Ультраправая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ), которая итак испытывает трудности из-за внутренних противоречий, видимо, будет пытаться искать выход из трудного положения за счёт очередной волны ксенофобской и ультрамонетаристской риторики.
Брюно Одан
Немецкие ультраправые на грани раскола. ХДС восстанавливает свои позиции на правом фланге, в связи с чем поддержка АдГ упала до 10%. Национал-либералы на кризис отвечают, с одной стороны, радикализацией риторики, а с другой – обострением внутренней борьбы за власть. Лидер радикального крыла АдГ Андреас Калбиц исключён из партии под тем предлогом, что при вступлении тот скрыл своё былое членство в откровенно неонацистской организации. Последний обжаловал решение руководства в партийном суде. Его поддержка внутри партии остаётся высокой. Борьба фракций накаляется.
Внутри АдГ идут разборки. После своего успеха и триумфального вхождения в Бундестаг в 2017 г. (первая оппозиционная партия, насчитывающая 92 депутата), сейчас выглядит скорее пострадавшей от кризиса Covid-19, в отличие от партии госпожи канцлера. Националистической крыло партии, так называемое Der Flügel, было поставлено под наблюдение органа по защите Конституции (Verfassungschutz – эквивалент французской Дирекции общей разведки). Тогда крыло самораспустилось, а руководство приняло решение исключить одного из наиболее заметных своих активистов Андреаса Калбица, несмотря на то, что внутри партии у него по-прежнему много сторонников.
Однако вероятность раскола в АдГ очень высока. Сделанные в прошедшие выходные торжественные заявления главы партии Йорга Мейтена по поводу Федерального собрания, в которых он рубил такими фразами, как «единство любой целой», определённым образом демонстрирует внутренний запрос на подобную линию.
Читайте больлше: Пиар-кампания АдГ опиралась на ксенофобию и популизм, что помогло ей использовать с выгодой для себя напряжённую ситуацию на территории бывшей восточной Германии, наблюдаемую в последние три десятилетия.
https://humanite-russie.ru/2019/12/23/novyy-vzlyot-natsionalistov-v-germanii/
Он упрекнул Калбица в том, что тот участвовал в Heimattreue Deutsche Jugend (HDJ, объединение «верной родине» немецкой молодёжи) – небольшом кружке открыто неонацистского толка – но умолчал об этом в 2013 г. во время создания партии. Йорг Мейтен и небольшая часть его сторонников в руководстве партии, желающих изменить образ АдГ, исключили из своих рядов Калбица, основываясь на пункте устава, запрещающем доступ в ряды партии тем, кто раньше состоял в неонацистских организациях.
Сам Калбиц оспаривает решение АдГ. Тем не менее, своё участие в некоторых акциях HDJ он признаёт. Правда это не единственная ультраправая организация, к которой причастен Калбиц. В своё время он также состоял в Republikaner. Эта организация является первой попыткой баварских диссидентов из ХДС создать в 1980-х гг. ультраправую партию в стране. Калбиц был главой её отделения в земле Саксония – Анхальт, где в 2016 г. она получила небывалое количество голосов на местных выборах – 24,3 %. По общим электоральным результатам партии в ФРГ этот показатель оказался на втором месте. Калбица постоянно поддерживало федеральное руководство этой партии вплоть до его исключения в мае прошлого года.
Партийный суд АдГ также признал правомерность его возражений. Таким образом, вопрос о его исключении автоматически отодвигается до момента вынесения решения внутренним судом АдГ, то есть, центральным аппаратом партии. Йорг Мейтен уверен, что суд подтвердит решение руководства. Но и он сам всё больше вызывает недовольство националистов АдГ, сгруппировавшихся вокруг Калбица, и отголоски этого недовольства проявляются даже в парламентской группе.
Мейтена упрекают в том, что он действует в личных интересах, прикрываясь стремлениями обелить образ АдГ, что он стремиться возглавить список кандидатов от партии на выборы канцлера Германии, которые могут состояться в следующем году. Действительно, он является лицом партии в земле Баден-Вюртемберг. Вопреки осторожному мнению части немецкой прессы он никогда не придерживался «умеренных» взглядов на национализм. Разве не он воспротивился четыре года назад возобновлению субсидирования его земли с целью поддержания мемориального комплекса бывшего нацистского концлагеря Штрутгоф, неподалёку от Эльзаса?
И у одних, и у других подход примерно одинаково радикален. Зато отличаются стратегии прихода к власти. Так сторонники Der Flügel собираются победить на выборах ближайшей осенью Бодо Рамелова, премьер-министра Тюрингии от партии Die Linke. Бывший глава Der Flügel Бьёрн Хоке, действующий глава отделения АдГ в этой земле, близкий к Андреасу Калбицу, маневрировал, ведя переговоры с местными ХДС и либералами из «Свободной демократической партии» (FDP), чтобы создать способное сменить власть правое большинство, толерантно относящееся к ультраправым. Эти действия стали первой конкретной реализацией плана прихода АдГ во власть, настолько серьёзными, что Ангеле Меркель пришлось вмешаться и призвать к порядку своих соратников.
Эта история демонстрирует, до какой степени националистические взгляды проникли в правые партии Германии, пользующиеся широкой поддержкой. Наиболее реакционное и националистическое направление в ХДС «Союз ценностей» играло ключевую роль в процессе сближения партий в Тюрингии. Во главе этого крыла стоит некто Ханс Георг Маасен, который раньше работал на органы госбезопасности (Verfassungschutz). Ушел он оттуда в 2018 г., когда вскрылся его неприемлемая благосклонность и даже сговор с АдГ и другими неонацистскими группировками, устроившими демонстрации, перешедшими в настоящие погромы, в Хемнице против мигрантов.
Ситуация благоприятна для Андреаса Кальбица. Ведь два самых крупных традиционных течения внутри Адг его поддерживают, а он, в свою очередь, является связующим звеном для сближения этих противоречивых направлений. Отчасти этим объявляется его радикальная позиция. Александр Гауланд и Алис Вайдель, две ключевые фигуры в национал-либеральном движении, возглавлявшие списки АдГ на выборах в Бундестаг в 2017 г., выступили против исключения Кальбица. Бывший член ХДС Гауланд олицетворяет тенденцию реабилитации немецкого национализма, считая, что нацизм является лишь печальным эпизодом в «великой истории» Германии. Вайдель, в прошлом профессиональный финансист, молодая женщина 41 года, часто работала с американским банком Goldman Sachs, а также является членом Фонда Фридриха фон Хайека. Ярая сторонница монетаристского экстремизма, она считает, что государственный социальный сектор и социальные расходы ущемляют конкурентные возможности «автохтонных» предприятий, а также что бедные и мигранты являются «балластом» для экономики.
Пока не понятно, приведут ли эти противоречия интересов к настоящему расколу. Социологический опросы показывают, что сейчас примерно 10 % населения поддерживают АдГ, в то время как рейтинг ХДС растёт и отвоёвывает симпатии самой правой части своего электората. Но в истории АдГ такое уже было: незадолго после создания партия пережила пертурбации, в результате которых два её основателя были исключены. Однако её продвижению на политической арене это не помешало. Более того, несмотря на проблемы, возникшие в её рядах в связи с коронавирусом, она может воспользоваться начавшимся экономическим кризисом, назначить иностранцев и евро козлами отпущения и виновниками надвигающихся проблем, отвоевав тем самым свои политические позиции. Райнер Вульф, специалист по ультраправым из Die Linke, призывает «быть бдительными и осторожными»: эти тенденции могут возобладать, учитывая что ни Германия, ни другие страны Европы ещё не преодолели кризис коронавируса.