Помню, был в начале 2000-х в школах такой предмет – «Технология».
Нет, конечно, он и сейчас есть, но занимает в современной системе образования твердое и уверенное место. Технология заменила нынешним школьникам уроки труда.
Происходит настоящая системная работа. В начальных классах дети развивают моторику, глазомер и смекалку. Они лепят, рисуют, вырезают – осязают все предметы, конструируют поделки, сушат листья для гербария, задействуют творческое воображение. В более старшем возрасте мальчики изучают столярное дело, учатся работать по металлу и за станками. Девочки надевают передники и постигают азы кулинарии, а потом пытаются вдеть нитку в игольные ушки.
Словом, с ранних лет к ним приходит понимание, как появляется или создается та или иная вещь, какие материалы для этого нужны, могут ли они вообще творить руками.
Но у нас было не так. «Технология» еще не выжила с поля образовательного боя «Труд», который не очень изобретательно учил работать руками. На этих уроках мы сначала придумывали пластилиновых монстров, а потом разделились по гендерному признаку. Мальчики множили кривоногие табуретки, а девочки варили кислые борщи.
А на занятиях технологии все отдыхали после ручного труда. Учительница делала умное выражение лица, как будто понимала, зачем нужен этот предмет, и рассказывала что-то про устройство компьютера. Информатика при этом в школе тоже была. А компьютеров у многих дома – нет.
Получались стерилизованные теоретические уроки вроде истории древнего мира или риторики, которые застыли на стыке других дисциплин. В лучшем случае ты получал абстрактные знания и знал, что эта огромная штуковина на полу называется «системный блок». Но руками никто не работал, практические навыки не приобретались.
Сейчас, говоря о «Технологии», учителя рассуждают о гибкости и связи с профессиональным обучением. Ученики должны попробовать разные сферы деятельности на практике: посетить привязанные к учебному заведению колледжи и центры профподготовки, стать за современные станки, выполнить задание преподавателя, даже получить инженерные знания.
В моей же юности я выбирал профессию вслепую: поняв, что табуретки у меня выходят не очень, я ушел в сферу интеллектуального труда. А ведь мог посетить несколько колледжей и «загореться» другой профессией, увидеть, что меня реально ждет в будущем и чего я смогу добиться.
И таких, как я, было много.
25.06.2020 F