиентов - постоянные.
- Получается, в 2018 году ты вернулся из Сургута.
- Вернулся из Сургута. Но всё произошло не сразу. Я сначала поработал в Москве, мне нужно было кормить семью. Но я всегда мечтал своём, пусть будет маленькое, но своё. Затем, когда сделка назревала, я уволился и стал заниматься оформлением документов. Когда всё «устаканилось», я собрал ребят, которые работали на предыдущего владельца, мы обговорили правила игры – в итоге двое остались со мной, и мы были готовы принимать первых клиентов.
- Какие были правила игры?
50/50. (Исполнитель получает 50% стоимости услуги – прим. ред.)
- Сколько стоило помещение?
- 3 000 000 руб. Я его выкупил, заплатив сразу всю сумму.
- Ты купил готовый бизнес. Значит, что тут уже была какая-то наработанная база клиентов. Эти клиенты остались у тебя?
- Не все. Кто-то с предыдущем хозяином ушел.
- Какие рекламные каналы ты начал использовать и используешь сейчас для привлечения новых клиентов?
- Социальные сети – Инстаграм и ВКонтакте. 2ГИС, другие справочники.
- Заезжая, я видел машину с рекламой автосервиса на заднем стекле. Это ваша реклама?
- Да, это моя машина. Есть родственники, которые ездят на машине с этими наклейками. Также у нас баннеры и растяжки, светодиодные короба.
- Контекстную рекламу не используешь? Сайт?
- У нас есть сайт, контекстную рекламу тоже пробовали. Мы большое внимание уделяем отзывам. Они очень хорошо работают. Люди читают, смотрят и открыто говорят, мол мы почитали отзывы поэтому решились приехать к вам. Я обязательно лично отвечаю на все отзывы.
- Чуть по-другому вопрос задам. На сегодняшний день какие платные рекламные ты используешь? Понятно, что твой труд по ведению социальных сетей и обработке отзывов тоже стоит денег, но я имею в виду именно платные сторонние каналы.
- Те, что перечислил. Еще не упомянул сувенирную продукцию. Я дарю кружки, футболки. Не постоянно, не ежедневно, но время от времени провожу различные конкурсы и акции. Даже вот эта кружка – мелочь, а приятно. У человека глаза довольные, и он говорит: «Спасибо».
- Да, это тот момент, когда даешь клиентам больше, чем они ждут. Расскажи о ваших показателях. Сколько машин вы обслуживаете в месяц?
- В среднем 200 машин. Это варьируется от сезона, но сейчас мы достигли того, что ежедневно обслуживаем/ремонтируем не меньше 6-8 машин.
- Какой показатель возвращаемости клиентов?
- Можно смело говорить, что половина клиентов приходят вновь. Они становятся постоянными, им нравится здесь, устраивает ценовая политика, знают мастеров.
- Вы обслуживаете порядка 200-210 машин в месяц. Какова выручка?
- Около 200 000 руб.
- Как изменился твой доход по сравнению с работой на севере?
- Доход упал. Денег, которые я могу положить в карман и потратить на себя стало меньше. На севере я зарабатывал от 80 000 руб. в месяц. Плюс бывали месяцы после выигрыша тендеров, мы обслуживали очень большой поток автомобилей. Представляешь, целый парк автомобилей МВД округа? Вот тогда мы очень хорошо зарабатывали.
- Какая сейчас загруженность сервиса? Твои производственные мощности позволяют увеличить количество обслуживаемых машин, например, в 2 раза?
- Конечно. Это можно и нужно делать. Здесь еще много работы, и мы полны оптимизма.
- Как на твой бизнес повлиял карантин?
- Повлиял. Мы закрывались, смотрели за ситуацией, было непонятно, что будет дальше. Клиенты звонили, но мы были вынуждены сказать, что временно не работаем.
- Расскажи, пожалуйста, о клиентах. Кто они?
- Это люди с автомобилями среднего класса. Наши мастера могут обслуживать и автомобили премиум-класса, но для этого нужны доработки в самом сервисе. Это в перспективе.
- На чем вы зарабатываете, кроме обслуживания и ремонта?
- Начали заниматься запчастями. Это совсем не паханное поле. Сам лично занимаюсь, заключил договор с поставщиками и приучаю потихоньку клиентов своих родных и близких заказывать запчасти у нас.
- Делаешь наценку на запчасти?
- Да.
- А зачем клиенту заказывать у вас, если он сам может позвонить в магазин и заказать там дешевле?
- Во-первых, он не купит дешевле, потому что мне поставщик продает по оптовым ценам. Во-вторых, это удобно. Клиент позвонил к нам, сделал заказ, приехал, мы сразу установили. Мы несем ответственность за работу и за запчасти. А гарантию на запчасти, которые клиент нашел сам, мы дать не можем.
Конкурентов у нас нет
- Какие у тебя есть партнеры, кроме поставщиков?
- Может покажется абсурдом, но мы работаем с такими же автосервисами. Я дружу с директорами. У меня есть даже визитки совместные. Мы выполняем разные виды работ. Бывает, что у меня электрика сегодня нет, я даю визитку и отправляю в знакомый сервис. Тоже самое делают они. Такое вот взаимовыгодное сотрудничество. Я никогда никого не считаю конкурентом. Даже вот соседи: у нас есть развал-схождение, а у них нет. Или наоборот, у них что-то есть, чего у нас нет.
- Скандалы с клиентами бывали?
- До скандалов не доводим. Но расхождения с клиентами, конечно, бывают. В последний раз делали сальник распредвала на Volkswagen B5. Старое авто. Может старость сыграла, может что-то еще, но факт есть факт – сбилось зажигание на ремне ГРМ. Спорный момент. Клиент захотел поехать в независимый сервис. Да, по факту там зажигание немножко сдвинулась. Причём мы обязательно на месте всё проверяли после работ, он уехал нормально. Началось это с утра, есть подозрение на нас. Клиент сказал, что будет делать у другого мастера. Мы не стали спорить, полностью вернули всю сумму.
- Сегодня автосервис – это твое ремесло, с помощью которого, ты зарабатываешь или твое детище?
- Больше второе. Я вкладываю много энергии, выращиваю своими руками. Планов на продажу бизнеса у меня нет.
- Когда все вложения полностью окупятся?
- Если не считать, что я ежемесячно получаю зарплату, то чистая прибыль покроет расходы через 10 лет.
- Спасибо за рассказ, я желаю тебе успехов и процветания.
- Спасибо!
Сайт - http://autogarant21.ru/
---
Больше фотографий этого бизнеса в нашем Инстаграме - https://www.instagram.com/p/CB5IdA6BXAg/
#интервьюспредпринимателем #какоткрытьбизнес #какоткрытьавтосервис #своедело #свойбизнес #рассказобизнесе
#бизнессекреты #обнажаябизнес #малыйбизнес #бизнес проект