(Рим. 13:1–7)
Вступление
Что бы Вы выбрали: плохую власть или вообще отсутствие власти? Плохого учителя или вообще отсутствие такового? Плохого начальника или отсутствие начальника?
Многие скажут: "Надо бы знать насколько плохая власть, учитель или начальник." Но суть состоит в том, что даже плохая власть лучше, чем анархия или закон улицы.
Эту проповедь я сказал несколько лет назад на Вербное воскресенье, когда мы изучали послание к Римлянам. Вот она.
Сегодня в христианском мире России отмечают так называемое Вербное Воскресенье или празднуют праздник Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим. Кто-то сказал, что Иисус объединяет тех, кто Его любит и кто Его ненавидит. Так и произошло в тот день. Его ученики ликовали и радовались, они видели приближение Божьего Царства, а противники Христа, фарисеи и иродиане, которые никогда бы не соединились вместе при других обстоятельствах, стали искать еще один способ дискредитировать Его. В этот раз они нашли казалось бы очень подходящий способ — они решили составить разговор с Иисусом о государственной власти.
Мы читаем об этом в Евангелии от Матфея 22 главе:
17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? 18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? 19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. 20 И говорит им: чье это изображение и надпись? 21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
В этом ответе Иисус подтвердил законность государственной власти и очертил ее пределы.
Экспозиция прежнего изучения
Итак, все послание к Римлянам является провозглашением благодати Божьей к человеку. Такая благодать требовалась, потому что человек был и есть грешник, находится под осуждением и гневом Божьим и является бунтарем против Бога с самого своего рождения (Рим. 1–3).
Божия благодать явилась к нам в лице Иисуса Христа, Сына Божьего, Который умер за грехи наши вместо нас, удовлетворил Божий Справедливый гнев и милостиво предложил нам дар спасения как подарок, не за наши заслуги, но за Его заслуги, и по Его любви (Рим. 3–5).
Каждый истинный христиан умер для греха и теперь живет новой жизнью во Христе. Жить снова под властью греха и неправильно, и ненормально (Рим. 6). Хотя праведная жизнь — это наш удел, но самостоятельно мы ее не можем осуществлять по причине того, что у нас все еще сохранилась наша греховная плоть, греховная натура (Рим. 7), поэтому Бог открывает нам Свою благодать в личности и служении Духа Святого, Который укрепляет христиан и помогает им жить благочестивой жизнью (Рим. 8).
И так как благодать Божия является незаслуженной милостью, то Израильтяне неверно посчитали, что Бог обязан спасти всякого еврея по причине его еврейства. Т.е. основанием спасения стало происхождение. А если еврей еще и хороший человек, то он тем более заслуживает Божьего благоволения. Следовательно основанием спасения теперь стали еще и дела. Но хотя человек и может требовать справедливости, он не может требовать милости или благодати (Рим. 9). Все неуверовавшие израильтяне справедливо осуждены, не только потому, что Бог не избрал каждого еврея быть спасенным, но и на основании того, что они отвергли Божию праведность, которая была предложена во Христе, пытаясь установить свою праведность, праведность своих дел (Рим. 10). Благодать Божия оказалась доступна и язычникам по причине отвержения Евреев, но Божье отвержение Израиля не полное и не окончательное. Бог сегодня возбуждает в евреях ревность, спасая язычников, и по Его программе наступит момент полноты для язычников, а затем будет Духовное Пробуждение и Восстановление для Израиля, чтобы он получил все обещанные благословения и положение (Рим. 11).
В 12-ой главе Павел описывает, как благодать меняет жизнь человека, к чему она призывает христианина. В первых двух стихах он показал, что единственным логичным откликом на благодать Божию является жизнь полного посвящения Богу как живой жертвы служения поклонения Ему. С 3 по 8-ой мы читаем о том какое служение благодати мы совершаем по отношению к другим уверовавшим. Т.е. благодать приводит нас не только ко спасению, но наделяет духовными способностями для служения другим. А с 9 по 21-ый стихи Павел отмечает, что мы призваны отражать благодать Божию в наших отношениях как с верующими, так и с неверующими.
Теперь же он начинает рассказывать про наши обязательства по причине благодати. Как нам жить как живая жертва поклонения Богу в этом обществе, в этом мире. Как нам продолжить жить, думая о других, а не о себе.
И сегодня мы будем говорить о наших обязательствах перед гражданским правительством. И будем читать первые семь стихов 13-ой главы:
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. 6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
И нам всем следует сознавать, что рассуждения Павла здесь не носят какого-то теоретического характера. Сам Господь Иисус Христос был предан на смерть, будучи обвиненным в государственной измене (Иоан.19:12), за то, что делал Себя Царем вместо Кесаря. И Павел был обвиняемым в подстрекательстве к бунту (Деян. 16:20–21).
У евреев времен Павла было много вопросов касательно власти и роли Римского правительства (Матф. 22:16–17, Марк 12:14). Евреи всегда гордились своей независимостью (Иоан. 8:33). Поэтому некоторые из них пытались организовать революцию против римлян (Деян. 5:34–37), и в конечном итоге эта попытка увенчалась успехом, но только временным. Римская армия разрушила Иерусалим в 70-м году.
Римская власть сначала рассматривала христианство как очередную секту внутри Иудаизма (Деян. 18:12–17), и поэтому с опаской смотрело на христиан, как и на евреев. В Деян. 18:2 мы читаем о выселении евреев из Рима. В древнеримской литературе есть немало интересных данных про то событие.
Император Клавдий, особо не вникая в ситуацию, просто «повелел всем Иудеям удалиться из Рима» (Деяния 18:2), а не особо осведомленный в нюансах этого вопроса римский историк Светоний объясняет столь кардинальное решение тем, что «евреи постоянно устраивали беспорядки по наущению Хрестуса». Это говорит о том, что Римское правительство было проинформировано о наличии повстанческих сект внутри Иудаизма, и что Христос и Его последователи были обвинены в том, что пытаются свергнуть римское владычество, поэтому отношение к христианам было весьма подозрительным.
В общем, христиане были на особом счету у власти того времени. Причем они были в красной зоне, как у нас сейчас принято говорить. И им не нужны были какие-либо политические столкновения с Римом.
К моменту написания послания к Римлянам, ап. Павел все еще обладал привилегиями римского гражданина. И как бы это ни звучало странно, именно римская власть позволяла ему проповедовать: сохранялся порядок в римском мире, так называемый PAX ROMANA, римские власти не позволяли арестовать Павла религиозным иудейским лидерам.
Но совсем еще немного, и римское дружелюбие к христианству прекратится. И если гонения и притеснения придут, то важно, чтобы они имели хорошие причины.
Слова Апостола Павла о гражданском правительстве были важны еще и по другой причине. В 12-ой главе Павел наставляет христиан, чтобы они избегали мести и не воздавали злом на зло. Они должны были предоставить вопрос воздаяния в руки Божии (12:19). И стихи с 1 по 7 13-ой главы являются частичным объяснением наставления Павла, потому что здесь он показывает гражданскую власть как один из инструментов Бога, через который божественное воздаяние происходит в этой жизни.
И эта глава важна для нас, читателей 21-го века. Потому что и у нас встречается неправильное отношение к власти, попытка ей противостоять, обманывать, пренебрегать и не уважать.
Также сегодня многие христиане думают, что единственную форму управления, которую Господь одобрит, это демократия. Но в наше время все еще появляются новые страны, и не в результате демократических преобразований. Как поступать в отношении своего правительства христианам, которые живут в этих странах?
В этой главе послания к Римлянам много материала для применения в нашей жизни. Даже вопрос смертной казни находится в этом отрывке.
Итак, начнем изучать.
1. Руководящий принцип — покорность власти (1а)
"Всякая душа да будет покорна высшим властям".
Итак, Павел говорит ясно, что всякий христианин должен подчиняться своему правительству, национальному или местному.
Ключевая идея покорности есть порядок. Сама покорность нисколько не уменьшает моей ценности или значимости, как человека, напротив подчеркивает ее. В каком-то случае мне надо покорятся, в какой-то ситуации — мне покоряются. Например, жена покоряется мужу, а дети покоряются ей.
И здесь Павел использует особое слово для покорности, которое отличается от слова «послушание» или «жертвование собой», которые применяются к поведению человека верующего в отношении Бога.
Т.е. подчинение власти не требует того, чтобы человек подстраивался под греховный мир и его систему.
2. Определяющая причина — власть есть Божественное установление (1б)
"..ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены".
Бог является источником всякой власти. Поэтому государственная власть существует, потому что получила разрешение высшей власти — Самого Господа Бога.
Нам всем следует понимать и помнить, что государственная власть является божественным институтом, который создал Сам Бог. И внутри этого института Бог устанавливает соответствующие власти.
Важно заметить, что само слово «власть» здесь буквально переводится как «возможность (делать что-либо), право (на что-либо, свобода чего-либо)». Т.е. наш текст говорит о делегированной власти. И слово «установлены», или буквально «назначены», это подчеркивает.
Поэтому людям власти нужно помнить, что есть высшая власть, власть над ними, и они подотчетны перед ней. Как и писал в свое время Лермонтов:
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Этот библейский стих объясняет нам, почему государственная власть должна признаваться и почитаться. Власть не становится законной и уважаемой по причине того, что нам нравится ее форма. Но она должна признаваться по причине своего присутствия. Как мы и читаем: «..существующие же власти от Бога установлены». Это означает, что правительство Северной Кореи, например, также установлено Богом. Это значит, что и правительство Ирана установлено Богом. Надо сказать, что даже правление Гитлера или Сталина не произошло без позволения Божия. Это вовсе не значит, что Бог одобрял все их деяния или подвигал их на преступления против человечности. Но Бог по определенным причинам позволил этому случиться.
Это хорошо осознал в свое время вавилонский царь Навуходоносор. Мы читаем такие слова про него в книге пророка Даниила:
«…доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет». Дан. 5:21.
И в нашем стихе нет никаких лазеек. Он довольно прост и ясен: всякая душа должна быть покорна властям, потому что нет власти не от Бога.
Некоторые пытаются придумать какие-либо исключения, например, говоря о тоталитарных, жестоких или коррумпированных режимах. И это также важный вопрос. Но суть состоит в том, что нет никакой власти, кроме Божьей, которая не была бы повреждена грехом в той или иной степени. И мы призваны покоряться ей, только если она не призывает нас нарушать Божий закон.
Надо также добавить, что Бог правит в этом мире через установленные им власти: в обществе, в церкви, в семье. И нам важно это помнить.
И знаете друзья, уже здесь можно заметить важное применение для нашей жизни. Многие христиане сформировали в себе философию, если уж не игнорирования, то точно неучастия в гражданских делах. Но таким образом мы не станем хорошими гражданами, если всегда будем сторониться нашего участия в жизни общества и через установленные Богом властные структуры.
Верующим нельзя пренебрегать своей общественной ответственностью и избегать участия в управлении гражданскими делами под предлогом того, что их «жительство на небесах» (Филип. 3:20). Нам всем придется держать ответ перед собственной совестью и перед Богом.
3. Применение принципа — противостояние власти будет наказано (ст.2)
"Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение".
Для христианина (или любого другого человека) противостоять государственной власти значит противостоять Тому, Кто дал эту власть, а значит Богу! Следовательно попасть под осуждение этой власти.
Заметьте, здесь разговор ведется про активное противостояние власти.
Многие христиане попадали в ловушку, заявляя, что у них Иисус есть Господь и Правитель, и тем самым, противостояли государственной власти.
Но Павел рассматривал государство как орудие в руках Бога, спасающее мир от хаоса. Те, кто управлял государством, выполняли, по мнению Павла, свою роль в этой великой задаче. Независимо от того, поступали они сознательно или бессознательно, они выполняли предназначение Божие, и христиане должны были, по мнению Павла, помогать им в этом, а не мешать.
И здесь надо отметить, что когда Бог вручил определенные полномочия власти, Он вовсе не устранился от управления миром. Он контролирует в нем все, включая и самих правителей. Он знает времена и сроки для каждого из них, для каждого государства. Все это в Его божественной власти.
Но является ли этот принцип абсолютным, говорит ли он о том, что христианин должен покорятся во всем светской власти? Нет, конечно. Ведь, если источник власти Сам Бог, и если какая-либо государственная власть противостоит Богу и Его установлениям, то для пользы самой же власти (потому что Бог может ее просто сместить по причине нарушения Его законов) христиане должны противостоять аморальным законам и постановлениям, противоречащим заповедям Бога. Не воюя с властью, но с конкретными заявлениями или законами.
Существует как минимум 3 сферы, где христиане могут проявить гражданское неповиновение:
1) Если власть просит нарушать Божьи заповеди
Классический пример мы находит в книге Деяний Апостолов 4–5 главы, где Синедрион запретил Апостолам проповедовать об имени Иисуса. Петр же и Иоанн на это сказали следующее:
«..судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?». Деян. 4:17.
И многие наши братья и сестры заплатили большую ценю за такое послушание Богу и непослушание государственной власти. Например, наша сестра Аида Скрипникова, новообращенная христианка, в 1962 году раздавала буклеты о Христе на Невском проспекте в тогдашнем Ленинграде. Она провела в тюрьме большую часть своей жизни.
2) Христиане могут отказаться от послушания государственным законам, которые заставляют их совершать аморальные поступки, включая и лжесвидетельствование.
3) Не идти против своей совести. Например, работать в абортивной клинике или в непристойных развлекательных заведениях. Это также связано с заповедями Божьими, с истиной Писания, но оно не всегда обретает одинаковые формы.
Может ли христианин противостоять государственной власти?
Наш текст говорит, что нет. Но если государственная власть противостоит Божьему закону, тогда также не нужно с ней воевать, но повиноваться Божьему закону.
Мы можем вспомнить пример непокорности повивальных бабок указу фараона об убиении младенцев, или отказ поклониться идолу тремя еврейскими юношами в Вавилоне, или непрекращение молитвы Даниилом. Все эти правительственные указы противостояли высшей власти, Божьей, поэтому верующие повиновались Богу в этих вопросах. Но в остальном, они оставались хорошими гражданами. Т.е. здесь не было ничего субъективного — все было четко прописано в Писании и не было субъективным настроением и восприятием отдельных верующих.
4. Цель государственной власти (ст. 3–4)
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
Причина для послушания власти находится в Божьей цели для человеческого правительства.
Бог дал две цели для государственной власти: наказывать зло и поощрять добро.
Ап. Петр пишет то же самое в своем 1-ом послании:
13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, 14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. 1 Пет. 2:13–14.
Поэтому для христиан нет причины бояться государственной власти, потому что ее цель — наказывать злых людей и награждать тех, кто несет общественную пользу. И так как христиане призваны творить добро и воздерживаться от зла, то у них не должны возникать конфликты с государственной властью.
Здесь можно сделать несколько важных выводов:
1) Существует различие между Церковью и государством Государственный служащий назван здесь Божьим слугой, но в том смысле, что он служит цели Божьей — сдерживать зло и награждать добро, т.е. поддерживать порядок и предотвращать анархию в обществе. Христианин также есть Божий слуга, но слуга не гнева (суда), но милости (Евангелия). Каждый имеет свою сферу деятельности в этом мире, определенную Самим Богом. Когда слуга государства делает свою работу хорошо, он тем самым, помогает, служителю Евангелия (1 Тим. 2:1–3).
2) Мы снова видим, что страх наказания является средством для сдерживания зла
«Хочешь ли не бояться власти? Делай добро». Сегодня некоторые заявляют, что это никак не влияет на преступников. Но это не так. Павел довольно ясно говорит об этом здесь.
3) Здесь мы видим также и аргумент за смертную казнь
«…ибо он не напрасно носит меч». Носить меч — значит обладать властью, включая и наказание смертью.
Интересно, что римский император Траян однажды вручил одному наместнику своей провинции меч, обозначающую его власть, на котором было написано «Для меня. Если я заслужу, то во мне».
И здесь мы видим, что Бог наделил правительство ответственностью, в которой Он отказал верующим в стихах 17 и 19 — правом мстить злодеям.
В книге Бытие 9: 5-6, Бог учреждает государственную власть и вверил ей право на смертную казнь:
5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
Причем это было сделано до Закона Моисеева, т.е. это было дано всей человеческой расе.
Иисус Христос потом подтверждает это в своем разговоре с Понтием Пилатом:
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? 11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. Иоан. 19:10–11
Иисус здесь довольно определенно говорит, что в руках государственной власти находится право на смерть. И эта власть была дана сверху, от Бога.
И надо отметить, что смертная казнь подтверждает важную реальность: возмездие за грех — смерть. И то, что Бог святой и не потерпит греха. И если серьезный грех не сдерживать смертью, то грех будет только расти и распространяться. Что и подтверждает современная статистика и реальность. Отсутствие страха реального наказания позволяет злу усиливаться.
Я убежден, что государство должно сохранять за собой право применять меч как свидетельство значимости Богом данной власти, а также неприкосновенности и святости человеческой жизни.
Итак, мандат на правление власть получает от Бога, чтобы наказывать зло и воздавать за добро. Правители не получают свою легитимность
- от людей, как это бывает при демократии,
- по наследству, как при монархии,
- не благодаря своему богатству как при плутократии,
- не благодаря своей силе, как при автократии.
Они получает ее свыше, от Бога. Поэтому, прежде всего, они дадут отчет Ему, Царю царей и Господу господствующих. Поэтому власть несет моральную ответственность не только перед людьми, но и перед Богом.
И если власть начинает противостоять Божьим законам, тогда она сама себя уничтожает и превращается в гонителя Божьих людей, которые должны повиноваться Божьему закону. Интересно заметить, что большинство империй прошлого были разрушены не извне, а изнутри, по причине падения морали тех правителей и общества.
И помните, наше повиновение власти — это проявление благодати Божьей в нас. И это следствие нашей покорности Богу. Но часто мы не покоряемся совсем по другим причинам. Мы пытаемся уйти от своей ответственности перед Богом, прикрываясь коррупцией и несправедливостью власти, беря порой на себя функцию даже мщения, которые Бог нам не вверил.
4) Рассматривая отличие роли государства от роли отдельной личности, следует, видимо, отметить, что личность должна в своей жизни руководствоваться скорее любовью, чем жаждой справедливости, государство же, напротив, действует скорее в соответствии с принципом правосудия, нежели любви. Эта формула далеко не удовлетворительна, поскольку противопоставляет любовь и справедливость, создавая впечатление об их противоположности. На самом деле они вовсе не исключают друг друга. Даже в любви и служении нашим врагам нам не следует забывать о справедливости (1 Пет. 2:23), но помнить, что любовь добивается справедливости для обиженных.
5) Здесь надо добавить еще один момент
Мы часто думаем, что настоящая свобода означает быть свободным от обязательств перед кем-либо, не быть подотчетным кому-либо и делать то, что хотим. Но настоящая свобода проистекает из правильной покорности, т.ч. у нас не остается никаких оснований для страхов, потому что мы поступаем правильно.
5. Мотивы христианина для покорности власти (ст. 5)
И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
В этом стихе мы имеем 2 причины для послушания власти. Первый уже был объяснен — мотивация страха, наказание за грех. Это основная мотивация для невозрожденных людей. Мораль общества быстро деградирует, если исчезнет наказание за преступления. И это то, что происходит сегодня в наше время во многих частях мира.
Но в этом стихе есть также мотивация для христиан, которая не связана с наказанием. Эта мотивация связана с нашей совестью перед Богом. Например, я могу ехать по трассе глубокой ночью и знать, что здесь нет ни одного полицейского, поэтому я могу «притопить» педаль газа. Но моя совесть перед Богом остановит меня, потому что Бог знает все. Мой грех никуда не спрячется от Его пронзающего взгляда. Даже если страх наказания не является для меня мотивом, я не желаю огорчать моего Небесного Отца своим непослушанием гражданской власти.
И знаете друзья, анархия есть ужасное состояние общества. Павел думал о важности сохранения порядка в обществе. И это не только из прагматических соображения, но и из-за богословских. «Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33). Следовательно, гражданский порядок, к которому здесь призывает Павел, является еще одним выражением любви-агапэ, о котором мы читали в предыдущей главе.
6. Финансовое право власти (ст. 6–7)
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Библия обращается к нашему кошельку. Павел говорит, что мы должны не только повиноваться, но и платить налоги.
Как служитель Евангелия достоин оплаты за свой труд (1 Кор. 9), так и служитель Бога в государственной власти заслуживает финансового вознаграждения. Государственная власть занимается поддержанием справедливости и порядка в обществе, она должна защищать общество от зла и поэтому она нуждается в финансовой поддержке. Эта поддержка приходит через налоги — прямые или косвенные.
Здесь самое удивительное, выражение «Божьи служители» применяется в отношении государственных служащих. Павел использует особенное слово, от которого произошло наше слово «литургия», которое использовалось для описания культового религиозного служения. Т.е. Павел показывает, что работа государственной власти — это служение Богу. Поэтому наша уплата налогов является выражением нашего поколения Богу.
В римской империи того времени были два видна налогов: подать и оброк; прямой и косвенный.
Слово подать — означает дань, а слово оброк — налог. Римские граждане были освобождены от уплаты дани. А вот оброк платили все. Это включало в себя: налог с продажи, подати с ренты, таможенные сборы и многое другое.
Причем, подать или дань были столь непопулярны в народе, что иногда приводили к волнениям. Нерон однажды пообещал даже его отменить. И христиане могли подумать, что если уж язычники им возмущаются, то они тем более свободны от него.
Но Павел понимал, если они не будут законопослушными гражданами, то это будет препятствовать благовестию.
Кстати, сегодня под данью можно воспринимать наши налоги с зарплаты и имущества, а под оброком — другие непрямые налоги (налог с продажи, таможенные сборы и т.д.).
И помимо уплаты налогов и внешней покорности, существует также необходимость в выражении почести и уважения к государственным чиновникам. Что подтверждает наше признание господства Бога во всем, включая и государственную власть.
В сущности, эту фразу можно суммировать таким выражением — платите долги всем.
Иустин Мученик (100–165) (Апология 1,17) пишет:
“Везде мы охотнее всех других людей стараемся платить установленные вами налоги, как обычные, так и чрезвычайные, как учил нас Иисус. Мы лишь поклоняемся Богу, но во всём остальном мы служим вам, признавая вас как царей и правителей людей и молясь, чтобы вы и ваша царская власть выносили здравые решения”.
Афинагор Афинский, христианский апологет середины 2-го века, умоляя о мире для христиан (глава 37) пишет:
“Мы заслуживаем одобрения, потому что мы молимся о вашем правительстве, чтобы вы могли, по справедливости, получить царство, сын от отца, и чтобы ваша империя расширялась и увеличивалась до тех пор, пока все люди не будут подвластны вашему правлению”.
Тертуллиан (середина 3-го века) (Апология, гл. 30) пишет об этом более пространно:
“Мы обращаемся с молитвами о наших князях к вечному, истинному, живому Богу, милости которого они сами должны желать превыше всего… Неизменно и за всех наших императоров возносим мы молитвы. Мы молимся о продлении жизни, о безопасности и сохранности империи; о защите императорского дома, о смелых армиях, о верном сенате, достойном народе, покое для мира, за всё, что может пожелать человек или кесарь, император”.
Он продолжает, что христиане не могут иначе, как почитать императора, “потому что он призван нашим Господом в слуги Его”.
И заканчивает Тертуллиан так: “Кесарь более наш, чем ваш, потому что Бог назначил его”.
И в этом тексте мы должны вновь заметить важный библейский принцип покорности, который основан не на качестве человека или моем личном предпочтении, но на положении и статусе. Дети должны повиноваться своим родителям, жена — мужу, члены церкви — пастырям, а граждане — своему правителю. И такая покорность будет подтверждением нашего послушания Самому Богу.
Для христианина выражение любви-агапэ в нашем обществе — это быть хорошим гражданином.
И трудясь для своей земной родины, мы продолжаем ожидать наступления Царства мира и справедливости, которое установит Сам Господь Иисус, когда придет на эту землю во второй раз.
И закончу я цитированием молитвы Климента Римского (конец 1-го века):
“Дай им, Господи, здоровье, мир, согласие и постоянство, чтобы они без препятствий осуществляли ту власть, которую Ты им вручил. Это Ты, Господи, Царь Небесный всех веков, даешь сынам человеческим славу, честь и власть над земным. Управляй, Господи, их волей в согласии с тем, что хорошо, что угодно очам Твоим, чтобы, пользуясь с благочестием, в мире и благости, той властью, которую Ты дал им, они обрели Твое благоволение”.