Художникам-профессионалам невдомек почему наших школьников, давно уже учат на уроках рисования методически не правильно — начиная с гуашевых красок.
Ведь первые шаги в изобразительном искусстве издавна делались именно акварелью.
Да, обыватель считает, что гуашь проще акварели, аргумент железный - белилами всё можно исправить.
Но профессионалы знают, что гуашь - краска кроющая и при высыхании сильно светлеет, пользуясь гуашью сложно смешать яркие, открытые цвета.
Акварель же высыхая, почти не меняет цвет, да и смешивать ее одно удовольствие, она дает и более нежные, и более яркие оттенки.
Так почему же акварели не учат в школе?
Прежде всего потому, что там нет для этого условий: мольбертов, наклонной поверхности, по которой жидкая краска будет течь сверху вниз, в нужном и понятном для автора направлении.
Если же работа будет лежать на парте, горизонтально, то акварель будет растекаться во все стороны, невпопад образуя лужи, и обходя разбухающую бумагу. Как тут не расстроиться! Именно из-за этой непредсказуемости многие боятся акварели, не любят её.
А ведь эта текучесть и является одним из главных достоинств акварельных красок. Нужно только увидеть в этом красоту и к месту использовать сие свойство.
Посмотрите на этот букет.
Он написан по-мокрому листу акварельной бумаги. Да, действительно лист обильно смочили водой и начали писать цветы, продвигаясь сверху вниз, краска ведь течет именно в этом направлении. Один цвет попутно смешивался с другим, художник довольно быстро добавлял новые и новые мазки цвета.
Еще эта техника называется Аля-Прима, то есть быстрое письмо в один слой. Это требует сосредоточенности и ловкости, если промедлить, то лист высохнет и волшебное смешивание цветов прямо на бумаге прекратится.
А белый цвет, спросите Вы? Где взять белый? В акварели — белый — цвет не закрашенной бумаги. В букете с подснежниками это видно особенно хорошо. Еще одна особенность этой работы — она написана по сухому листу. Есть и такой прием работы акварелью. Когда пишут по-сухому, краску пользуясь её прозрачностью, накладывают послойно, затем ждут, когда очередной слой высохнет. Уточняют форму и цвет изображения мазочками разной величины или большими заливками.
Прозрачность красок дает возможность делать нежные светлые оттенки. Чем меньше краски и больше воды, тем светлее будет голубой или розовый. И все без белил.
А вот еще пример акварели где многое написано по-мокрому.
Если говорить строго, то в каждой работе есть места написанные с помощью разных живописных приемов.
Например здесь, автор начал писать по-сухому шляпки мухоморов, внимательно оставляя бумагу там, где должны быть четкие белые пятнышки. А уже потом по-мокрому написано всё остальное. Лист при этом смачивали не целиком, а по частям.
Букет с колючками тоже писался примерно также, сочетая эти два приема.
Следующий пример — колокольчики, написанные по-сухому.
Автору была интересна форма этих цветов, силуэт букета, а этому больше помогал сухой лист.
Последний наш пример - букет освещенный солнцем
Здесь больше характерных для письма по-мокрому мягких, расплывчатых мест, хотелось доброты, радости, ласкового солнца. Поэтому четких деталей, написанных по-сухому меньше. Белые ромашки орнамент на глиняном горшке, с самого начала оставлены белой бумагой, затем окружены более насыщенным цветом, который нарисовал их точный силуэт.
Как вы уже поняли, акварель требует от художника четкого плана работы, что будет написано сначала, а что потом.
Попробуйте произнести вслух известную стихотворную строку иначе чем она написана поэтом, переставив слова. Например: «Буря кроет мглою небо, крутя снежными вихрями ». Результат будет нелепым. Так же несуразно всё получится, если не последовательно вести работу над акварельным этюдом.
Прежде чем писать акварелью, нужно подумать и уяснить для себя последовательность действий .
А вот классическая акварельная техника.
Этот портрет, выполненный Александром Брюлловым, знают все, так же как и женщину на нём изображенную. Правда красиво? И это тоже акварель — изящная, многослойная, легкая, изысканная... Техника позволяет передать прозрачный материал рукавов бального платья, тонкое кружево, переливы света на волосах. А как написано лицо! Ведь размер портрета совсем не велик, так же, как и размер следующих акварельных шедевров.
Техникой классической акварели владеют сейчас очень немногие.
А вот другой художник: Артур Фонвизин.
У него эти же краски звучат совсем иначе.
Волшебные пятна, переливы насыщенных и прозрачных цветов, все это складывается в букет, если смотреть издали.
Но портреты -то посмотрите, какие точные по рисунку, ведь здесь нельзя поставить красивую кляксу абы где!
Вот такая она разная, её высочество акварель. И приёмов работы с ней великое множество.
Почитайте вторую часть нашей статьи-размышления об АКВАРЕЛИ