Найти тему
ROCK-N-ART

2016 - Группа Трек I, II, III или Золото, серебро, медь

Оглавление

Художник и дизайнер Александр Коротич раскрывает свои творческие секреты и погружает нас в историю отечественной рок-культуры.

Читайте начало истории: 1996 - Группа Трек «Trek The Best» или Чёрный, белый, красный

«Трек» не стал всесоюзно популярным, хотя «Блат» и «Песня любви» со словами «Милые дети – играйте с огнём!» прозвучали широко. Эту фразу можно, пожалуй, засчитать за манифест антисовковости, явленный разнообразно, но недостижимо для понимания проверяющих. Заканчивается же трек-лист комплекта новым треком «Эпитафия», в этой композиции вполне можно уловить будущее рока – уральского ли, российского ли – время покажет.
Александр В. Волков

Начиная с казанского фестиваля "Сотворение Мира" я "ходил кругами" вокруг Миши Перова, на предмет переиздания всего наследия группы с отреставрированным звуком на виниловых пластинках. Сначала Миша отмахивался от меня как от назойливой мухи, потом отвечал вялым "Да кому это сейчас нужно?" Потом наконец обречённо согласился, понимая, что основные затраты издания лягут на его плечи.

Михаил Перов и его жена Ирина на даче под Екатеринбургом. Моя очередная попытка переговоров по переизданию Трека. Июнь 2013 г. Фото. А. Коротича
Михаил Перов и его жена Ирина на даче под Екатеринбургом. Моя очередная попытка переговоров по переизданию Трека. Июнь 2013 г. Фото. А. Коротича

Вершина, которую мне предстояло штурмовать следующей, была практически неприступна, а звали её Саша "Полковник" Гноевых - звукорежиссёр Трека. Тот самый Полковник, у котрого, по слухам, находились оригиналы магнитных лент всех трёх альбомов группы. Саня сразу безаппеляционно заявил: "Это пыльное старьё никому не нужно! Кто его слушать будет? Молодёжь слушает рэп!", и положил трубку. На этом первый раунд переговоров с настоящим Полковником завершился. Я попробовал поколебать его железобетонное упрямство через Мишу Перова. Результат не замедлил сказаться - Полковник пообещал сходить в гараж и порыться в коробках. У меня потеплело на душе, но радоваться, как оказалось, было рано.

Александр "Полковник" Гноевых в московской квартире у Ильи Кормильцева. Октябрь 1999 г. Посмотрите в глаза этому человеку и вы всё поймёте сами. Фото А. Коротича
Александр "Полковник" Гноевых в московской квартире у Ильи Кормильцева. Октябрь 1999 г. Посмотрите в глаза этому человеку и вы всё поймёте сами. Фото А. Коротича

Я не знаю, на каком расстоянии находился от Саши его гараж, скорее всего где-то между Юпитером и Нептуном, потому что шёл он к нему года три. А когда, наконец, дошёл, то с невозмутимостью настоящего индейца сообщил мне, что плёнки старые - всё осыпалось. Я живо представляю себе картину: ржавый покосившийся гараж, берёт Саня катушку с лентой, а она прямо в руках у него превращается в пыль, которую уносят с собой кольца Сатурна...

Нам с Женей Гапеевым ничего другого не оставалось как взять за первоисточник звука цифровые копии Треков, которые предусмотрительно были сделаны в период записи "Титаника" Нау на Свердловской киностудии. "Что-то в этой истории не клеится. - вздохнул Гапеев, не меньше меня утомлённый бесконечными переговорами с Полковником. - Я подозреваю, что во время перегонки на цифровую ленту он "ручки накрутил", а теперь не хочет, чтобы это выяснилось". Такая конспирологическая версия показалась мне вполне реальной, так как в то время звукари, оглушённые новыми технологиями редактирования звука, часто собственными руками убивали всю ценную информацию первоисточника в процессе "улучшайзинга". В любом случае, зная сашину несгибаемость, уверен, что правду мы не узнаем никогда.

Первый забракованный вариант конверта для винилового релиза. Лицевая сторона и оборот. 2016 г.
Первый забракованный вариант конверта для винилового релиза. Лицевая сторона и оборот. 2016 г.

Но проблема дизайна оказалась не менее сложной. Каким должен быть дизайн почти 40 лет спустя у альбомов, которые изначально не имели его идеологически? Сперва мне показалось удачной идеей засунуть каждую пластинку в конверт из бурого крафт-картона, а всю информацию поместить на сухощавом бумажном стикере, которым будет запечатан конверт (так любят делать модные инди-лейблы). Но Перов с негодованием отверг этот брутальный "антидизайн". Оказалось, что эстетические запросы нотариуса Михала Викторовича сильно отличаются от запросов гитариста Миши Перова, и Трек на сей раз должен иметь дизайн. Но, что должно быть в основе образа? На мой вопрос Перов ответил односложно: "Текст".

Обычно тексты песен надо искать где-то в складках, вкладках и разворотах музыкальных изданий. Идея вывернуть эту традицию наизнанку сразу пришлась мне по душе. Так появились у каждого из трёх альбомов первые признаки графического облика. Во первых потоки текстов, склееных в единое бесконечное предложение, струились дождём и закручивались водоворотом, образуя самобытную текстуру (кстати, слова "текст", "текстура" и "текстиль" - прямые родственники). Под текстами пряталось большое белое кольцо - герб Трека. Названия же альбомов проглядывали сквозь чёрные геометрические отверстия, вырубленные во внешнем конверте.

Второй вариант серийного оформления конвертов Трека
Второй вариант серийного оформления конвертов Трека

Каждое из отверстий имело свою форму и одним углом как бы упиралось в центр круга. Эта идея Перову понравилась гораздо больше. А уж поелику мы собрались ставить памятник Треку, то я предложил каждому из альбомов придать благородный металлический блеск: золотой, серебряный и медный. Миша с энтузиазмом принял и это. Мне стало казаться, что задача уже решена, и решена неплохо. Но дальше работы со звуком дело пока не шло - мишиных денег на издание сразу аж трёх винилов решительно не хватало. Надо было организовывать подписку и собирать оставшуюся сумму, но, однажды уже обжёгшись на этом неблагодарном занятии, я задумался.

- А ты не хочешь пока суд да дело напечатать тираж CD? - поинтересовался Женя Гапеев. - Ведь несмотря на то, что формат официально умер, компакты до сих пор охотно покупают в России.

"А почему бы и нет?" - подумал я. Но когда представил на прилавке три коробочки с альбомами Трека, группы, мягко говоря, нераскрученной, то понял, что в моём плане что-то не то с форматом. Ну конечно! Нт никакого смысла продавать группу альбомами, нужно собрать все три альбома под одну крышу и назвать это как-нибудь официально... например: "Полное собрание сочинений". Издание коллекционное. Ограниченный тираж.

Общий вид 3CD комплекта Группа Трек "П.С.С."
Общий вид 3CD комплекта Группа Трек "П.С.С."

Я оставил для общего бокса тему с водоворотом текстов, довёл треугольный вырез до края коробки так, чтобы через него проглядывал тройной диджипак. Это декольте, которое требовало изготовления специальной пресс-формы для вырубки, никак не вписывался в наш скромный бюджет. И я решил: "Дизайнер, навыдумывал вырезов на свою голову - сам и вырезай! Неужто руки забыли как держать макетный нож?"

Процесс обрезания.
Процесс обрезания.

Мне потребовалось три дня для обрезания 300 коробок. Рука не дрогнула, нож не соскочил ни разу. Клянусь вам, счастливые обладатели этого замечательного тройного CD-релиза никогда не догадаются, что держат в руках хенд-мейд, а, скорее всего, даже и не поверят в эту историю. А вы?

(Продолжение следует).

Справка об этом уникальном издании из Википедии (Спасибо А. Волкову).

Начало читайте здесь: "С роком 40 лет". Как появилась эта книга
Спасибо, что дочитали до конца. Не оставляйте без внимания: оцените пальцем, похвалите в комментариях, делитесь с друзьями в соцсетях - мне не жалко!

Подписывайтесь на мой канал ROCK-N-ART

-7