Найти тему
Верующий

Петров пост не нужен?

Оглавление

С 15 июня у православных христиан начался Петров пост. Продлится он до 12 июля — праздника святых апостолов Петра и Павла.

Петров пост — противоречивый пост в православной традиции. Кажется логичным поститься перед праздником Пасхи и Рождества Христова. Нет ничего предосудительного в посте перед Успением Божьей Матери.

Так почему Петров пост не всем православным по душе? Неужели им не хочется подготовиться к встрече праздника двух первоверховных апостолов?

Давайте посмотрим, что не так с этим постом.

Фото взято с сайта unsplash.com
Фото взято с сайта unsplash.com

В христианской традиции известно два вида постов: однодневные и многодневные.

Однодневные — среда и пятница (кроме сплошных седмиц), крещенский сочельник, праздники Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижение Креста Господня.

Многодневные — Великий (семь недель перед Пасхой ), Рождественский (с 28 ноября по 6 января), Успенский (с 14 по 27 августа), Петров (с второй седмицы после Троицы и по 12 июля).

Видно, что 3 и 4 постов имеют фиксированную продолжительность. Это, конечно, легко для психологической подготовки человека к посту: знаешь, когда он закончится.

Но такого не происходит с Петровым постом. Его продолжительность может быть от 8 до 42 дней. По сути от недели до полутора месяца, что практически схоже с продолжительностью Великого поста.

Как появился Петров пост?

Первым упоминанием принято считать свидетельство христианского источника к. VI в. "Апостольские постановления". Там написано: "Отпраздновав пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь; ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления... После же этой седмицы пощения повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу, а остаток от пощения своего раздавать нищим" (см. здесь).

В анонимном сочинении IX века говорится о посте с праздника Пятидесятницы вплоть до Успения Божьей Матери.

Профессор Михаил Николаевич Скабалланович поясняет: "Успенский пост представляется выделившимся из поста св. апостолов: последний первоначально продолжался от 1-й недели по 50-це до Успения, а потом,по немощи человеческой, из него исключен месяц июль" (см. здесь).

Так можно сказать, что Петров или апостольский пост зафиксирован уже в IV веке. Можно сказать, что это позднее явление: все-таки IV век — не I век. Но в рамках 2000-летней церковной истории это внушительный срок.

Фото взято с сайта unsplash.com
Фото взято с сайта unsplash.com

Петров пост на русской земле

Понятно, что на Руси он имел тот вид, который имеет и сейчас. Он не был фиксированным. Но точно заканчивался в праздник апостолов Петра и Павла (29 июня по старому стилю).

Есть интересный памятник XI-XII вв. «"Устав белеческий" или "Заповедь святых отец ко исповедающимся сыном и дщерем". В нем говорится, что в Петров пост и Петров "подобает жо достойному причаститися пречистых тайн" (см. здесь).

Также говорится о пищевом рационе в Петров пост. В этот пост:

1) нельзя есть мясо;

2) в среду и пятницу без варенной пищи и питья, есть только один раз в день;

3) во вторник, четверг, субботу и воскресенье можно дважды вкусить рыбу, разрешается питье;

4) каждый день, кроме субботы и недели, Господских, богородичных праздников и дней памяти Иоанна Крестителя, нужно делать по 100 земных поклонов;

Можно сказать, что для наших благочестивых предков Петров пост был серьезным телесным подвигом.

А что есть в литературе?

Изящные описания Петрова поста мы встречает у Ивана Сергеевича Шмелева в его "Лете Господнем". Вот что он пишет об этом посте (см. больше здесь).

“Петровки” – пост легкий, летний. Горкин называет – “апостольский”, “петро-павлов”. Потому и постимся, из уважения.

"Петровками у нас не строго. И пора летняя, и не говеем. Горкин только да Марьюшка соблюдают строго, даже селедочки не едят. А Домна Панферовна, банная сторожиха, та и Петровками говеет, к заутреням и вечерням ходит. Горкин тоже говел бы, да летнее время, делов много, – подряды, стройки... – ну, рождественским постом отговеет да Великим Постом два раза обязательно".

Так что не так с Петровым постом?

Получается, что Петров пост имеет давнюю церковную традицию. Но почему не всем христианам XXI века хочется соблюдать этот пост? Ответ скорее всего кроется в его нестабильности. Если бы Петров пост имел фиксированные даты, то он наверняка приглянулся большему числу верующих.

Как и с любым христианским подвигом пост — исключительный выбор каждого верующего. Конечно, пост не должен сводиться исключительно к воздержанию в пище. Лучше говорить о воздержании в тех вещах, которые властвуют над человеком. Ведь апостол Павел пишет: "Вы говорите: «Мне всё позволено», но не всё вам на пользу. Да, «мне всё позволено», но я ничему не позволю поработить меня" (Гал. 6: 12 RSP).