Выбрать из бездонного творческого багажа Аллы Пугачевой только пять её лучших песен - задача, на первый взгляд, нерешаемая. Но только не для нас, не для всей страны, знающей назубок всё, спетое Великой Певицей!
А вообще, из чего состоит "феномен Пугачевой"? На чем основывается?
Первое и главное - Её артистический дар, огромный драматический талант. То, что в Больших Театрах и на Больших Экранах едва успевают обозначить за три часа, она умудряется рассказать в трехминутной песенке.
Она - Театр одного великого Актёра. На которого, впрочем, пахали, находясь в Её тени, другие великие таланты - поэты, композиторы, модельеры, да в конце концов и просто Её многочисленные мужчины: мужья, любовники, обожатели из "близкого круга" и бескорыстные почитатели - из "дальнего".
Вторая мощная составляющая Её популярности - это прекрасные и прекрасно исполненные стихи. Пусть и положенные на музыку, приобретшие формы песен и вес шлягеров, но все-таки это - стихи! В том числе и поэтов-классиков: Цветаевой, Мандельштама, Ахмадулиной, Пастернака...
А третье... Третье - это Музыка. Но музыка не только как продукт деятельности сопровождающего оркестра, а музыка голоса, звучание пауз, оттенки интонаций. Даже ошибки, и те заняли достойное место в Музее Песни Аллы Борисовны. Помните, в "Волшебнике-недоучке"? - "Да-аром... ой! Даром преподаватели время со мною тратили..."
И вот - удивительное дело! - кажется, всё это, и музыку, и слова и даже движения можно легко повторить, "один-в-один" перепеть или наоборот исполнить как можно "дальше" от оригинала... Нет! Даже это не получается!
Не выручает и спасительное "я так вижу!". На память приходит провальный, но заезженный до тошноты кавер группы "А-Студио", исполнившей пугачевскую "Песенка про меня" - в оригинале великолепную, глубоко личную, трогательную песню-исповедь. В "новом прочтении" - грубый, монотонный, невыразительный, чисто коммерческий "концертный номер".
"Молодая шпана", что обещала стереть с лица земли замшелые авторитеты, почему-то пасует перед Королевой российской эстрады, не рискуя не то что перепеть, но и приблизиться к песням Примадонны хотя бы на расстояние пародии!
Она - как Джоконда, которой можно восхищаться только издалека, только через бронированное стекло Её авторитета. - Шедевр. Охраняется талантом. И любовью поклонников. А это понадёжнее любой сигнализации будет.
И вот, как признак шедевра, как знак высочайшей пробы - первая песня - "Не отрекаются, любя", которая каждый раз, уже после скромного фортепианного вступления в левой колонке, первой же своей фразой , великой строкой "Не отрекаются, любя", Её живым дыханием на микрофонной сетке перехватывает горло, пробирает до мурашек...
Но важно помнить, что и подходить к шедевру надо соответствующим образом - слушать не на бегу, не впол-уха. В такие песни, как эта, надо погружаться, как в хорошую книгу, как в спектакль - всей душой и сердцем, забыв о времени.
Погружаться, выныривать, смотреть на мир уже другими глазами и погружаться вновь... Потому что "Не отрекаются, любя"!
Послушаем.
А вы заметили, что в этой, да и многих других песнях есть строчки, которые новые поколения уже не поймут, не смогут понять! Например, что такое "...переждать не сможешь ты трёх человек у автомата". Что это за степень нетерпения такая?! Но мы-то, люди постарше, хорошо это знаем! А они, увы, уже не поймут. У них есть мобильники, википедия и соцсети, а мы-то жизнь на ощупь воспринимали, "двушечками" запасались, фото в конвертах посылали... Не поймут. Если, конечно, вместе не послушать и не объяснить. Это - важно.
Следующая совершенно замечательная песенка Пугачёвой - та, которая принесла молоденькой певице оглушительную всесоюзную популярность - "Арлекино", с её фейерверком эмоций, мельканием цирковых прожекторов, с калейдоскопом настроений, с её драмой поистине чаплинского масштаба, с овациями и вдруг повисающей над манежем оглушиительной, пугающей тишиной... Знакомая до интонаций, до пауз и всё равно каждый раз поражающая, захватывающая и... блестящая счастливыми слезами старого Арлекина. - Вечная ценность!
Алла Пугачева - Арлекино (1979 г)
Известный бичеватель отечественной и мировой попсы Юрий Лоза признавался, что единственная "женская" песня, которую он "горланил со страшной силой" была ... "Арлекино".
- Алла Борисовна эту песню сделала здорово. - Рассказывал главный "плото"-водец. - Я часто бываю в Болгарии. Купил там диск Эмила Димитрова, который исполнил эту песню первым. Послушал, что это на самом деле было, из чего это вылеплено... И просто сейчас не могу не употребить этого народного выражения... "Арлекино" - это для меня всегда пример того, как можно из г...на слепить пулю! Здесь я перед людьми, которые всё это сделали я готов снять шляпу! Это - здорово!
Ну-у, скажу я вам: это дорогого стоит! Сам Лоза преклонил колено и снял шляпу...
Следующая "лучшая" песня Аллы Пугачевой важна для всех нас. Как хороший повод светло погрустить о детстве, куда "нам с тобой отныне... (увы) дороги нет".
И зимой, и летом,
Небывалых ждать чудес.
Будет детство где-то, но не здесь.
И в сугробах белых,
И по лужам у ручья
Будет кто-то бегать,
Но не я.
И как знаки безвозвратного прошлого, детства других людей, которым тоже "туда" давно дороги нет, людей, живших намного раньше нас, как доказательство нам - мастерски инкрустированные в гладь песни барочные мотивы: переливы клавесина, трель флейты, печальный вокализ в финале...
"Куда уходит детство"
А эта "лучшая", написанная Раймондом Паулсом, популярнейшая прямо со дня своей премьеры, стала символом бешеного коммерческого успеха, знаком благополучия не только для Певицы, но и для автора её стихов, знаменитого поэта-"шестидесятника" Андрея Вознесенского. - "Миллион роз"! (1983 год).
Как вспоминал позже сам поэт, в то время он испытывал постоянную материальную нужду. Его ершистые, авангардные стихи ощутимого дохода не приносили. Узнав об этом, замечательный советский композитор Арно Бабаджанян посоветовал Вознесенскому написать пару-тройку хороших эстрадных песен, которые, как известно в артистической среде, всегда были источником гарантированного заработка. И уж если за них ухватятся и исполнитель и телевидение... Андрей Андреевич задумался и, не поступаясь принципами, быстро и добросовестно сочинил три песни, одна из которых была рифмованной историей о бедном художнике, превратившем свою жизнь в цветы для возлюбленной.
- Это была песня-заклинание, - Вспоминал Вознесенский. - Миллион, миллион, миллион... И это сработало! Уже на следующий день после премьеры песни я проснулся богатым человеком. Я получил миллион!
Заключительная песня "пятёрки лучших" произведений Аллы Борисовны - это песня-исповедь, тяжелый вздох Артиста после концерта. - "Песня "на бис".
Одна из первых на стихи Андрея Вознесенского. Может быть и не такая популярная, как "Миллион роз", но здесь Вознесенский, Паулс и Пугачева развивают успех своего спонтанного триумвирата до высот серьёзного Искусства...
Я, вместо микрофона,
Спою в бутон тюльпана -
Пусть остается в зале
Тот, кто верит, верит и влюблен...
И летящее соло трубы на фоне виртуозного гитарного соло!
Да, по-хорошему, после такой Песни Артисту надо уходить. Чтобы превратиться в Легенду...
По законам стихотворного жанра, надо. Но с Аллой этого не случилось. Может, оно и правильно.
Ну, а мы пофантазируем! В этой пятёрке лучших песен Аллы Борисовны "Песня "на бис" пусть будет последней. После которой Алла "уйдёт"...
Чтобы мы смогли спокойно и внимательно переслушать Её главные песни.
Искренне Ваш, Лев Комов.
Понравилась статья? - Подписывайтесь на канал "5 лучших!" Это вдохновит автора на новые свершения!
Ещё о музыке на канале "5 лучших!" - здесь: