Найти тему

Шаги к самостоятельности (полное руководство для разных возрастов)

Каждый родитель хотел бы, чтобы дети стали самостоятельными — и в бытовом, и в образовательном, и в материальном плане. Собственно, это и есть задача родительства — научить ребенка жить.

Что же такое самообразование? Процесс, когда человек может получить знания и умения в интересующей его области без помощи учителя. Об этом говорит и закон, упомянув самообразование как одну из официально принятых форм обучения.

Ребенок начинает делать первые шаги к самообразованию довольно рано. С первых бесконечных «почему», с первых любознательных попыток сосчитать у насекомых лапы. Все эти действия малыша базируются на интересе. Когда начинается систематическое обучение, иногда могут возникнуть трудности самого разного характера. Могут выявиться предпочтения или нежелание осваивать какой-то предмет или темы. Но в чем-то ребенок будет обязательно силен, и именно в той области можно делать первые шаги к самообразованию.

Я их тех мам, которые предпочитают учить уроки вместе с ребенком. Но это не значит, что я отрицаю детскую самостоятельность в образовательном процессе. Первые шаги в обучении, которые ребенок захочет предпринять сам, могут быть очень важны, поэтому надо стараться не пропустить их. Об этом и пойдет речь в статье.

Что могут сделать родители, чтобы помочь детям.

-2

Поощрять любой вид самостоятельности в обучении – огромная помощь детям. Если ребенок говорит: "Я хочу выучить это стихотворение", "Мне понравилась эта песня, буду учить ее», "Я решил, что хочу выучить сто слов на китайском", то пусть он получит по крайней мере словесную поддержку. «Отличная идея!», «Мне тоже нравится эта песня, я буду рада услышать ее в твоем исполнении», «Китайский был моей мечтой, как здорово, что он заинтересовал тебя» - простые фразы, которые не требуют специальной подготовки.

Ребенок захотел что-то сделать или выучить сам. Замечательно! Задача родителя — поддержать его, отметить его старание.

Позволить изучать то, что нравится ребенку, пусть даже оно не входит в школьную программу.

«Зачем учить этот китайский? Он же такой сложный! Не лучше ли это время потратить на тот же английский,» - могут говорить мамы. Если язык будет ребенку сложен, он даст знать, он оставит его, и это произойдет само собой без родительских подсказок. А если ребенку действительно интересно? Это будут первые самостоятельные шаги, настоящее преодоление трудностей.

В школьную программу невозможно включить все, поэтому каждый ищет и находит свои интересы — кто-то в музыкальной школе, кто-то в спортивной секции, кто-то на курсах иностранных языков.

-3

Позволять делать чуть больше. В большинстве случаев родители и дети используют для обучения рабочие тетради и пособия с уже готовыми заданиями. Иногда дети, выполнив все, начинают придумывать сами себе задания на основе сделанных. Так появляются рисунки и надписи на полях, какие-то самодельные задачки. И это очень хорошо — ребенок дает задание сам себе и выполняет его. Это — шаг в сторону самообразования.

Сюда же можно отнести вопрос ребенка родителю: «Можно я напишу примеры для тебя?» Листы с заданиями, которые он составил, тоже можно использовать как рабочий материал. Мама или папа могут сделать что-то правильно, а в чем-то нарочно допустить ошибки. Пусть ребенок их найдет. Выйдет отличный материал на закрепление.

Спокойно реагировать на не совсем корректные просьбы ребенка – очень важная тема. Легко представить ситуацию: у ребенка начинает получаться быстро решать задачки, он хочет сделать их сам, но правильно выразить мысль пока не может или торопится сказать маме "уйди". Вот здесь, по моему убеждению, стоит уйти, успокоиться, если вы разволновались, дать ребенку сделать его задание.

И уже потом спокойно проговорить, что вы рады успехам и решенным задачам, а также объяснить, что именно не понравилось вам в этой ситуации. Важно мягко и без нажима сказать, что для вас были полной неожиданностью такие слова, что вы хотели бы, чтобы в следующий раз ребенок был любезней.

Да, бытовую вежливость никто не отменял, но в данном случае, лучше напомнить о ней не сразу, а дать ребенку возможность реализовать свой план, то есть спокойно решить эти задачки.

Позволить ребенку "изобрести велосипед". Об этом пишут многие психологи. Исследовательский интерес у современных детей не столь силен, если родители дают им готовые ответы и решения еще до того, как от ребенка поступил запрос.

Когда сын или дочь осознают сами, что 2+3 = 3+2, стоит искренне похвалить их, ведь это их личное открытие!

-4

Учить материал вместе, показывать, как изучает ту или иную тему взрослый. В современной программе много всего такого, что родители уже успели забыть, что может изучаться с иных позиций или вовсе чего-то не знать. Таким образом можно продемонстрировать, как можно работать с источниками, с поиском информации, как отсеивать лишнее. Это еще даст понимание того, что человек учится не только в семь или двенадцать лет, а всю жизнь.

И в этом списке будут два пункта с частицей «не».

Не откладывать, ссылаясь на возраст ребенка. Не забегать излишне вперед. Каждый родитель помнит, как важен баланс — та самая золотая середина, чтобы не было слишком рано, но и не было уже поздно, когда интерес угас. Работу со словарями, изучение таблицы умножения можно начинать с того возраста, когда у ребенка появился запрос. Родителям лучше забыть фразы подобные этим: «Ты еще маленький», «Какой английский с пяти лет? Какая таблица умножения в шесть? Все же учат со второго класса, и ты выучишь».

«Давай попробуем» - универсальные слова, которые помогут поддержать интерес и опробовать свои силы в новой теме.

Отключить сарказм. Не пугать плохими результатами.

Сарказм сложно слышать в свой адрес даже взрослым. Детей он полностью может обезоружить, выставить в смешном и неприглядном виде. Особенно он вреден, когда исходит от родителей — самых близких людей.

«У нас тут завелись гении?», «Когда получишь Нобелевскую премию?» - такие могут привести к конфликту и неуверенности.

Бывает, что ребенок берется за дело, и сначала все получается, а потом происходит некая заминка. И здесь от родителей требуется только поддержка. «Давай вместе разберемся...» или «Давай попробуем иначе» - такое начало фразы поможет ребенку понять, что вы готовы помочь, вы рядом, ничего страшного не случилось.

-5

«А кто мне тут говорил, что мама не нужна? Ну, давай сам теперь. В следующий раз будешь знать,» - звучит жестоко и неуместно.

Как только начинается систематическое обучение, большинство детей пробуют что-то делать самостоятельно. Задача родителей помочь им: найти нужные слова поддержки, хвалить, мотивировать, если необходимо, и быть рядом.

Автор: Олеся Яжук

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:
Полезны ли уроки труда? 8 жизненно важных навыков, которые нужно освоить до студенчества
Интервью с сыном. Что он думает про своё образование
Правильно ли вы читаете? Работа с книгами
Что прочитать детям до 7 лет

Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.