Найти тему

Призрак, породивший "Матрицу": как Япония покорила Голливуд и при чем тут Декарт

Оглавление

Вачовски, Спилберг, Кэмерон - все эти голливудские режиссеры и продюсеры были покорены скромным японским аниме "Призрак в доспехах". Вдохновившая кинематографистов всего мира анимация была основана на легендарной манге "Призрак в доспехах" Сиро Масамунэ. Как одна история о киборге изменила научную фантастику в литературе и кино, читайте в нашей статье.

Что за "Призрак в доспехах"?

Когда братья (тогда еще братья) Вачовски только задумали "Матрицу", они показали продюсерам один японский мультфильм и сказали: "Мы хотим сделать такое же, но по-настоящему". Мультфильмом было аниме 1995 года "Призрак в доспехах" режиссера Мамору Осии. Говорить об этом аниме возможно только в тесной связи с одноименной киберпанк-мангой Сиро Масамунэ, которая начала выходить в 1989 году.

Многие фишки киберпанка взяты, как ни странно, из философии. К примеру, "Призрак в доспехах" был вдохновлен работой британского писателя Артура Кестлера "Дух в машине", где он рассуждает о зависимости сознания от тела. Кестлер же, в свою очередь, почерпнул эту тему у французского философа Рене Декарта. Вот и получается, что Декарт и киберпанк находятся в близком родстве.

Разворот из манги "Призрак в доспехах"
Разворот из манги "Призрак в доспехах"

Что режиссеры взяли из "Призрака в доспехах"?

"Призрак в доспехах" - это история из высокотехнологичного будущего, где вполне реально переместить сознание существующего человека в тело киборга. Именно это и произошло с главной героиней Мотоко Кусанаги (a.k.a. Майор), которая работает в отделе по борьбе с кибертерроризмом. Действие происходит практически в наше время, в первой трети XXI века: скорость прогресса создатели слегка переоценили. Ход с перемещением сознания позже будет использован во многих книгах и фильмах, в том числе в культовом "Аватаре" Джеймса Кэмерона.

Еще одна идея, распространившаяся от "Призрака в доспехах" - это изображение так называемого цифрового дождя. Цифровой дождь - это поток цифр/кодов, "падающий" по экрану. Сейчас это изображение ассоциируется у нас с "Матрицей", но Вачовски взяли его именно из "Призрака в доспехах".

Неподвижное изображение "цифрового дождя"
Неподвижное изображение "цифрового дождя"

Стивен Спилберг был настолько впечатлен "Призраком в доспехах", что вместе со студией DreamWorks приобрел права на киноадаптацию. Фильм со Скарлетт Йоханссон в роли Мотоко Кусанаги вышел в 2017 году, но особых восторгов, увы, не вызвал, и даже потраченных на производство денег толком не отбил.

Со времени создания манги "Призрак в доспехах" прошло уже больше тридцати лет, с момента выпуска аниме - двадцать пять. Но несмотря на эволюцию научной фантастики и появление новых звезд, "Призрак в доспехах" остается одной из лучших историй в жанре киберпанк - и эта великолепная манга уже вышла на русском языке.

Нравятся наши публикации? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Азбуки» в Яндекс.Дзене!