1266-1269 годы. Восточная Европа
В 1264 году был убит великий князь Литовский Миндовг (правил ок.1236-1264 гг.).
В Литве началась гражданская война за трон великого князя. В этой войне верх одержал сын Миндовга Вайшелк, который ради мести снял монашеский клобук (см. публикацию «Разборки из-за своячницы»).
Вайшелк был признан Великим князем Литовским, однако правил недолго. Желая вернуться в монастырь - тихая жизнь монаха ему нравилась больше, чем полная забот и проблем жизнь правителя государства, Вайшелк провозгласил Великим князем Литовским своего шурина, правителя Холма, князя Шварна Даниловича, сына Даниила Романовича Галицкого и в 1266 году передал ему трон.
Сам же Вайшелк отправился в монастырь святого Даниила в городе Угровск.
Прошло некоторое время.
В конце 1269 года, видимо, после смерти Шварна Даниловича, правитель Галича и Холма, князь Лев Данилович (правил в 1264-1301 гг.; в 1264-1269 годах вместе с братом Шварном) предложил своему дяде, князю Василько Романовичу Владимир-Волынскому встретиться втроем: Лев, Василько и Вайшелк.
А так как Вайшелк, не доверяя Льву, не хотел ехать в Холм, где находилась резиденция Льва Даниловича, то встречу решили проводить во Владимире Волынском.
Получив гарантии своей безопасности от Василько Романовича, Вайшелк прибыл во Владимир, где остановился в монастыре святого Михаила Великого.
Богатый немец по имени Маркольт, проживавший во Владимире и бывший у Василька за советника, пригласил всех трех прибывших к себе на обед.
За обедом пили много вина, а потому, князь Василько перепил и отбыл к себе – отдыхать. Вайшелк также отбыл под охраной дружинников Василька в монастырь.
Однако вскоре туда приехал князь Лев и предложил Вайшелку.
- Кум (Вайшелк был крестным одного из сыновей Льва), выпьем по чаше вина!
Вайшелк уверенный, что в монастыре ему ничего не грозит, согласился.
Они сели выпивать и Вайшелк скончался от яда, подсыпанного ему в чашу.
Лев Данилович уложил тело кума на лавку и покинул монастырь.
Это была месть Вайшелку за то, что он передал Великое княжество Литовское не Льву Даниловичу, а его брату Шварну, соправителю Льва.
Вайшелк не напрасно опасался своего кума.