Найти тему
Христофор+

Паисий Святогорец о духовной войне с бесами (искушения в монастыре Стомион)

В жизнь вечную, согласно христианскому вероучению, можно попасть только тесными вратами (узким путем). Святой Евангелист Лука говорит: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата" (Лук.13:24). Святой евангелист Матфей предупреждает: "Широки врата, ведущие в погибель и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Матф.7:13).

Тесные врата (узкий путь) означают путь всесовершенного избавления от греха, стремление к святости (Рим. 6:22; 1 Фесс. 4:7). Прп. Антоний Великий связывает узкий путь со многими скорбями, которыми подобает входит в Царство Небесное ("Двадцать слов к монахам"). Блаженный Феофилакт Болгарский разумеет под узким путем "испытания, как добровольные, например, пост и другие, так и недобровольные, например, узы, гонения" ("Толкование на Евангелие от Матфея"). У свт. Игнатия (Брянчанинова) тесные врата" - это "деятельность, всецело направленная по евангельским заповедям" ("Аскетическая проповедь").

Преподобный Паисий Святогорец. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Преподобный Паисий Святогорец. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Как только жизнь наша внешне как будто бы налаживается (мы избавляемся от скорбей, нас начинают хвалить и ставить в пример; мы с головой уходим в работу, забывая о необходимости ходить в храм и т. п.) возникает опасность попасть в сети "розового" христианства. Иначе говоря, на широкий путь комфортного, безбедного существования.

Между тем, каждый, кто имеет надежду обрести жизнь вечную, должен помнить, что узкий путь - это, во-первых, строгая аскеза, делание в виде упражнений (где человек должен утруждать себя постом и молитвой, дабы обрести искусность и получить нетленный венец (1 Кор. 9:25)). А, во-вторых, - невидимая брань с врагом нашего спасения - диаволом, который ходит по земле, "как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1Пет.5:8).

И в аскезе, и в невидимой брани центральное место занимает молитва. В антропологии святого апостола Павла молитва есть меч духовный, которым можно поразить врага (Еф.6:17). У прп. Никодима Святогорца пребывание в молитве есть необходимейшее духовное делание.

Преподобный Паисий Святогорец (канонизирован Священным Синодом РПЦ в 2015 году) смотрит на молитву, как на универсальное средство для решения любых проблем, как на отдых от мирской, суетной жизни.

– Геронда, Вы так устаёте, как же Вы при этом можете молиться?
– Для меня молитва – отдых. Знаю, что по-настоящему человек отдыхает только в молитве. Когда молитва идёт от сердца, она прогоняет и усталость, и сон, и голод, потому что душа согревается, так что уже не хочешь ни спать, ни есть. Переживаешь вышеестественные состояния и питаешься по-другому; тебя питает духовное ("О молитве". Том 6).

По мысли старца, молитва переводит человека из состояния катастасиса (состояния после падение) в состояние апокатастасиса (восстановления падшей человеческой природы). Молитва облагораживает внутреннюю жизнь христианина, делает ее правильной (обращенной к Богу), духовно здоровой. Молитва должна идти из глубины сердечной, а не от ума, ибо только живая, неформальная (но отнюдь не рациональная) молитва согревает душу. Человек, который не молится, по мнению Паисия Святогорца, становится диким, "дичает". Под "дичанием" старец понимает онтологическое "охлаждение сердца". Иначе говоря, духовную деградацию, когда лучшее творение Божие опускается до уровня животного; когда оно "становится как вол: работает, ест, спит". И все...

Преподобный Паисий Святогорец. Изображение взято не сервисе "Яндекс. Картинки".
Преподобный Паисий Святогорец. Изображение взято не сервисе "Яндекс. Картинки".

Паисий Святогорец понуждает чад к духовной брани. Он советует "хоть немного времени уделять духовному чтению и молитве", ибо это "витамины, которые нужны душе каждый день". Без этих витаминов душа умирает, становится доступной влиянию злых сил. По сути дела, не молясь, мы сами выкидываем белый флаг и сдаемся тангалашке (под "тангалашкой" старец понимает "того, кого нельзя называть", - диавола).

"Нельзя допускать, чтобы день проходил совсем без молитвы. Помню на войне, если несколько дней не было наступления, всё равно делали хоть пару выстрелов. Чтобы враги не думали, что мы спим, и не пытались внезапно напасть. <...> Когда порой чувствуем изнеможение и не можем полностью исполнить всё правило, сделаем хотя бы немного поклонов, прочитаем молитву по чёткам, чтобы «не обрывать верёвок», не прерывать общения с Богом. Сделаем хоть пару выстрелов, дабы не попасть в плен к тангалашке. То же и в духовной брани" ("О молитве". Том 6).

Главным внутренним врагом молитвы, согласно Святогорцу, является нерадение. Нерадение - это духовная лень, неспособность к духовным подвигам из-за самолюбия, самодовольства или самоугождения. Причиной нерадения у преподобного Паисия выступает душевное расслабление, от которого "человек развинчивается, делается словно машина, у которой все механизмы в порядке, а мотор сломан". Духовный мотор христианина, по мысли старца, выходит из строя из-за "незалеченных ран". Таковыми афонит называет грехи, ибо именно из-за грехов немоществует тело, немоществует и душа в молебном каноне Пресвятой Богородице. Единственное средство завести "мотор" - все свои силы направить на духовное и понудить себя на молитву, не оправдываясь никакой немощью: ни душевной, ни телесной. Тогда духовный "мотор" будет работать, как работал он и в старце, который, имея всего половину легкого, молился Богу, как "духовный спецназовец". Вот какой совет преподобный дает нерадивым христианам:

"Давай, приучай себя к трудностям, возлюби подвиг. Я, у которого осталась лишь половина лёгкого, знаешь, сколько делаю поклонов? Не могу тебе сказать. Скажу только, что когда молюсь по чёткам с малыми поклонами, то, когда устаёт одна рука, творю крестное знамение другой. Говорю тебе это по любви. Другие не имеют задатков, которые есть у тебя, а знаешь, как подвизаются, борются? Да тебе в десанте служить надо!" ("О молитве". Том 6).

Нерадение, по мысли старца, может происходить не только от самоугождения, но и от отсутствия в человеке полного знания о "меде" или о духовной сладости молитвы. Паисий Святогорец полагает, что человек не стремится к молитве еще и потому, что никогда не ощущал в себе вкуса Божественной благодати (или "истинного Православия"), которая приходит по долгой, неустанной молитве и которая награждает подвижника сладостными молитвенными переживаниями, основанными на чувстве близости к Богу. Главным средством искоренить нерадение и в этом случае становится у старца понуждение себя на духовный подвиг. Святогорец сравнивает ситуацию отсутствия "меда" (знания подлинного вкуса молитвы) с ситуацией больного человека у которого отсутствует аппетит. Преподобный советует больному вначале съесть что-нибудь "лёгкое". А потом, когда аппетит придет, переходить к обычной еде, ибо, как говорит известная пословица, "аппетит приходит во время еды". Если больной не будет есть (молиться), он не сможет встать на ноги (стать духовно здоровым). Нужно просто "чуть-чуть постараться, начать".

М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. Картинка помещена для  наглядности. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. Картинка помещена для наглядности. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Если главным внутренним врагом молитвы выступает у преподобного Паисия нерадение, то главным внешним врагом становится лукавый ("тангалашка"), ибо последний воюет со всеми молящимися христианами. Основная задача лукавого в этой духовной войне - обезоружить христианина, выбить у него из рук духовный меч (молитву, Слово Божие), заставить заняться чем-то другим: мирским, суетным. Для для достижения этой цели "тангалашка" находит "тысячи способов". Самыми конструктивными из них являются, во-первых, отвлечение от молитвы посторонними мыслями (или рассеивание ума мечтаниями); во-вторых, воздействие страхованиями (шумом, стуком, разговором, видением).

Первый способ брани лукавый обозначает, когда во время молитвы (частной, домашней или церковной, общественной) нам приходят на ум мысли о разных делах. Вот не молимся мы, и никакие помыслы на ум не приходят.... Встали на утреннее (или на вечернее) правило, пришли в храм помолиться, и они (помыслы) повалили толпой. И то надо сделать, и другое, и третье. Наверно, каждый христианин проходил через такое, только не воспринимал эти нелепые помыслы, как невидимую брань врага. Между тем, эта несуразица - самая настоящая брань, цель которой заключается в том, чтобы отвлечь нас от молитвы, выбить из рук меч духовный. Коварство диавола заключается еще и в том, что людям, живущим по заповедям, диавол внушает на молитве не откровенно греховные мысли, но мысли благочестивые (надо исповедаться, подать милостыню и т. п.). А человек потом воображает, что эти помыслы получены по "вдохновению свыше" (ибо получены на молитве).

"Диавол лукав. Он знает, что если во время молитвы приведёт тебе на ум нечистый помысел, то ты будешь его отгонять. Поэтому он предлагает тебе решения вопросов, а ты говоришь: «Так как эта мысль мне пришла во время молитвы, значит она по вдохновению свыше». Если бы бес хотел тебе добра, то приводил бы тебе эти мысли на ум в другое время, а не во время молитвы. А то появляется «посредник» и завязывает с тобой разговор!" ("О молитве". Том 6).

По мысли старца, в этом случае необходимо духовное бодрствование (состояние, противоположное расслаблению и нерадению). А именно: «погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов <…>, обуздание языка, прогнание мечтаний» (Прп. Иоанн Лествичник. "Лествица"). Святогорец советует при появлении помыслов никак не реагировать на них, но с иронией "благодарить" диавола за заботу, поскольку молитва с мечтанием является "молитвой в грех", по слову Давида (Пс.108:7).

Второй способ брани (воздействие страхованиями) диавол применяет в основном против настоящих подвижников, особенно монахов. Этот способ в разы эффективнее первого. Ибо из-за страха Петр потерял веру и стал тонуть, когда шел по воде (Матф.14:30). Из-за страха двенадцать апостолов бросили Спасителя в Гефсиманском саду (Матф.26:56).

Паисий Святогорец неоднократно был искушаем демонами с помощью стука, разговора и видений. В монастыре Стомион старец искушался шумом. Однажды вечером он решил в одиночестве помолиться в храме, а двери храма запер на засов. Но тангалашке это не понравилось...

"Ближе к полуночи тангалашка начал стучать засовом без остановки «крак-крак», чтобы заставить меня пойти посмотреть, в чём дело. Я, чтобы не слышать, пошёл в алтарь и там простоял за престолом возле распятия до самого утра" ("О молитве". Том 6).

Старец выиграл войну с бесом в монастыре Стомион за счет хранения ума. Во время нападения вражия он сохранил ум целым, не позволил ему (уму) увлечься посторонним помыслом; оставил его одному Богу. Ибо как глаза предназначаются только для ориентации в пространстве, так ум предназначается только для служения закону Божию (Рим. 7:25): для любви (Мар. 12:33), молитвы (1 Кор. 14:15), наставления (1 Кор. 14:19). Внутри человека ум – главная удерживающая сила. Ум – это «борец» (прп. Макарий Египетский). Он есть «всадник». Удел разума – сохранять верных в предстоянии Богу «для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол. 2:2).На владычную силу разума указывает святитель Григорий Богослов.

«Ум – во всем властелин. Его Господь дал нам поборником против страстей. Как дом укрывает от града, как в стенах находят убежище спасающиеся с битвы, и кустарник служит опорою на крутизнах и над пропастями, так рассудок спасает нас во время раздражения».
Свт. Григорий Богослов. "Избранные слова. О целомудрии".

Лукас ван Лейден. Искушения святого Антония. Картинка помещена для наглядности. Изображение взято на сервисе "Яндекс.Картинки".
Лукас ван Лейден. Искушения святого Антония. Картинка помещена для наглядности. Изображение взято на сервисе "Яндекс.Картинки".

В те времена, когда старец был послушником, он искушался бесовскими разговорами, ибо "тангалашки" сильно с ним воевали. По ночам они стучали в дверь его кельи и говорили: «Молитвами святых отец наших». Юный послушник открывал дверь, но за дверью никого не видел... Это, понятно, вызывало у него сильный страх. Паисий уже не мог оставаться в келье, но только плакал и молился от безысходности. Один из старших монахов, узнав о происках бесовских, вооружил молодого послушника частицей Честного Древа и сказал: «Теперь спокойно иди в свою келью». После этого и произошло жуткое видение беса в образе полицейского.

"Только я закрыл дверь, кто-то громко постучал: «Молитвами святых отец наших». Я сказал: «Аминь». Дверь открылась, и в келью вошёл полицейский в полной форме. Вместо погон у него были косые нашивки на рукаве, как раньше носили полицейские. Вошёл и стал орать: «Ты, грязный монах, что у тебя тут за щепка?» А потом начал смеяться своим «очаровательным» смехом. Вопил, а подойти не мог, потому что у меня в руках было Честное Древо. Я громко сказал: «Господи Иисусе Христе», – и «полицейский» обратился в дым!"

В этом прямой стычке с "тангалашкой" старец выиграл не потому, что сохранил свой ум в целости, но потому, что использовал почти весь арсенал из "всеоружия Божия" (Еф. 6:11). Посмотрите, что делал старец в затруднительной ситуации. Он, совершил, во-первых, "звонок другу" - обратился за помощью к старшему монаху (то есть не стал надеяться на собственные силы, но показал смирение). Во-вторых, проявил отвагу и находчивость (далеко не всякий христианин, даже святой, решился бы открыто противостоять бесу). В-третьих, не переставал верить в силу животворящего Креста Господня. В четвертых, сделал удачный выпад духовным мечом, воскликнув: "Господи Иисусе Христе!"

Все это в совокупности помогло преподобному выиграть духовную брань с врагом. Ибо христианский подвижник не только отражает нападения, но и сам атакует. Он атакует молитвой, духовным мечом, который есть Слово Божие. Это главное оружие атаки из арсенала «всеоружия» Божия (Еф. 6:13). Молитва, начиная совершаться, провоцирует облечение делателя в бранные доспехи: броню праведности, шлем спасения и др. Молитвой, как совершенным оружием, изгоняются бесы (Матф. 17:21).

Таким образом, главное оружие против "тангалашек, по мысли старца Паисия, это, во-первых, молитва. Во-вторых, хранение ума во время нее. В-третьих, Честное Древо животворящего Креста Господня.

Мы победим, если поймем, что рождаемся в мир не для наслаждений, не для удовлетворения своих страстей, но для борьбы. Ибо святой Исаак Сирин говорит: «Мир этот есть состязание и поприще для состязаний. Время это есть время борьбы" ("Слова подвижнические". Слово 47).

Поэтому будем настороже, раз нам предстоит невидимая брань «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12).

Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".

Читайте также другие статьи:

Что является подлинной причиной бунта схиигумена Сергия (Романова)?

Старец Паисий Святогорец о числе 666 и о том, как не позволить запечатлеть себя

Каким будет личное имя Антихриста? Расшифровка числа 666

Вознесение Господне: почему Иисус Христос "бросил" учеников?

Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?

Была ли блудницей святая Мария Магдалина?

Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа?

Как Богоматерь входит во храм, если Закон разрешал входить в храм только священникам?