Найти в Дзене
Светлана Филиппова

Как малыши учатся читать. Часть 2.

Помним, что при чтении произносим ЗВУКИ. Для удобства будем сокращать: Глаза при чтении двигаются не равномерно по строке, а «скачками», короткими «пробежками» (хотите, проверьте))). После каждой такой «пробежки» возникает остановка – фиксация. Именно в это время происходит опознание одной или нескольких букв, слов, группы слов. Фиксируя даже одну букву, глаза в своем движении по строчке замечают несколько соседних с ней букв. Это боковое поле видения. В отношении процесса чтения этот феномен называют полем чтения. И мы понимаем, что у человека с хорошим навыком чтения достаточно хорошее поле чтения: оно может охватывать несколько букв, слогов, слов, предложений. Именно поэтому в основе обучения чтению находится слог-слияние. Эта та основная конструкция, которую фиксирует глаз во время остановки на строке. Структура слога-слияния: согласный +гласный (СГ). Напомню, что в школьной практике согласные принято обозначать синим цветом, гласные – красным. Кроме слога-слияния есть и другие
Оглавление

Помним, что при чтении произносим ЗВУКИ.

Для удобства будем сокращать:

  • гласная буква – это буква гласного звука
  • согласная буква – буква согласного звука

Глаза при чтении двигаются не равномерно по строке, а «скачками», короткими «пробежками» (хотите, проверьте))). После каждой такой «пробежки» возникает остановка – фиксация. Именно в это время происходит опознание одной или нескольких букв, слов, группы слов. Фиксируя даже одну букву, глаза в своем движении по строчке замечают несколько соседних с ней букв. Это боковое поле видения. В отношении процесса чтения этот феномен называют полем чтения. И мы понимаем, что у человека с хорошим навыком чтения достаточно хорошее поле чтения: оно может охватывать несколько букв, слогов, слов, предложений.

Именно поэтому в основе обучения чтению находится слог-слияние. Эта та основная конструкция, которую фиксирует глаз во время остановки на строке. Структура слога-слияния: согласный +гласный (СГ). Напомню, что в школьной практике согласные принято обозначать синим цветом, гласные – красным.

-2

Кроме слога-слияния есть и другие ориентиры во время фиксации взгляда при чтении:

1. Гласная буква, равная слогу: О-сы.

2. Твердая согласная в слиянии с гласным: Ра-Ма

3. Мягкая согласная в слиянии с гласным: Ли-са, мо-Ре

4. Согласная бука за пределами слога-слияния: С-то-Л

5. Йотированная гласная (синтетическая) как показатель двузвучного слога: Е-ли, обезь-Я-на

6. Йотированная гласная как центр слога: Яб-локо, ла-Ет

7. Й краткое: маЙ-ка, краЙ, раЙ-он

8. Мягкий знак как показатель мягкости согласного: тЬма, всколЬзЬ

9. Мягкий знак и твердый знак как разделительные: вЬюга, сЪемка

Поэтому наибольшего успеха можно достичь, если при обучении чтению ориентировать малыша не только на гласную, но и на согласные буквы в слове.

Начинаем читать со слога.

В слоге-слиянии СГ два звука тесно связаны между собой, они сливаются вместе и произносятся без остановок, слитно, неразрывно друг от друга.

-3

Здесь нам поможет пение: будем петь слог-слияние. Медленно, отчетливо. Попробуйте:

  • М-М-М-А-А-А
  • Л-Л-Л-У-У-У
  • Н-Н-Н-Ы-Ы-Ы

При изучении каждой новой буквы полезно заполнять и читать таблицу слогов.

-4

Когда надо прочитать целое слово.

После многочисленных тренировок в чтении слогов слияний, малыш узнает эти слоги в слове, а потом добавляет к ним другие имеющиеся в слове и знакомые буквы: с-ТО-л (вспомните о поле чтения).

И читает новые слова, словосочетания и предложения.