Ведьмак 3: Дикая Охота
Польская компания CD Projekt RED выпустила первую игру по мотивам книг Анджея Сапковского в 2007 году. «Ведьмак» был ролевым проектом со спорной боевой системой, но классными заданиями и юмором. Пока в The Elder Scrolls и Gothic нужно было выполнять однотипные поручения «найди-принеси», в The Witcher вы проводили настоящие расследования, охотились на чудовищ, а потом могли пойти в таверну, подраться с деревенскими бугаями в кулачных боях, напиться вдрызг и для завершения хорошего вечера подарить цветок проститутке — жизнь ведьмака полна романтики. Вторая часть, «Убийцы королей», резко утратила в масштабе: игра была скоротечной, не хватало присущего оригиналу размаха.
Зато финальная RPG серии оказалась просто невероятно хороша. Сто часов — вполне реальная цифра на прохождение игры с побочными заданиями. Второстепенные квесты выполнены так же тщательно, как и основные. «Ведьмак 3» — чуть ли не единственная RPG, в которой практически нет шаблонных поручений. Каждая история, даже самая мелкая, здорово прописана, персонажи запоминаются, а сюжет выворачивается наизнанку несколько раз.
Мало в какой RPG встретится настолько цельная история, которая держит в напряжении и не разваливается на обрывочные куски. Вы все время помните, зачем здесь находитесь и что должны сделать, вместе с героями гадаете над следующим сюжетным витком. Прохождение The Witcher 3: Wild Hunt легко может занять несколько месяцев, и на финальных титрах все равно будет обидно, что игра закончилась. Дополнения «Каменные сердца» и «Кровь и вино» продлят приключения еще часов на сорок.
Dragon Age: Origins
Ролевая игра находилась в разработке около пяти лет, но все-таки появилась на свет в 2009 году. Подобно другим RPG от студии BioWare, геймплей развивается по одному сценарию: в начале все вдруг становится плохо, вас назначают спасителем мира и говорят собрать команду, чтобы навалять главному гаду. Это есть и в Mass Effect, и в последующих частях Dragon Age.
Origins огромна, и дают это понять уже в начале игры, предлагая уникальные прологи. Вы можете начать прохождение одним из шести героев: дворянин, маг, городской эльф, долийский эльф, гном-аристократ и гном-простолюдин. За каждого будет свое вступление продолжительностью около часа. Дальше BioWare все равно поворачивает историю в общее русло, но вы вольны решать, как обходиться с членами отряда, каким способом выполнять квесты и кто выживет в конечном итоге.
Классов только три — воин, маг, разбойник. Субъективно, маг оказывается самым сильным: большое древо развития позволяет быстро получить вполне мощного колдуна, разящего противников и пламенем, и льдом, и молниями. Воины по старинке дерутся мечами, а разбойники предпочитают сражаться маленькими кинжалами и использовать скрытные удары.
Мир Ферелден не только большой, но и насыщенный событиями. В каждой деревушке обязательно найдется человек, готовый дать вам задание. Одни квесты увлекательные, другие шаблонные, но миссий однозначно хватит на долгие часы игры. Также вышло крупное дополнение Awakening, которое даст еще около десяти часов геймплея. Сиквел Dragon Age обычно не упоминают — он хуже оригинала по всем параметрам. Третья часть, Dragon Age: Inquisition, получилась удачнее, она тоже рассчитана где-то на сто часов вдумчивого прохождения.
Серия The Elder Scrolls
Сейчас разработчики приходят к тому, что сами по себе бескрайние локации, даже с расставленными персонажами для раздачи квестов, особо ничего не дают. Должна быть внятная сюжетная линия и цель прохождения, а не просто забеги из одного угла карты в другой. Это поняли в CD Projekt RED, и «Ведьмак 3» стала великолепной RPG с конкретным повествованием. А вот Bethesda продолжает делать The Elder Scrolls по старым лекалам, но, как ни странно, получается все равно интересно.
Все части TES культовые: и Arena, и необъятный сиквел Daggerfall, и Morrowind, и довольно свежие Oblivion со Skyrim. Первые три части уже старички, зато Oblivion не так сильно устарела, а Skyrim еще и ожидает HD-ремейк в октябре. Пятая часть TES отправляет вас на север Тамриэля, в земли Скайрим. Ландшафт более разнообразен по сравнению с Oblivion, действие которого происходит в центральной части мира — Сиродиле. Скайрим же богат горными хребтами, занесенными снегом маленькими поселениями, бухтами, пещерами и крупными городами. Помимо гражданской войны, миру угрожает другая напасть — драконы. Конечно же, герой оказывается Драконорожденным, способным в два счета разделать крылатую тварь размером с дом.
Сюжетная кампания Skyrim проходится часов за десять, но это будет самое бесполезное занятие — в мире TES нужно жить. Тогда не будете обращать внимания и на скудные диалоги, и на однотипные квесты, и на порой неадекватный баланс — дракона можно убить вообще одной стрелой. В Skyrim легко провести часов сорок, просто ходя по окрестностям и собирая квесты, разговаривая с персонажами, узнавая историю этих земель, и только потом взяться за выполнение заданий. Три вышедших дополнения (Dawnguard, Hearthfire и Dragonborn) продлят историю еще на некоторое время.
Серия Gothic
Ролевая игра вышла в 2001 году стараниями немецкой студии Piranha Bytes. Игра предполагает длительное прохождение и изучение мира — наряду с The Elder Scrolls «Готика» считается одной из главных RPG. Вторая часть, пожалуй, наиболее удачная, а вот с третьей случился серьезный промах. Gothic 3 вышла страшно недоделанной.
Колоссальных размеров мир игры с красивейшими пейзажами и довольно интересными заданиями буквально тонул в багах. Проще сказать, что в Gothic 3 работало как положено, чем перечислить все ее минусы, связанные именно с технической стороной. Особенно в память врезались дикие кабаны, которые были невероятно сильны и убивали героя в мгновение ока — вы могли в одиночку вырезать лагерь бандитов и не вспотеть, но против животного персонаж оказывался бессилен.
Несмотря на недостатки, Gothic 3 — превосходная игра. Она современнее второй, крупнее и дольше. Патчи, которые по суммарному объему давно превысили размер самой RPG, исправили большинство ошибок, и теперь можно спокойно начинать прохождение. На пересечение мира по диагонали карты уйдет несколько часов, а количество заданий превышает все мыслимые пределы. Особый акцент делается на исследованиях и атмосфере: забудьте о судьбах мира, просто выберите направление и идите навстречу горизонту. Доскональное изучение игры займет порядка ста часов.
Дальше серия пошла куда-то не туда. После релиза третьей части издатель JoWooD сообщил о разрыве сотрудничества с Piranha Bytes. Авторские права на имя Gothic остались за JoWooD — компания отдала разработку новой RPG студии SpellBound Entertainment. Результатом стала непримечательная Arcania: Gothic 4. Тем временем Piranha Bytes не спешила мириться с поражением: она запустила серию Risen, которую в общем и целом можно назвать интересной. Но первые три части Gothic все равно остались непревзойденными.
Серия Fallout
В отличие от многих RPG антураж здесь не сказочно-средневековый, а самый что ни на есть постапокалиптический. Если быть совсем точным, то стилистика тут «ретрофутуристичная». Вроде как сочетается несочетаемое: это как сладко-соленое блюдо. Но разработчики поместили в далекое будущее, пережившее ядерные атаки, предметы из середины двадцатого столетия — старые остовы машин, знакомое оружие, и даже «смарт-часы» Pip-Boy оснащены как будто ЭЛТ-дисплеем.
Мир после массовой бомбежки изменился навсегда, прежней жизни не будет, и люди адаптировались к новым условиям. Одни стали бандитами, другие пытаются жить по принципу «я никого не трогаю, но и себя в обиду не дам», третьи вступают в различные группировки. Чем заняться — следовать сюжетной линии, окунуться в бездну второстепенных заданий или просто ходить по Пустошам — решать вам.
Игра дает полную свободу действий, и если найдете себе дело по душе, Fallout отнимет много времени. В последней на данный момент четвертой части появилась Sims-составляющая: можно основать свое поселение, обустроить его, защищать от разбойников и жить припеваючи. Но оседлая жизнь быстро наскучит любителям приключений, к тому же локации таят много опасностей.
Серия Dark Souls
Японская компания From Software стала известна благодаря запредельно сложным играм. Сперва студия отметилась эксклюзивом Demon’s Souls для PlayStation 3, затем появилась серия Dark Souls и экшен/RPG Bloodborne для PS4. На прохождение каждой уйдет большое количество времени — неспешное изучение потребует часов шестьдесят, не меньше.
Впрочем, быстро пробежать Dark Souls не получится при всем желании. Это невыносимо сложная серия — для тех, кто действительно не боится трудностей. Если вы на десятой попытке победить босса в ярости бросаете джойстик в экран, игра точно не для вас. Необходимо привыкнуть к механике Dark Souls и понять, что ваш герой умеет, а что нет. И лишь потом шаг за шагом изучать умирающий мир, полный самых омерзительных существ, коих только можно вообразить. Тут много интересных особенностей. Например, подсказки других пользователей, которые могут как помочь, так и направить по ложному следу. Или призыв на помощь игрока для совместного прохождения трудного эпизода.
Будь в играх серии более адекватная сложность, они заканчивались бы раза в четыре быстрее. Но вам придется подолгу топтаться на одних эпизодах, поэтому Dark Souls кажется очень длинной.
Star Wars: Knights of the Old Republic 1-2
Среди множества игр во вселенной «Звездных войн» две части K.O.T.O.R. стоят отдельно. Оригинальная RPG и вышедший следом сиквел The Sith Lords — крупные проекты, на прохождение которых уйдет уйма времени. Это ни в коем случае не «Mass Effect про джедаев» — здесь именно вдумчивая и глубокая RPG, а не кинематографичный экшен с ролевыми элементами.
Разработкой первой игры занималась BioWare, а продолжение отдали другим мастерам RPG — Obsidian Entertainment, авторам Neverwinter Nights 2 и Fallout: New Vegas. Мнения о лучшей части разделились: кто-то считает более удачной K.O.T.O.R., а кто-то отдает предпочтение The Sith Lords. Вторая смотрится не такой устаревшей, как оригинал, хотя на момент выхода графика тоже не блистала.
Вы можете отправиться на одну из множества планет, где, кроме выполнения основных заданий, есть масса побочных квестов. Татуин, Кашиик — у фанатов «Звездных войн» точно дрогнет сердце при высадке на эти планеты. А вот знакомых по фильмам персонажей не встретите: события происходят за четыре тысячи лет до киносаги.
Кроме развития персонажа, от вас зависит его линия поведения и сторона Силы, которую герой примет — Темная либо Светлая. Knights of the Old Republic — выдающиеся ролевые проекты, которые до сих пор интересно проходить. Если не торопясь запустить первую часть, а после ее изучения перейти ко второй, то незаметно подкрадется и релиз восьмого эпизода «Звездных войн».
Final Fantasy XIII
Final Fantasy, как и многие японские игры, продукт не для всех. Сейчас в разработке находится пятнадцатая номерная часть, релиз намечен на сентябрь текущего года. В нашем списке оказалась FF XIII вместо XIV, потому как четырнадцатая Final Fantasy — многопользовательская, финала у нее нет. Зато концовка есть у игры с «несчастливой» цифрой, хоть и увидят титры только очень упорные пользователи. Здесь общее время прохождения запросто превысит сто часов.
Сюжет вращается вокруг социального конфликта. Есть два мира: парящий в небе Кокон и Пульс, что находится значительно ниже. Власти Кокона разыскивают людей, которые связаны с Пульсом. Под подозрением оказывается сестра Молнии, главной героини. Девушка идет против системы и устраивает приличную заварушку, к противостоянию подключаются другие персонажи.
По геймплею это экшен/RPG: нужно много сражаться, вести беседы с персонажами и изучать мир. В Final Fantasy XIII превосходная режиссура, отлично написанный сценарий с трогающими душу моментами и красивыми сценами.