Найти тему
АвтоДвиж

Эксперименты с троллейбусами ЗИУ, которые закончились ничем

Который день в СМИ сообщают невеселую новость: завод ТРОЛЗА, долгие годы снабжавший всю страну троллейбусами, закрыт, а его имущество распродается за долги. За 70-летнюю историю предприятия было немало интересных моделей, так и не пошедших в серию. Предлагаю вспомнить созданные в эпоху Советского Союза опытные машины, которые мы так и не увидели в массовых количествах на городских маршрутах.

Троллейбусный завод имени М.С. Урицкого (ЗИУ), Энгельс, 1970 год
Троллейбусный завод имени М.С. Урицкого (ЗИУ), Энгельс, 1970 год

В 1955 году на предприятии собран опытный образец троллейбуса нового типа – ТБУ-1. Несущий кузов, увеличенная до 11,5 метров длина, электрооборудование в заднем свесе и предельная вместимость 79 человек – на фоне предшественника МТБ-82Д это было круто. Однако большой перечень недостатков не позволил принять эту машину к производству. Дело ограничилось лишь постройкой единственной партии из 10 модернизированных троллейбусов ТБУ-1А с измененной компоновкой и облегченным кузовом. На горизонте уже маячил перспективный троллейбус ЗИУ-5, и тему ТБУ прикрыли насовсем.

Троллейбус ТБУ-1А из установочной партии в 10 штук
Троллейбус ТБУ-1А из установочной партии в 10 штук

В 1959 году на базе перспективного троллейбуса ЗИУ-5 создали большой городской автобус ЗИУ-6. Общая пассажировместимость новинки составляла 120 человек – неплохо даже для нынешних времен. Чтобы перемещать данный аппарат, в пространстве под полом разместили хитроумную спарку из двух бензиновых двигателей типа ЗИЛ-158. Коробка передач была 5-ступенчатая с электропневматическим управлением и автоматическим приводом сцепления. То есть фактически рычаг управления коробкой представлял собой подобие компьютерного джойстика. Однако из-за высокой шумности двигателей и сильной вибрации со стороны трансмиссии дальше опытного образца дело не пошло.

Опытный образец автобуса ЗИУ-6, 1959 года выпуска
Опытный образец автобуса ЗИУ-6, 1959 года выпуска

Проект городского автобуса ЗИУ получил развитие в 1966 году, когда были собраны усовершенствованные варианты ЗИУ-6М с чешским двигателем Skoda ML630 и ЗИУ-6-2М с венгерским мотором Raba-MAN D2156. Однако, пока суд да дело, пока испытания... В общем, когда новый автобус, который стал к тому времени именоваться ЗИУ-680, был рекомендован к производству, время было упущено. В 1972 году в Энгельсе освоили выпуск новой модели троллейбуса ЗИУ-9, и автобус, унифицированный со старой моделью ЗИУ-5, остался не у дел.

Опытный образец автобуса ЗИУ-6М, 1967 года выпуска
Опытный образец автобуса ЗИУ-6М, 1967 года выпуска

1961 год привнес в модельный ряд троллейбус средней вместимости ЗИУ-7. По габаритам (длина 10,4 м) эта машина являлась прямым наследником МТБ-82Д, но была способна перевозить до 98 пассажиров – почти на 30% больше. Однако при наличии полноразмерного ЗИУ-5 в линейке завода и тотальном дефиците троллейбусов в стране в целом будущего у «малыша» не было. В общей сложности было выпущено всего 13 таких машин.

Первый образец троллейбуса ЗИУ-7
Первый образец троллейбуса ЗИУ-7

В 1966 году конструкторы предприняли попытку исправить проблему малого количества дверей (троллейбусы подолгу задерживались на остановках). В стандартном ЗИУ-5Г в середине салона прорубили еще один вход и установили в проеме полноценную четырехстворчатую дверь. Эксперимент был признан успешным, но тень упомянутого выше ЗИУ-9 накрыла и трехдверный ЗИУ-5Е, сделав его бесперспективным.

Троллейбус ЗИУ-5Е был выпущен в единственном экземпляре
Троллейбус ЗИУ-5Е был выпущен в единственном экземпляре

В 1971 году одновременно с постановкой на производство 13-метрового троллейбуса ЗИУ-682Б собрали и два образца укороченного до 10,9 метров ЗИУ-681. Очередная попытка создать более короткую модель, которая гипотетически могла иметь меньший ценник. Машина показалась перспективной, и через год даже изготовили опытно-промышленную партию из пяти единиц. Однако испытания «малыша» затянулись, а затем руководство прозрело, поняв, что 95 пассажиров – это значительно меньше, чем 126 человек в «большом собрате». На этом история очередного уникума завершилась.

Первый образец троллейбуса ЗИУ-681 (первоначально ЗИУ-11)
Первый образец троллейбуса ЗИУ-681 (первоначально ЗИУ-11)

В 1973 году очередную реинкарнацию получил проект автобуса ЗИУ. На этот раз за основу был взят современный ЗИУ-9, и конструкторы начали ваять. Два опытных образца ЗИУ-5250 с горизонтальным дизелем Skoda ML 634 и «автоматом» Praga (оба чешского производства) отправились на испытания. Однако радужным мечтам руководства начать уже в 1973 году серийное производство и выпустить первые 50 автобусов не суждено было сбыться. Повышенная вибрация, шум и малая надежность моторов поставили на проекте крест.

Первый образец автобуса ЗИУ-5250 (первоначально ЗИУ-8)
Первый образец автобуса ЗИУ-5250 (первоначально ЗИУ-8)

Предпринятая в 1975 году попытка оснастить ЗИУ-5250 венгерским мотором Raba-MAN D2156 также успехом не увенчалась. Больше к этой тематике на заводе не возвращались.

Третий образец автобуса ЗИУ-5250 (первоначально ЗИУ-8М)
Третий образец автобуса ЗИУ-5250 (первоначально ЗИУ-8М)

В 1982 году до предприятия докатилась очередная волна унификации. Только теперь уже предполагалось скрестить кузов перспективного автобуса ЛиАЗ-5256 с троллейбусной начинкой. Опытный троллейбус ЗИУ-5257 получил ТИСУ, групповой привод вспомогательных агрегатов, фибергласовые токоприемники и другие потенциально интересные новшества. В планах значился даже дизель-генератор для автономного хода. Увы, ненадежное электрооборудование не позволило развивать данный проект.

Опытный образец троллейбуса ЗИУ-5257
Опытный образец троллейбуса ЗИУ-5257

В завершении хотелось бы просто отметить ключевые модели троллейбусов ЗИУ, которые исправно возили миллионы пассажиров не только по всему Советскому Союзу, но и по современной России, и даже по зарубежью.

МТБ-82Д – выпускался с 1950 по 1961 год.
ЗИУ-5 и модификации – выпускался с 1959 по 1972 год.
ЗИУ-682 (первоначально ЗИУ-9) и модификации – выпускался с 1966 года и до момента банкротства предприятия.
ЗИУ-683 (первоначально ЗИУ-10) и модификации – выпускался с 1986 года и до момента банкротства предприятия.