Найти тему
Без спойлеров

Грязь (The Dirt, 2019)

«Восьмидесятые – худшее десятилетие в истории». С этих слов начинается экранизация книги коллективной автобиографии главной глэм-рок (метал) группы в мире. Именно восьмидесятые стали временем становления группы Motley Crue. Можно по разному относиться к их музыке, но факт не вычеркнуть из мировой музыкальной индустрии: люди вышли на сцену и порвали всех.

После успешного, но очень шаблонного фильма «Богемская рапсодия» стало ясно, что можно снимать фильмы про музыкантов, даже если их музыка особо никому неинтересна. И, правда, кто сегодня вспомнит хоть один хит от Motley Crue? Но ведь это неважно, важно то, что фильм охватывает целую эпоху, которая теперь является далеким прошлым.

-2

При этом сразу нужно отметить: я уверен, что для фанатов группы фильм является очень слабым высказыванием о жизни кумиров. Здесь все достаточно схематично. Вот парни начали бухать, вот познакомились с наркотиками, вот они прославились, и у них появилось много женщин, вот первые проблемы с лейблом и так далее. В книге все это описано куда более жизненно и грязно (потому и название такое). И понятно, что сложно уместить биографию четырех главных подонков рок-н-ролла в один фильм, но кое-что авторам ленты все же удалось. Например, сцена с первым прослушиванием гитариста Мика Марса: его предшественник что-то вяло играл на гитаре Fender Stratocaster (и в этом месте уже понятно, что у чувака нет шансов – гитара, в общем, не для тяжелой музыки). Или гениальная сцена с появлением Оззи Осборна (если верить книге, все так и было), где он вместо кокаина нюхает муравьев. Есть еще крутое глумление над женоподобными вокалистами глэма (тут можно вспомнить группы Skid Row, Cinderella, Poison): Винс Нил первый раз приезжает на репетицию к группе со своей девушкой, и звучит диалог: «Что за телка?» - «Которая из них?». А судьбоносное решение позвонить Томми Ли (считай стать вокалистом группы) Винс принимает во время того, когда ему делают минет. Все это очень остроумно, смешно и наглядно.

-3
-4

Безусловно, за всем этим «пёстрым» весельем стоят четыре не самых счастливых жизни. Винс Нил стал виновником аварии, в которой погиб его друг (барабанщик Раззл), а потом у него от рака умерла дочка. Мик Марс всю жизнь страдает от ужасной неизлечимой болезни, поражающей кости. Никки Сикс плотно сидел на героине и пережил клиническую смерть, из которой его вытащил фельдшер скорой помощи, который оказался фанатом Motley Crue. Везение? Не думаю. Томми Ли, пожалуй, единственный человек из группы, который вырос в нормальной семье с нормальными родителями. Но у него всю жизнь были проблемы в личной жизни – не умеет человек выбирать себе жен. Кстати, по какой-то непонятной причине в фильме вообще не упоминается Памела Андерсен, которой было отведено достаточно много места в книге и, собственно, в жизни Томми Ли.

-5

«Грязь» можно воспринимать по-разному. Это и биографическое кино, и кино о целой эпохе, которая ушла навсегда. Музыкальная индустрия стопроцентно изменилась, и сейчас все показанное в фильме не могло бы случиться априори. В картине говорится: «Люди, продали больше миллиона пластинок и заработали больше, чем могли мечтать». Сейчас никто не станет покупать пластинку за двадцать долларов, когда можно иметь подписку Apple Music за три доллара в месяц и слушать неограниченное количество разной музыки. Плюс к этому, время глэм рока тоже ушло навсегда, и в фильме это, опять же, тонко подмечено: есть кадр, который очень наглядно показывает, что такое «начало конца» - стена с надписью Pearl Jam (наступили девяностые, пришел гранж, и глэм рокерам (и металлистам) пришлось подвинуться).

В любом случае, фильм «Грязь» стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы в очередной раз увидеть, как талантливые люди могут быть не слишком приятными в жизни ребятами. Вряд ли в мире была группа бОльших придурков, чем Motley Crue (панки не в счет), но таких придурков, видимо, нельзя не любить.

-6