Найти в Дзене
Рита Валова

Умирает деревня

Я часто пишу о деревне, о её зеленых просторах, богатых лесах, трудолюбивых и добрых жителях. Ведь именно такой я её помню, такой вижу до сих пор, когда приезжаю к родителям погостить. Но, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Да и деревня деревне рознь...

Вот такой отклик я получила недавно на почту:

Здравствуйте. Прочитала вашу статью "Колхоз" и имею кое-что сказать. Не все деревни такие, как вы описываете. Вот послушайте.
Недавно я ездила в свою деревню бабушку повидать. Старенькая она у меня совсем, но ещё бодрая - огород держит, курочек и уток. Но не о ней речь.
Знаете, я была там всего день, но всё, что увидела, повергло меня в ужас.
Многие усадьбы запущены - трава во дворах не скошена, гряды неполоты, признаков скотины нет вообще, а люди...
- Людка, ты что ли? - бежит ко мне здороваться соседка Татьяна Николаевна. Ну, как бежит? Идёт заплетающимися, как и язык, ногами. А времени всего-то четыре часа!
Поговорили мы недолго, да я гулять пошла. Не люблю с пьяными попусту лясы точить. Так вот, пока гуляла, семью ещё одну встретила - не старые ещё люди, а выглядят на все шестьдесят. Опухшие, отечные какие-то. Пьяные. Замутило меня. Что ж такое делается?
Вернулась домой, бабушку спрашиваю, мол, давно Котельниковы пьют?
- Давно. Вот, почитай, как колхоза-то не стало, так и пьют. А чего им ещё делать? Вон и Танька, видала? Тоже только так закладывает. Трезвая разве что, когда дочка приезжает. Та её ух! В ежовых рукавицах держит.
- И много у вас тут пьющих?
- Да много... Маются люди, куда себя деть - не знают. Ты поди в городе-то как белка в колесе крутисся, а они встали, и идти некуда. В огород разве, да ведь картошка-то и в сорняке хорошо растёт.
- Да как так-то, бабушка?! Ты же не пьёшь.
- Куда мне, старой? - засмеялась бабуля, - Я ежели стопку выпью, в какой канаве меня искать? Ой, насмешила, дочка. Пойдём обедать лучше, я грибков свежих нажарила.
Уже за столом бабушка рассказывала, что многие местные и вовсе в тюрьме сидят - кто по-пьяни подрался, кто украл что-нибудь и продал.
Магазин закрыли, почту - тоже. За продуктами к автолавке два раза в неделю ходят или в город выбираются, когда пенсия или пособие по безработице придут.
Душно мне стало, дурно... И вроде воздух свеж, а дышать нечем.
Умирает деревня. Деградируют люди.
И никакого чувства умиротворения и покоя...

Прочитав это письмо, я загрустила, и словно тяжелый камень на душу упал. Столько в нем было печали, ощущения пустоты и безысходности... Неужели людям так плевать на себя и свою жизнь? И разве можно вообще это назвать жизнью?

Обязательно посмотрите мое видео о заброшенной деревне и доме, где когда-то жила моя бабушка.

Всем бобра!